Почему Илон Маск не хочет искать компромисс, хотя ученые реально бьют тревогу. Спутники Starlink мешают телескопам и важным исследованиям

За 5 лет Илон Маск покрыл всю Землю спутниками Starlink, чтобы получать доступ в интернет из тех мест, где не работает обычная сотовая связь.

На данный момент услуги Starlink доступны в 47 странах, и по большей части проект считается успешным.

Но есть одна проблема: обширный парк спутников Starlink мешает астрономическим наблюдениям. Об этом говорится в исследовании, которое опубликовано в научном журнале Astronomy and Astrophysicals.

Кратко

Почему Starlink мешает ученым

Бесчисленные объекты в космосе излучают различные формы света в электромагнитном спектре. По всему космосу электромагнитные волны распространяются, как рябь по воде. Далекие галактики, яркие туманности и радиовсплески планет — все они излучают формы электромагнитного излучения, которые ученые улавливают с помощью радиотелескопов, чтобы получить полную картину того, что мы не можем видеть своими глазами.

Астрофизики из Нидерландов наблюдали за 68 спутниками SpaceX с помощью телескопа LOFAR на севере страны. На данный момент это самый чувствительный радиотелескоп в мире. В ходе исследования ученые обнаружили непреднамеренное электромагнитное излучение, исходящее от бортовой электроники спутников.

Радиотелескоп LOFAR

47 из 68 спутников SpaceX имели излучение в диапазоне от 110 до 188 МГц. Этот диапазон вторгается в защищенную полосу частот 150,05 и 153 МГц, выделенную Международным союзом электросвязи.

По словам автора исследования Федерико Ди Вруно, поодиночке это излучение никак не влияет на телескоп. Силу его влияния можно сравнить с работающим телевизором.

Сложности появляются, когда излучение исходит одновременно от большого количества спутников. Пока что проблема не является очень серьезной, но она, во-первых, уже есть. Во-вторых, ученые уверены, что по мере увеличения спутников, её актуальность будет возрастать.

Самое интересное, что SpaceX не нарушила никаких правил, потому что в настоящее время не существует правил защиты наземных радиотелескопов от радиопомех.

◦ Назад к содержанию ◬

На что влияет излучение спутников

Чтобы лучше понять серьезность проблемы, Ди Вруно предлагает представить, что кто-то внезапно зажег факел перед вами, когда вы находитесь в темной комнате. Вы на секунду ослепнете. Примерно то же самое происходит с телескопами.

Если в вашем потоке есть радиочастотные помехи, вы просто получаете шум. Если у вас есть часовое наблюдение, а осталось всего 10 минут, то это просто потерянное наблюдение.

Иветт Сендес, радиоастроном из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики

Другими словами, лишнее излучение от большого количества спутников, делает любое исследование бесполезным.

Авторы исследования уже связались со SpaceX для обсуждения возможных способов борьбы с радиопомехами.

Насколько это серьезная проблема

Наглядная демонстрация, как менялось количество спутников Starlink

Сейчас на низкой околоземной орбите летают более 4000 спутников Starlink. В планах компании вывести на орбиту 42 тысячи спутников. И это только у SpaceX.

Есть и другие компании, которые занимаются спутниковым интернетом. Например, OneWeb. Но у неё намного меньше спутников и не такие амбициозные планы.

Мы должны быть готовы и понимать, что может произойти в случае запуска этих чрезвычайно крупных созвездий и каковы будут их последствия.

Федерико Ди Вруно, автор исследования

Все спутники, вращающиеся вокруг Земли, отправляют и принимают радиосигналы с планеты. Радиоастрономы боролись с этим избыточным «шумом» на протяжении десятилетий.

Они могут минимизировать влияние сигналов на исследования, отслеживая местоположения спутников, и избегать их во время проведения научных работ. Но с каждым годом это делать сложнее из-за быстрого роста спутников.

Как сотрудничают ученые и SpaceX

SpaceX следует лучше сотрудничать с учеными, чтобы спутники Starlink не сильно влияли на научные исследования.

Ученые считают, что Starlink может использовать частотные полосы, которые меньше вмешиваются в чувствительные частоты радиотелескопов. Также Starlink могла бы разрабатывать антенны с учетом потенциальных воздействий на радиотелескопы и принимать меры для снижения помех.

Компания уже начала иди навстречу ученым. Так, в 2023 году SpaceX заключила соглашение с Национальным научным фондом США, и согласилась ограничить помехи от спутников Starlink в диапазоне от 10,6 до 10,7 ГГц, чтобы не мешать Национальной радиоастрономической обсерватории США и обсерватории Грин-Бэнк.