Почему корабли без моряков лучше, чем с ними: неочевидные преимущества
На самом деле беспилотный корабль пока что просто выполняет другие функции — например, выслеживать подлодку. Но вскоре могут появиться и боевые варианты.
DARPA, исследовательское агентство Пентагона, хочет спроектировать полностью автономный корабль с нуля. Проект, известный как NOMARS, направлен на создание корабля, где каждый сантиметр полезен — тут не будет ни жилых помещений, ни камбузов, ни туалетов. Зато будет место для электроники и оружия.
Автономный боевой корабль
«Программа NOMARS направлена на проектирование судна, которое может работать автономно в течение длительного времени в море. Отсутствие экипажа облегчит процесс проектирования судна, исключив конструктивные соображения, связанные с присутствием людей, — сообщает DARPA. — NOMARS фокусируется на изучении новых подходов к проектированию каркаса судна (судна без систем управления) с учетом типичных размеров полезной нагрузки, веса и мощности».
Теоретически корабль без помещений для экипажа должен иметь возможность разместить больше оружия, датчиков и других систем в корпусе заданного размера, чем судно с экипажем. Это либо означает, что корабль без экипажа будет обладать большими возможностями, чем аналогичный по размеру пилотируемый аналог, либо, что более вероятно, корабль без экипажа будет просто меньше, но равен по возможностям обычному кораблю.
У DARPA уже был похожий проект — «Морской охотник» (Sea Hunter). Это экспериментальный корабль-робот размером с яхту, предназначенный для автономного обнаружения и отслеживания дизельных подводных лодок. Поскольку преследование тихой дизельной субмарины может быть долгим и утомительным процессом, который может длиться несколько дней, военные хотели поручить роботу эту тяжелую работу, в то время как люди вовлекались бы в дело лишь в самом конце, когда требовалось уничтожить субмарину (ну, или потерпеть поражение, встретившись с русской подлодкой).
Всем, кто побывал на борту «Морского охотника», он казался нечеловечески узким. Это судно шириной 3,3 метра, которое, казалось, сжали в тиски. Действительно, это было бесчеловечно, потому что там не было помещений для экипажа: было что-то жуткое в машинном отделении, где не было ничего, кроме механизмов, или в отсеке, который называют мозгом корабля. Это была просто стойка с компьютерным оборудованием.