По утрам вирусы могут действовать на организм в 10 раз сильнее, чем вечером: врач объяснил, почему так происходит

06.12.2022, 22:40
Время дня очень важно для прогноза развития вирусной инфекции. К такому выводу ученые из Кембриджского университета пришли еще в 2016 году, когда решили провести серию экспериментов. Как ни странно, сделанные ими выводы остаются актуальными до сих пор. С ними можно ознакомиться в тексте исследования, опубликованном в журнале PNAS.
Анастасия Шартогашева

Циркадные ритмы — колебания интенсивности протекающих в организме процессов в течение суток — часто влияют на нашу подверженность различным заболеваниям. Известно, например, что нарушение этих ритмов (нарушенный режим дня, работа в ночные смены, смена часовых поясов) приводят к хроническим заболеваниям. До недавнего времени ученые не знали, какова зависимость между временем суток и способностью организма сопротивляться бактериям и вирусам.

Чтобы пролить свет на этот вопрос, британские биологи провели несколько экспериментов на мышах и отдельных клетках. Выяснилось, что вирусные заболевания (эксперименты проводились с вирусами гриппа и герпеса) в целых 10 раз лучше чувствуют себя в зараженном организме по утрам, чем вечером. Нарушение же циркадных ритмов ведет к снижению устойчивости к вирусам.

Вирусы проникают в клетки зараженного организма и встраиваются в процессы, проходящие в них. Физиология же клетки и многие процессы в ней подвержены суточным колебаниям. Именно поэтому, как выяснили ученые, время дня влияет на то, сумеет вирус справиться с клеткой или нет. Около 10% всех генов организма так или иначе участвует в суточном регулировании интенсивности внутренних процессов. Для наблюдения ученые выбрали ген Bmal1, который присутствует и у мышей, и у людей. Этот ген намного менее активен в утренние часы, что дает вирусам большое преимущество.

«Вирусу необходимо, чтобы все нужные системы были приведены в готовность, иначе он никогда не сможет встроиться в обмен веществ клетки. Однако даже слабое заражение с утра имеет шансы стать успешным и заразить весь организм», — рассказал BBC News Акилеш Редди (Akhilesh Reddy), один из авторов исследования.

Хотя исследователи проводили опыты только с двумя видами вирусов, их принципиальные отличия друг от друга позволяют предположить, что закон «вирус с утра в 10 раз опаснее, чем вечером» работает и в отношении других инфекций.