Почему аналитики никогда не поймут Apple
Автор многочисленных рекламных кампаний Apple и книги «Insanely Simple» Кен Сигал пытается ответить на мучающий всех нас вопрос.
Ладно, согласен. Заголовок слишком оптимистичен. Давайте перефразирую:
Они никогда не поймут Apple. Никогда.
Думаю, это можно списать на особенности человеческого поведения. Как любили говорить в Apple участники первой макинтошевской команды, пиратом быть намного веселее, чем матросом. Или, в терминах Звездных войн, гораздо интересней быть повстанцем, чем на стороне Империи.
Учитывая нынешние размеры компании, Apple можно легко рассматривать как военно-морской флот и Империю вместе взятые. Поэтому я понимаю, почему спорт выискивания трещин в броне Apple так популярен.
Я не перестаю удивляться тому, что люди до сих пор не могут постичь образ мышления и поведение Apple — даже несмотря на то, что они раз за разом наблюдали один и тот же сценарий.
Очередной замечательный пример появился в конце апреля в международном издании USA Today под заголовком «Сейчас Apple лучше всех». В статье автор Джон Шварц рассказывает, какие классные штуки делает сейчас Apple. Но потом предостерегает, что Apple вскоре «сдуется», как в свое время IBM.
По крайней мере, он последователен. В октябре 2012 года из-под его пера выходила другая статья, тоже в USA Today, озаглавленная «Год после смерти Джобса, насколько высоко Apple сможет взлететь?». Хоть Apple в то время и была на вершине успеха, но уже тогда Шварц фокусировался на печальном будущем компании. Сейчас, несмотря на почти трехлетнюю историю постоянной лажи в предсказаниях, Джон решил взяться за старое.
Правда заключается в том, что ошибочное представление о будущем Apple — это прямое следствие ошибочного представления о прошлом компании. Если вы неспособны оценить что именно привело компанию к прошлым успехам, вы не составите прогноз на будущее.
Помните все негативные статьи про Apple, вышедшие в тихие годы, предшествовавшие представлению iPhone 6, Apple Pay и Apple Watch прошлой осенью?
Их лейтмотивом были обвинения Apple в том, что она разучились создавать что-то новое. Samsung был объявлен новым королем индустрии. Эту историю было легко рассказывать, ведь Джобса больше не было в Apple.
Бедная Apple, потерявшая всякое управление. Теперь все эти изобретательные дизайнеры и инженеры устраивают себе длинные обеды, а в остальное время бесцельно слоняются по коридорам в отсутствие лидера.
Конечно, эта идея была абсурдна. Единственным «доказательством», приведенным в подтверждение, был тот факт, что Apple не удалось представить новую революционную новинку в течение трех лет после выхода iPad. Это было бессмысленно хотя бы потому, что у самого Стива Джобса ушло 6 лет на разработку и представление iPhone после революции с iPod. Но чем чаще повторяли эту историю, тем больше и больше людей начинало в неё верить.
К счастью, теперь, оглядываясь назад, всё становится ясно.
Теперь мы знаем, что на самом деле в Период Великого Нытья у Apple была куча работы. Возможно, самый большой фронт работ за всю историю компании. И теперь у нас есть новый iPhone, Apple Pay и Apple Watch.
Для меня это всего лишь признак того, что Apple отлично справляется с тем, чтобы быть Apple. Их цель заключается в создании продуктов, которые люди могут полюбить, а такие вещи не делаются по расписанию.
А ещё теперь мы можем наглядно видеть, как темп инноваций Apple работает на благо самой компании и её клиентов.
Вернемся в 2011 год, когда чипы с поддержкой NFC впервые появились в мобильных телефонах. Тогда в Apple не поддержали новинку, и новая функция не появилась в iPhone 5. Многие видели в этом доказательство того, что Apple сдает в инновациях, и упадок компании не за горами.
Как объяснил Тим Кук, Apple входит в новые категории продуктов или сервисов только тогда, когда у них есть ощущение, что они смогут предложить что-то особенное. Таким особенным продуктом стал сервис Apple Pay. Для его реализации необходимо было не только неординарное инженерное решение, но и поддержка со стороны ведущих кредитных компаний, банков и ритейлеров.
Apple могла добавить поддержку NFC в своих устройствах еще несколько лет тому назад. Но просто добавлять бесполезные фичи «для галочки» — не в духе компании, такое решение скорее испортило бы впечатления от марки. А в итоге мы получили более безопасный, простой и гораздо более привлекательный продукт.
Другой хороший пример — Apple Watch.
Осенью 2013 года Samsung представила свои часы Galaxy Gear, почти за год до появления Apple Watch. Для тех, кто не понимает Apple, это было еще одно доказательство потери лидерства.
Но сейчас очевидно, что Apple просто сделала то же, что и всегда. Компания вошла на уже существующий рынок и потратила достаточно времени на создание продукта, который будет выделяться из толпы.
С Gear Watch Samsung ярко продемонстрировала, что они не Apple. В стремлении опередить своего конкурента в выходе на рынок они сделали очевидное — уменьшили телефон до масштабов запястья и добавили камеру. Для них это был всего лишь технологический вызов.
Apple со своей стороны тоже наглядно продемонстрировала, что она не Samsung. Как и с iPod, iPhone и iPad, компания тщательно изучала категорию в попытках понять, как можно «изобрести её заново» при помощи гениального дизайна и новой функциональности. Они поняли, что часы это не только технология, но и мода — и нанимали соответствующих сотрудников. Apple Pay также был важной частью концепции.
Так что да, Apple действительно на 2 года отстала от Samsung на рынке часов. Но как только все части нового продукта сложились вместе, Apple скакнула далеко вперед — где, вероятно, и останется в течение некоторого времени.
Есть ли мораль в этой истории?
Несомненно. Одна из самых старых в мире. Она гласит: вещи не всегда такие, какими кажутся.
Apple — одна из самых стабильных компаний в мире. Когда вы озадачены её поведением в настоящем, вам нужно просто вспомнить прошлое компании. Там вы найдете ответы на свои вопросы. Это очень легко сделать — даже если большинство критиков выглядят неспособными. [kensegall]
Твитнуть Поделиться в Facebook Рассказать ВКонтакте