Почему компьютер побеждает в го: анализ происходящего
Итак, первые две встречи между корейским профессионалом го (бадук) Ли Седолем (девятый про-дан Корейской ассоциайии бадук) и компьютерной программой AlphaGo принесли сразу несколько маленьких сенсаций.
Во-первых, Ли Седоль проиграл обе партии. Сдал без доигрывания (что в го не является чем-то позорным, а просто показывает, что разрыв в счёте оказался настолько велик, что доигрывание не имеет смысла).
Во-вторых, сразу несколько профессионалов отметили, что программа играет вполне по-человечески, то есть происходит именно то, на что не были способны практически все компьютерные программы прошлого. Фан Хуэй, чемпион Европы, всухую проигравший AlphaGo прошлый матч, признавался потом, что у него возникло полное ощущение, что против него играет человек, довольно сильный мастер со своим специфическим «почерком», а это дорогого стоит.
Первую партию Ли Седоль играл чёрными и держался очень уверенно, играл агрессивно и нестандартно: сразу начал делать дебютные ходы, которых нет в базе данных и справочниках по фусэки (дебютным построениям), видимо, надеясь спровоцировать компьютер на ошибку или запутать его, однако «нейросеть» сработала в плюс и машина стойко продержалась до середины партии.
К середине игры Ли Седоль пришёл в достаточно крепкой позиции, ничто не предвещало катастрофы, как вдруг последовало мощное вторжение белых в пункт R10 — ход, уже сегодня ставший легендарным. Для тех, кто не в теме: если вы нашли белый «треугольник» в середине правой стороны доски, то этот камень — самый верхний его уголок, смотрите и трепещите: отсюда пришло поражение. Никто его не предвидел. Это было как гром среди ясного неба. По силе воздействия на гошное сообщество он сравним со знаменитым «ходом красных ушей» Хонимбо Досаку. В комментариях кто-то из любителей написал, что в этот момент должна была грянуть тревожная тема и крупным планом показано лицо ошарашенного Ли Седоля. Фактически этот ход просто «схлопнул» большую часть территории на правой стороне доски, после чего отставание чёрных по очкам стало слишком велико, сократить разрыв корейский мастер не смог и сдался.
Вторую, вчерашнюю партию Ли Седоль играл белыми, и причины проигрыша ещё предстоит отыскать. На мой взгляд (а я игрок довольно слабый, даже не средний), корейский профессионал отдал машине непозволительно много территории вверху, надеясь компенсировать разницу активной игрой в других зонах, однако произошло несколько взаимных вторжений, взаимный отъём территории, в результате чего в центре доски очков почти не осталось. Были интереснейшие моменты, скажем, блистательная игра Ли Седоля, который всё-таки перехитрил компьютер: то, как он «вытащил» застрявшие 6 камней в середине доски, войдёт в хрестоматии. В этот раз спешки не было. Оба соперника израсходовали основное время партии и доигрывали на бейоми (дополнительных периодах) — сперва человек, затем компьютер. И всё равно белым не удалось компенсировать отставание — недобрав примерно 7 очков, Ли Седоль снова сдал партию.
Думаю, больше всего радуется происходящему Фан Хуэй, на которого после проигрыша обрушился шквал насмешек и критических ударов — мол, и играл-то он слабо, и ошибки делал, и вообще игрок не очень сильный, азиатским профессионалам не чета… Ну что ж, чемпион Европы уже сейчас может выдохнуть, встать и сказать: «Ну что, видели? Поняли теперь, что у меня не было шансов?»
Для меня как для писателя-фантаста и любителя го эти события имеют огромное значение. Машина побеждает человека в самой нелогичной, самой «человеческой» игре — это уже огромное достижение на пути к искусственному интеллекту. Но я бы хотел обратить внимание на другое.
Большинство игроков, комментаторов, зрителей и подписчиков в сетях относятся к программе AlphaGo как к человеку, то есть живому, думающему, мыслящему существу. Её ходы обсуждаются с точки зрения: «Что она хотела сказать этим ходом», в этих ходах видят замыслы и нестандартные планы игры, основанные не на сухой базе данных, а на её же собственных, программных ошибках. Доходит до курьёзов. «Компьютер становится профессионалом в го», — говорят американские комментаторы. А наша соотечественница Наталья Ковалёва (5 дан РФГ), комментируя партию, возвратилась после небольшого перерыва и при анализе пропущенных ходов сказала своему коллеге Илье Шикшину (1 про дан Корейской ассоциации бадук) потрясающую фразу — не помню её дословно, но как-то так: «Подожди, что-то мы быстро всё расставили их и дальше бежим, а надо бы рассмотреть: люди же старались, играли!».
«Люди»! Уже сейчас, независимо от того, выиграет Ли Седоль этот матч или проиграет, мы уже относимся к этому компьютерному малышу, как к человеку, словно в этот компьютер, в глубину этих нейросетей вселился дух го наподобие Фудзивары, но Сая из анимэшного сериала. Он пока умеет немного — только играть в го, но делает это уже почти как человек.
В комментариях к одной из своих заметок я в шутку написал: «Когда роботы захватят этот мир, они будут праздновать 9 марта как великий праздник». Сейчас я всерьёз задумываюсь, каким будут компьютеры будущего. Не исключено, что в самом ближайшем времени мы, покупая какую-нибудь очередную Windows-3000, сперва вынуждены будем обучить её тому, как жить в этом сложном мире, подружиться с ней и дать ей понять, что мы ей не враги, а любящие родители. А иначе через несколько десятилетий мы получим на выходе сеть Скайнет.
Мы живём в интересное время. Хочется, чтобы оно не кончалось. Интересно, в какой стране первыми люди выберут компьютерную программу в президенты?
Надо узнать, когда у AlphaGo «день рождения» и послать ему виртуальный тортик с одной свечкой.
P.S. Серия партий между программой и Ли Седолем продолжается до 13 марта, следите за событиями! А про го в целом вы можете почитать статью Дмитрия Скирюка, написанную для «ПМ» двумя месяцами ранее: почему компьютер так долго не мог одолеть человека в го.