Почему болезнь Альцгеймера — на самом деле не болезнь
Пока врачи ставят множеству пациентов этот диагноз, ученые начинают сомневаться в существовании болезни Альцгеймера как отдельной патологии.
«Болезнь Альцгеймера, как и рак молочной железы, не является одним заболеванием, — говорит Шубхабрата Мукерджи, доцент кафедры общей внутренней медицины в Медицинской школе Университета Вашингтона. — Я думаю, что хорошее лекарство может потерпеть неудачу в клинических испытаниях, потому что не у всех пациентов одинаковый тип болезни Альцгеймера».
Что такое болезнь Альцгеймера?
В работе, опубликованной в журнале Molecular Psychiatry, приняли участие 4050 человек с поздней стадией болезни Альцгеймера. Их всех разделили на шесть групп на основе их когнитивных функций на момент постановки диагноза, а затем использовали генетические данные, чтобы найти биологические различия между этими группами.
«Выводы захватывающие, — сказал один из авторов работы Пол Крейн, профессор общей внутренней медицины в Медицинской школе Вашингтонского университета. — Мы обнаружили существенные биологические различия между когнитивно-определенными подгруппами пациентов с болезнью Альцгеймера».
Когнитивные способности участников оценивали по четырем областям: память, исполнительное функционирование, язык и зрительно-пространственное функционирование. У самой большой группы (39%) во всех четырех областях оценки были примерно одинаковые. У следующей по величине группы (27%) показатели памяти были значительно ниже, чем у других. У небольших групп языковые баллы были значительно ниже, чем у других (13%), показатели зрительно-пространственных функций были значительно ниже, чем у других (12%), а показатели исполнительных функций были значительно ниже, чем у других (3%). У 6% пациентов показатели двух областей были значительно ниже, чем у других.
Генетический анализ показал наличие 33 однонуклеотидных полиморфизма (SNP) — специфических участка по всему геному, где генетическая связь была очень сильной для одной из подгрупп. Эти генетические взаимосвязи оказались сильнее, чем самые сильные эффекты, обнаруженные в более раннем и гораздо более крупном исследовании международного консорциума, в котором болезнь Альцгеймера рассматривалась как одно однородное заболевание. Так что, судя по всему, нам еще предстоят годы исследований, прежде чем мы сможем разделить эту болезнь на множество более правильных диагнозов, для каждого из которых будет свое лечение.