Почему мы не запоминаем свои сновидения
Некоторые сны кажутся такими реальными и волшебными, что хочется, чтобы они никогда не заканчивались. Но проснувшись, мы даже не можем их вспомнить…
Томас Андриллон, нейробиолог из Университета Монаша в Мельбурне, Австралия, говорит, что сны видит абсолютно каждый человек, просто многие их быстро забывают. Исследования постоянно показывают, что даже люди, которые не могли вспомнить ни об одном сне за десятилетия, вспоминали их, если просыпались в нужный момент.
Хотя ученые до сих пор не могут назвать точную причину такого забвения, у них есть несколько догадок, которые были подтверждены исследованиями. Согласно работе 2011 года, когда мы засыпаем, не все области мозга отключаются одновременно. Исследователи обнаружили, что одним из последних засыпает гиппокамп, который играет решающую роль в перемещении информации из кратковременной памяти в долговременную.
Андриллон отмечает, что если гиппокамп отключается последним, то, скорее всего, и просыпается он тоже в последнюю очередь. Получается, что когда мы просыпаемся, сон еще «находится» в кратковременной памяти, а поскольку гиппокамп до сих пор дремлет, он не успевает его перенести в долговременную.
Хотя это может объяснить, почему воспоминания о сновидениях так мимолетны, это не значит, что гиппокамп совсем неактивен в течение всей ночи. На самом деле, эта область работает во время всего сна, обрабатывая существующие воспоминания. «Некоторые данные показывают, что [во время некоторых стадий сна] гиппокамп посылает информацию в кору головного мозга, но не получает ее», — комментирует Андриллон. А это опять-таки говорит о том, что как только вы проснулись, сон не может быть «записан» мозгом, так как гиппокамп не принимает «входящие заявки».
Неспособность запоминать сны также связана с изменением уровня двух нейромедиаторов: ацетилхолина и норадреналина. Они особенно важны для сохранения новых воспоминаний, но когда мы засыпаем, их уровень резко падает. Интересно, что когда начинается фаза быстрого сна (REM-фаза), во время которой мы видим самые яркие сновидения, уровень ацетилхолина возвращается к показателям бодрствования, однако норадреналин остается низким. Правда, причины такого распределения этих химических соединений ученым еще только предстоит понять.
Эрнест Хартманн, профессор психиатрии в медицинской школе Университета Тафтса, очень долго занимался изучением сновидений. В одной из своих работ он предположил, что на самом деле мы не запоминаем сны, так как они слишком несущественны. Сейчас вы вряд ли вспомните, о чем думали, когда чистили утром зубы. Ваши мысли просто блуждали, а такой беспорядочный поток мозг привык считать бесполезными. И все же если ваш сон был очень ярким, будоражущим и эмоциональным, скорее всего, вы будете помнить его какое-то время. Точно так же, как запомните мысль, сказанную себе за чисткой зубов, если она была очень важной.