Почему я решил закрыть подкаст «Рунетология», который вёл девять лет

Формат аудиоподкаста не популярен — проект будет представлен в иной форме.

Если быть точным, за последние годы я создал и вёл несколько аудиоподкастов:

  • «Рунетология» — 9 лет регулярных выходов. 330 выпусков, каждый примерно по часу.
  • «Рунет сегодня» — еженедельные новости рунета. Выходил и как радиопрограмма на радио «Финам FM» и «Столица FM» в Москве. 200 выпусков, несколько лет жизни.
  • «ЕвровЕдение» — неформальный путеводитель по Европе. 50 выпусков, выходил в течение года.
  • «Дело жизни» — интервью с увлечёнными профессионалами. Совместный проект с Superjob.ru. 24 выпуска, выходил в течение полугода.
  • «Интернет-магазин для начинающих» — совместный проект с PayU. Восемь выпусков.
  • Были и ещё проекты по мелочи.

Кроме этого, лет десять назад я построил и руководил одним из первых подкаст-терминалов рунета PodFm.ru. По стечению обстоятельств мне даже удалось на нём заработать. Не исключено, что я единственный в стране, кому повезло вынуть из подкастинга более или менее существенные деньги. Проект был куплен у меня примерно через год после старта. Сейчас он заброшен его нынешними хозяевами и выглядит, увы, плачевно.

Не менее печальна судьба другого легендарного подкаст-терминала Rpod.ru. Его владелец (легенда первых лет MTV в России) Василий Стрельников свернул проект, поставив в домене переадресацию на сайт своего сольного подкаста. Но и сам подкаст в итоге он забросил. Последний выпуск записан почти год назад.

Как ни жаль, но надо признать, что подкасты как формат в рунете не взлетели. Нельзя отрицать, что определённая аудитория у них есть. По моим очень примерным оценкам, хотя бы один русскоязычный подкаст в месяц порядка слушают 80–120 тысяч человек по всему миру. Ещё тысяч 150–300 касаются подкастов хотя бы раз в полгода. Это исчезающе мало.

Для подавляющего большинства носителей русского языка само понятие «подкаст» как было, так и остаётся абракадаброй. И эта ситуация уже не изменится. По меньшей мере в ближайшие 10–15 лет. Может быть, в будущем какое-нибудь новое поколение XYZ почему-то и развернётся в сторону аудиоформата. Но мне сложно представить, что может заставить их это сделать.

Особенно учитывая то, что один из самых распространённых способов послушать подкаст сегодня — за рулём, в автомобиле. А машины, в будущем становясь роботизированными, превратятся в мультимедийные системы, где главным предметом потребления станет видео. Думаю, что для массовой публики движущаяся картинка со звуком (в классическом виде или в форме виртуальной или дополненной реальности) будет всегда выигрывать у голого звука.

Подкасты остались (и, надеюсь, останутся) сопровождающим инструментом в некоторых продвинутых медиа (скажем, «Медуза» или «Арзамас» делают это по-настоящему классно). Но таких медиа — можно по пальцам одной руки пересчитать.

Также подкасты живут и будут жить как инициатива энтузиастов, которые увлечённо продолжают записи для своей, в каждом случае крайне ограниченной аудитории. Как пример такой инициативы нельзя не вспомнить легенду российского подкастинга — непотопляемый «Радио Т».

Но на пике даже у самых популярных выпусков подкастов количество прослушиваний поднимается до пары-тройки десятков тысяч раз. Слышал, что бывали редкие случаи, когда какой-то выпуск популярного подкаста набирал более 50 тысяч прослушиваний. Предположим, что были даже уникальные ситуации, когда выпуск набирал более 100 тысяч прослушиваний.

Но таких кейсов по рунету за всю историю русскоязычного подкастинга было крайне мало. 99,9% подкастов тонет в безвестности, набирая в лучшем случае несколько сотен прослушиваний на выпуск. Сравним это с сотнями тысяч прочтений на одну статью, которые нередко набирают многие текстовые СМИ, или с миллионами просмотров одного выпуска какого-нибудь из популярных YouTube-каналов.

Если посмотреть на ситуацию глобально — не знаю ни одной языковой зоны, где подкасты заняли бы хоть сколько-нибудь значимое место в медиапотреблении. Исключение — англоязычный мир. В нём есть пара сотен по-настоящему сильных и слушаемых подкастов. Есть даже несколько медиакомпаний, которые специализируются на их выпуске.

Но причина тому — интернациональность английского. Им владеют на порядок больше людей, чем русским. Но медиавлияние этих подкастов всё равно несопоставимо меньше, чем влияние англоязычных текстовых СМИ и видеоканалов. В США, Англии или Канаде массовый пользователь ни сном ни духом о подкастах.

Резюмирую. Подкасты в рунете не взлетели и не взлетят.

  • Слишком узкая потенциальная аудитория. Аудиалов, как говорят, не более 10%. Кроме того, только малая часть из них знает о существовании подкастов.
  • Аудитория не растёт. И надежд на её рост за счёт прихода в рунет новых людей уже нет.
  • Маленькая аудитория неинтересна рекламодателям и, следовательно, подкасты не смогут получать деньги на развитие. Энтузиасты не смогут уходить с работы и посвящать себя подкастам на 100%. Не будут возникать медиакомпании, создающие подкасты. За это некому платить.
  • И, наконец, аудиоподкаст — формат компромисса, который, кажется, просто перестал быть нужным. Это «недовидео» и при том более громоздкое для потребления, чем текст.

Надо признать — аудиоподкаст как для массовой аудитории потребителей, так и для потенциальных создателей контента — это как YouTube-канал, только хуже. Потому что нет изображения.

Ещё раз подчеркну, что не сомневаюсь в том, что подкасты в рунете будут жить в своей нише за счёт усилий энтузиастов. Но, как я писал выше, ниша эта крайне мала.

На днях я остановил записи своего последнего аудиоподкаста «Рунетология». И попросил редакторов перенести на YouTube-канал весь архив программы. Теперь моя основная медиаактивность будет в видеоформате. Надо признавать реалии и трансформироваться. Жду вас там. Как говорится, подписывайтесь и ставьте лайки.

#рунетология

©  vc.ru