Почему мы так плохо знаем математику? Во всем виноваты древние греки

30.09.2022, 13:59
Математика вызывает у многих детей и взрослых страх и беспокойство. Учить ее хотят немногие, что сказывается на интеллекте людей. Но почему так происходит?
Никита Шевцев
Почему мы так плохо знаем математику? Во всем виноваты древние греки

Мало кто над этим задумывался, но наш страх математики и нежелание ее изучать в школе происходят из-за философского смысла, который ей придавали древние греки.

Многие наши интеллектуальные традиции восходят к этому времени и месту, от научного использования греческих букв до принятия греческого термина «академия» в качестве хранилища знаний нашего общества. Древние греки считаются мыслителями, которые объединили искусство, науку и религию, поскольку они «стремились понять мир при помощи логики и математики». Но это зависит от того, как вы смотрите на логику и математику.

Логично ли предполагать, что «все есть число», как это делали пифагорейцы?  Это привело их к приданию определенным числам особого статуса и отказу от нуля как числа. Хотя отрицательные числа были приняты в китайской и индийской культурах, древние греки их не использовали.

Почему нам пора перестать мыслить, как греки?

Что на самом деле божественного в пропорции, иногда известной как золотое сечение?  Хотя мы часто придаем этой идее значимость, нет никаких доказательств того, что все прекрасное в природе следует этой математически выведенной геометрии, как утверждали ученики Евклида. Греки обычно приписывали мистические силы формам и фигурам: Платон описал 12-гранный додекаэдр как форму, которую Бог использовал «в качестве модели для деления Зодиака на 12 частей». Но в этой геометрической форме нет ничего святого. Иногда форма — это просто форма.

Возводить такие идеи на пьедестал проблематично, потому что это создало облако благоговения и «непохожести» вокруг математики. Это отразилось на том, как мы ее преподаем и как она воспринимается. Математика наделена почти священным статусом.

Из-за этого большое число школьников приходят к пониманию того, что математика — это «просто не мое». В Великобритании 36 процентов детей в возрасте от 15 до 24 лет испытывают беспокойство по поводу математики. Некоторые молодые люди даже испытывают чувство «отчаяния и ярости» по поводу математики. Данные показывают, что это беспокойство сохраняется и во взрослом возрасте, равно как и отказ от использования математики в жизни. Только 20% взрослых в Великобритании говорят, что гордились бы, если бы их ребенок хорошо разбирался в математике, тогда как хорошее чтение и письмо у школьников вызывают гордость у 50% опрошенных.

Введение негреческого, более утилитарного подхода к математике могло бы помочь справиться с этой проблемой. Шумерские строители использовали то, что мы называем теоремой Пифагора, для создания прямых углов задолго до появления греков. Вавилоняне использовали алгебру в качестве инструмента для расчета налогов. Во времена древних греков индийские мыслители использовали отрицательные числа для расчета долгов.

Математика — это социально полезная наука, она нужна каждому. Это не религиозное движение. Возможно, нам следует решить эту проблему, как это делали древние шумеры, добавляя математику в гуманитарные науки, а не в естественные. Может быть, тогда математика, наконец, будет принадлежать всем нам.

©  Популярная Механика