Почему молодые миллиардеры такие скучные
Конспект материала автора Bloomberg Энн Вандермей о различиях между старым и новым поколениями американских миллиардеров.
Детство Уоррена Баффета сложно назвать беззаботным: отец долго не мог найти работу, мать срывалась на детей, порой они жили впроголодь. Со временем, однако, жизнь семейства наладилась, и отец будущего инвестора даже стал конгрессменом.
Баффет рано увлёкся числами и стал одержим планированием каждой мелочи — даже установил частоту появления той или иной буквы в Библии. К 15 годам он заработал несколько тысяч долларов, разнося газеты. А всё остальное — история.
Недавно состояние тридцатичетырёхлетнего Марка Цукерберга стало больше состояния легендарного инвестора, которому уже 87 лет. Разрыв между ними закрылся благодаря резкому росту акций Facebook и крупным пожертвованиям инвестора. Таким образом, три богатейших человека планеты — Джефф Безос, Билл Гейтс и Марк Цукерберг — выходцы из технологической сферы.
Если сравнить детство Баффета и многих его современников с детством Цукерберга, ранние годы основателя социальной сети покажутся куда более скучными: он вырос в Доббс-Ферри, зажиточном пригородном районе Нью-Йорка, в семье дантиста и психиатра. Отцовским компьютером будущий миллиардер начал пользоваться довольно рано, при этом быстро показав способности к программированию.
История Цукерберга вполне типична для нового поколения миллиардеров, заработавших на технологиях: обеспеченное детство, ранний доступ к компьютеру, первоклассное (или даже брошенное) образование.
Основатель Facebook в 12 лет создал утилиту для мгновенного обмена сообщениями для практики своего отца. Джек Дорси, создатель Twitter, уже в 15 лет удивлял всех на стажировке по программированию, а бывший глава Uber Трэвис Каланик овладел кодом уже в средней школе.
В рейтинге миллиардеров Bloomberg компании 64 бизнесменов связаны с технологиями. Только за 2018 год в этой индустрии появилось 11 новых миллиардеров.
Человек, который сделал себя сам, всегда играл важную роль в сознании американцев. Бизнесмены старого поколения разносили газеты, продавали напитки, закаляя характер. Но студенты, бросившие престижные университеты, всё усложняют.
Они полны дарований, а в их жизни трудностей меньше, чем у дельцов прошлого. Сложно, в конце концов, стать компьютерным гением без компьютера. И этот поворот характеризует одну из насущных проблем современной американской экономики — для миллионов людей с низким доходом становится всё сложнее создать что-либо с нуля. Ведь чтобы бросить учёбу в Гарварде, нужно сначала в него попасть.
Несмотря на то, что отец Баффета был политиком и бизнесменом, он часто шутит, что выиграл в «яичковой лотерее». Да, он учился в бизнес-школе Колумбийского университета под руководством прославленного инвестора Бенджамина Грэма. Однако многие бизнесмены поколения Баффета не сидели по общежитиям.
Например, Брутон Смит, бывший руководитель Speedway Motorsports, вырос на ферме, ни дня не провёл в колледже и однажды пришёл на стройку с дробовиком, чтобы уладить трудовой конфликт.
Да, с одной стороны, здорово жить в эпоху умников и наблюдать закат корпоративного мачизма. Но с другой — сегодня подростку из бедной семьи куда сложнее повторить путь Цукерберга, нежели Ллойда Бланкфейна, генерального директора Goldman Sachs, который вырос в многоквартирном доме в Бруклине и одно время продавал напитки на стадионе бейсбольной команды «Янкиз», чтобы подзаработать.
Согласно статистике, подлинно американские истории успеха случаются всё реже. Классовая мобильность — количество детей, зарабатывающих больше родителей, — неизменно падает с середины прошлого века. Экономист Радж Четти выяснил: лишь половина детей, рождённых в 1980 году, получает больше своих родителей. В те же 1940-е их доля превышала 90%.
Разумеется, заработок самых успешных бизнесменов превосходит не только родительский, но и заработок любого другого человека. Согласно статистике, доходы самых богатых американцев растут значительно быстрее доходов низших слоёв населения. 40 лет назад было наоборот, показывают результаты исследования группы французских экономистов.
В прошлом году международная организация Oxfam, занимающаяся проблемами бедности, выяснила: 80% всех доходов приходятся на 1% населения планеты.
Поэтому истории Цукерберга, Дорси и многих других в этом смысле показательны и демонстрируют концентрацию богатства в руках немногих. По данным Федеральной резервной системы США, капитал среднестатистической семьи к 2016 году так и не вышел на докризисный уровень, тогда как 10% самых состоятельных увеличили его в несколько раз.
Конечно, есть и те, кому большие деньги достались с трудом. Илона Маска, отпрыска богатой семьи, сильно дразнили в школе, в 17 лет он один переехал в Канаду из Южной Африки, поступил в Университет Куинс, перевёлся в Университет Пенсильвании и бросил учёбу во время докторской программы в Стэнфорде.
Джефф Безос родился, когда его матери было 16 лет, и через четыре года мальчика усыновил кубинский эмигрант, работавший инженером. Родители Сергея Брина, видные учёные, переехали в США, когда ему было шесть лет, спасаясь от антисемитских настроений в академической среде того времени.
Но даже они очень отличаются от бизнесменов поколения Баффета. Хотя бы потому, что их родители были людьми науки.
Очевидно, сдвиг экономики в сторону технологий — не вина молодых. Быстрый темп инноваций сделал образование одним из важных факторов в формировании будущего дохода, усугубив и без того растущее неравенство.
И хотя общий уровень образования растёт, около 70% взрослых американцев не закончили колледж, хотя высшее образование сейчас требуется даже для офисной работы. А зарабатывают получившие степень бакалавра вполовину больше тех, кто просто закончил школу. Почти рекордная разница.
Так называемый цифровой разрыв между богатыми и бедными семьями укрепил разрыв между имущими и неимущими. Несмотря на распространение компьютерных технологий, сегодня у бедных детей, скорее всего, не будет доступа к материалам, помогающим рано развивать навыки программирования.
Поэтому можно принять за факт, что возможности населения становятся всё более и более неравными. Но к чему это может привести, пока неясно, ведь разрыв между бедными и богатыми тянет за собой целый ворох политических проблем.
К примеру, власти Сиэтла проголосовали за введение штрафного налога на каждого рабочего в Amazon и других крупных компаниях, чтобы как-то решить проблему бездомных. Вскоре администрация смягчила требования, но напряжение никуда не ушло.
В отличие от предпринимателей прошлого, миллиардеры нового поколения с их историями вряд ли смогут снизить уровень народного недовольства. Ведь все три самых молодых миллиардера в рейтинге Bloomberg — основатели Facebook.
Их история стала настоящей легендой: после беззаботной жизни в Доббс-Ферри Цукерберг поступил в Гарвард и создал Facemash, где пользователи оценивали привлекательность девушек. Затем он и его друзья бросили учёбу, чтобы основать Thefacebook.com.
И всё же стоит признать: американская мечта по большей части всегда оставалась выдумкой. Вероятность того, что ребёнок из низов пробьётся на самый верх, составляет менее 10%. По сравнению с другими странами показатель невысокий, но так было и в 1970 годах.
И пусть сегодня моральный облик Марка Цукерберга безупречен: семьянин, благотворитель. Однако те, кто попытается пойти по его пути, непременно обратят внимание на прошлое главы Facebook, который срезал несколько углов.
© vc.ru