«Платежные сервисы в интернете ждёт скорая смерть» — Основатель PayQR о перспективах платежных агрегаторов, электронных кошельков и процессинговых систем

Основатель платежного сервиса PayQR Глеб Марков написал для vc.ru колонку, в которой предрек скорую смерть большинству платежных агрегаторов, электронных кошельков и процессинговых систем.

В российских реалиях платежные сервисы в интернете — это не бизнес. По крайней мере, в классическом его виде. Без дополнительных опций и сервисов практически все игроки этого рынка обречены на скорую смерть. Выживут только крупнейшие — «Яндекс.Касса», может, Qiwi, а также банковские сервисы.

Маржинальность транзакционного бизнеса микроскопическая — для того, чтобы иметь прибыльный бизнес, зарабатывая только на комиссии с платежей в интернете, нужно иметь оборот порядка 5 млрд рублей в месяц. Ни один платежный сервис не в состоянии такой оборот сгенерировать, просто потому, что все их клиенты — мелочь.

Предположим, я открываю интернет-магазин и ставлю себе «Яндекс.Кассу» под довольно высокий процент. Оборот магазина начинает расти, я прихожу в «Яндекс» и прошу установить ставку пониже, потом — еще пониже. Когда оборот достигает 50–100 млн в месяц, я начинаю думать —, а зачем мне эти агрегаторы, если я могу получить процессинг напрямую от банка? Я иду в «Сбербанк», который предлагает мне платежи по наиболее выгодной ставке. Даже если я потом перезвоню в «Яндекс» и спрошу: «Дадите процессинг по 1,8%?», они скажут «Да мы сами переводим деньги по 1,8%, нам что, в ноль работать?».

Так что весь крупный бизнес, достигнув приличных оборотов, переходит на прямой процессинг от банков. Платежным сервисам остаются мелкие игроки, заработать на которых почти невозможно.

Ежемесячный оборот «Яндекс.Кассы» — порядка 1,7 млрд рублей, «Робокассы» — 1,5 млрд, RBK Money — 1,5 млрд. Если суммировать весь оборот всех платежных сервисов, может, набежит миллиардов 20 в месяц. Поэтому на рынке могут остаться и зарабатывать только два-три крупных игрока, которые консолидируют все эти деньги.

Вспомните систему «Рапида». Когда-то это была сильная процессинговая система, недавно ее купила Qiwi — где теперь «Рапида»? Сейчас проблемы начались у многих других игроков. Даже Webmoney, думаю, не выживет.

015c43bc8dee41.jpg

Небольшим платежным сервисам стоит подумать о том, чтобы вовремя продаться. Мы регулярно делаем предложения о покупке разным игрокам с рынка, но они отказываются — думают, что их недооценивают. Мой прогноз — дождутся того, что закроются бесплатно. Если у вас есть небольшой платежный сервис — продавайте бизнес сейчас, хоть что-то заработаете. Будущее рынка платежей — банковские сервисы и диверсификация.

Российский рынок может ориентироваться на две модели развития платежных сервисов — американскую (PayPal) или китайскую (AliPay). Я считаю, что китайская модель для нас намного ближе.

В США платежные сервисы хорошо зарабатывают на комиссии — все благодаря огромным оборотам безналичных платежей в интернет-магазинах. Доля оплат при получении — 0%: все делают предоплату на сайте, если что-то пойдет не так, деньги потом вернут. В России совершенно другая ментальность: у нас 80% покупок оплачивают при получении. И это вряд ли скоро изменится, поэтому рассчитывать на рост оборотов онлайн-платежей я бы не стал.

И даже в США, при огромных объемах рынка и большей, чем у нас, лояльности к финтех-стартапам, хорошо себя чувствуют два крупнейших игрока — PayPal и Stripe. В принципе, зачем доверять свои деньги каким-то неизвестным стартапам, когда есть PayPal и Stripe? На любом рынке в сфере платежей выигрывает тот, у кого есть сильный бренд.

Китайцы пошли путем, отличным от американского. Их AliPay — не просто платежный сервис. В их приложении люди заказывают такси, еду и даже знакомятся друг с другом. На большинстве смартфонов приложение AliPay предустановлено, если нет, то оно входит в топ-3 приложений, которые пользователи ставят сразу после покупки телефона. У приложения AliPay 750 млн установок, всего в Китае 1,4 млрд жителей. Вычтем детей и стариков, получится, что приложение стоит практически у каждого на телефоне. Зачем вообще нужен смартфон, на котором нет AliPay?

Такая схема реализации платежного сервиса позволяет зарабатывать на программах лояльности, на приведении новых клиентов в интернет-магазины, кафе и рестораны, службы доставки, розничные торговые точки. И вот тут тебе уже заплатят не 2–3%, как при простом приеме платежа, а 15–20% от первого чека.

Alipay не только повышает в разы свою маржинальность дополнительными сервисами, но и выходит за пределы онлайна, в отличие от PayPal и Stripe. Мы для себя выбрали модель развития AliPay и не собираемся фокусироваться только на приеме платежей и только на онлайне, будем постепенно добавлять различные дополнительные сервисы в PayQR.

Банки в России тоже будут развивать свои платежные сервисы. Хоть они и открещиваются от этого и говорят, что платежи через интернет — не их бизнес. Кому нужно приложение «Сбербанка» или «Альфа-банка» просто так? А если через него можно удобно оплатить покупку в интернет-магазине или даже купить кофе в офлайновой точке через NFC — тогда имеет смысл его установить. А это лояльность клиентов и больше транзакций, больше комиссии банку.

К 2020 году во всех офлайновых точках в России будут установлены терминалы для безналичных и бесконтактных платежей.

В каждой из них можно будет расплатиться касанием банковской карты или мобильного телефона о POS-терминал (или какое-то другое устройство). И мобильное приложение каждого более-менее крупного банка тоже будет поддерживать PayPass и PayWave.

Большая часть платежей перейдет в мобильные телефоны. Технологий для этого много — те же терминалы с NFC (не только по стандартам Visa и MasterCard), QR-коды на наклейках, планшетах или кассовых системах, Bluetooth Smart с геолокацией и так далее. Все те же технологии без проблем проникают в электронную коммерцию, что и делает традиционный бизнес платежных сервисов, ориентированных на интернет, бесперспективным.

В интернет-платежах останутся крупные игроки и банки — «Альфа», «Сбербанк», «Промсвязьбанк», «Тинькофф» и некоторые другие. И даже им, чтобы удерживать пользователей, им придется выйти за рамки просто платежных сервисов и трансформироваться в универсальные платформы, упрощающие быт людей.

Российский рынок платежных сервисов в интернете умрет, толком не родившись. Многие из тех, кто до сих пор ни разу не оплачивал покупки в интернете, перейдут от наличных сразу к оплате со смартфона. Это понятнее, проще и удобнее, к тому же, позволяет оплатить товары в момент получения — все, как мы любим.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

©  vc.ru