Платят все. Кто теперь попадает на пошлину за ввоз товаров в Россию
Правила международной торговли изменились для россиян с 1 января 2020 года. Кто-то успел попрощаться с покупками в иностранных магазинах, кто-то, напротив, довольно потирает руки.
Все не так фатально, как могло показаться. Покупать в заграничных магазинах все ещё выгодно. Даже выгоднее, чем было раньше.
Разберемся в деталях, как и за что теперь нужно платить, как не платить и решать возможные проблемы.
Правила международных покупок в России с 2020 года
Как известно всем поклонникам интернет-шоппинга в России, с 1 января 2020 года в нашей стране беспошлинный таможенный лимит был снижен.
▹ Почтовые и курьерские службы: снижен беспошлинный лимит до 200 евро. Допустимый вес одного отправления — 21 кг.
Таможенная пошлина за превышение стоимости посылки свыше таможенного лимита снижена с 30% до 15%. Пошлина за превышение веса теперь равна 2 евро за перевес на 1 килограмм.
▹ При личном пересечении границы (кроме самолёта): снижен беспошлинный лимит до 500 евро. Допустимый вес не более 25 килограмм.
За превышение стоимости оплачиваем пошлину в размере 30%, а при превышении веса — 4 евро за килограмм.
▹ При личном пересечении границы на самолёте: беспошлинный лимит не изменился и составляет до 10 000 евро, а также вес до 50 кг.
Теперь, когда разобрались с правилами, посмотрим в деталях, из чего формируется пошлина, как её начисляют, а также обсудим типичные способы её оплаты.
Как начисляют пошлину на товар
Пример бланка оплаты: пошлина и сбор за оформление
До 1 января 2020 года таможенная пошлина распространялась на месячный лимит покупок из-за рубежа: он рассчитывался как сумма стоимости всех входящих на территорию страны посылок, получаемых одним человеком в календарный месяц.
С 1 января 2020 года учитывается стоимость каждой посылки или каждого прохода границы в отдельности.
Раньше при покупке 3 смартфонов по 200 евро необходимо было оплачивать пошлину в размере: 200+200+200=600–500=100×0,3=30 евро. Теперь в таких случаях пошлина не начисляется, если устройства едут отдельными пакетами.
В стоимость покупки включается стоимость доставки, оплаченная продавцу, а так же налоги и другие сборы. При наличии в цепочке дополнительных перевозчиков затраты не учитываются.
Пример: я приобрел ноутбук за 500 долларов в частном магазине на eBay в США с бесплатной доставкой по стране. Доставка в Россию через сервис пересылки из-за границы стоила 45 долларов.
Общая стоимость покупки в евро: 453 + 41 + (453 — 200) х 0,15 = 532, или 590 долларов (37 000 рублей).
Аналогичное устройство в России ~ 70 тыс. рублей. Выгода осталась.
В окончательную сумму входит так же фиксированный сбор 250 рублей за оформление вне зависимости от стоимости вложений.
Масса посылок учитывается в целых числах с округлением в большую сторону: ввоз посылки весом 33,3 килограмм потребует оплату пошлины за 3 килограмма, или 6 евро.
Оплата начисляется в рублях по курсу Центробанка РФ на день подсчета пошлины. Сама пошлина начисляется различными способами, которые рассмотрим ниже.
Оформление документов, необходимых для таможни
Ввиду того, что большая часть покупок из-за рубежа теперь облагается таможенной пошлиной, вопрос актуальности предоставляемых таможне данных стоит остро.
Если их недостаточно, служба будет запрашивать данные у покупателя, что серьезно задерживает доставку. Кроме того, возможен ряд конфликтных ситуаций, которые разрешаются разными способами.
К этому стоит заранее быть готовым. А зависит все, как ни странно, от местоположения магазина и конкретной почтовой службы, которая будет заниматься доставкой.
Что нужно для декларации?
Для покупок на популярных площадках и при доставке курьерскими службами пошлина начисляется во время получения информации перевозчиком. По треку — 1 пункт
В общем случае для оформления декларации нужно передать таможенной службе, кроме инвойса на самой посылке:
- полное имя и данные паспорта;
- актуальные номер телефона и адрес электронной почты;
- ИНН;
- ссылки/скриншоты на каждый заказанный товар на странице магазина.
Оформление декларации при покупке магазинах США и Европы
Стандартный Invoice, он же — международная таможенная декларация
Большинство западных интернет-магазинов с прямой доставкой в Россию прикладывают к посылке таможенную декларацию международного образца с указанием полной комплектности и конечной стоимости товара внутри.
Её сопровождает инвойс — подробное описание товара с артикулами магазина и ссылками. На тот случай, если товар акционный, приобретался со скидками или купонами, магазин прилагает товарный чек.
Все это находится прямо на коробке с заказом. Таким образом, большинство магазинов самостоятельно оформляет необходимые для пересечения границы документы в стандартной форме.
Покупателю в России остается только вовремя оплатить пошлину и забрать посылку.
Оформление декларации при покупке в магазинах Китая и Юго-Восточной Азии
Знакомая многим форма инвойса, размещаемая на китайских посылках
В отличие от западных торговых площадок, китайские продавцы все ещё не утруждают себя подробным описанием вложений, ограничиваясь категорией товара.
Инвойс прилагается, но находится внутри посылки. Товарный чек, необходимый в конфликтных ситуациях, не прилагается в большей части случае.
Кроме того, большинство небольших магазинов и продавцов (даже при торговле на маркетплейсах) самостоятельно или по просьбе покупателя занижают стоимость посылки и указывают другой товар в декларации.
В текущих условиях это приводит к возможности физического досмотра посылки: таможенники сами найдут в интернете товары из неё, оценят по среднему чеку и выставят соответствующую оплату.
В худшем случае это приведет к значительному увеличению пошлины и даже отправкой обратно продавцу.
Оформление декларации при покупке в международных онлайн-магазинах
Пример инвойса с подарочной позицией
Ситуация с маркетплейсами удивительна для неповоротливой государственной системы России: она работает автоматически уже на этапе продавца. Без ошибок.
Таможенная пошлина на маркетплейсах начисляется автоматически на основе данных об оплате пользователя — площадка передает таможне чек с суммой конечной оплаты в полном объеме, вне зависимости от параметров посылки, указанных продавцом. Указанная стоимость посылки до копейки совпадает с оплаченным счетом — включая скидки, купоны и бонусы.
Среди участников системы все крупные китайские площадки, включая AliExpress и Pandao, но исключая Joom (вероятно, временно). Западные маркетплейсы (Amazon и Co) пока работают в старом режиме, поэтому время обработки посылок увеличено по сравнению с 2019 годом.
Внедрение системы позволило ускорить оформление и обойтись без вскрытия отправлений, что увеличивает вероятность получить целую посылку со всеми вложениями быстрее, чем раньше.
В свою очередь, ответственность за прохождение таможенного контроля возлагается на продавца и покупателя, о чем будет рассказано ниже.
Оформление декларации на товар от частного продавца
На данный момент таможенные органы позволяют принимать без пошлины частные отправления, промаркированные штампами «Not for sale», «Gift» при наличии описания (заполненной декларации).
При этом отправитель должен быть частным лицом. Стоит помнить, что все отправления хранятся в базе, поэтому посылка от лица, которое отправляет что-либо массово, может рассматриваться таможней как коммерческая отправка, что потребует её переоформления.
Отправка частным лицом с адресов, так или иначе связанных с массовой отправкой посылок, либо каким-либо образом связанных с магазинами, так же приведет к необходимости переоформления.
В том случае, если посылка не будет иметь описания/таможенной декларации, её развернут с таможни обратно отправителю.
Для подтверждения факта подарка может потребоваться история переписки. Поэтому при покупках на eBay, Amazon и других онлайн-площадках с возможностью продаж частными лицами не стоит пренебрегать общими правилами.
Как платить пошлину
В этом году Таможенная служба РФ серьезно подготовилась к снижению пошлины и массовым оплатам.
Раньше ради получения дорогого товара иногда приходилось ездить в другой город для оформления декларации, а оплата пошлины в ряде случаев должна была пройти до того, как человек физически получал уведомление с реквизитами для оплаты. В 2020 году таких проблем нет.
Важное ограничение: таможенная пошлина должна быть оплачена в течении 10 дней после получения платежных реквизитов.
Оплата пошлины при доставке почтой России
Письмо от Почты России по указанному при совершении покупок адресу
Пошлина при доставке Почтой России (и другими службами, использующими инфраструктуру этой компании, включая EMS) начисляется при прохождении таможенного пункта во время транзита. Для правильного оформления в данном случае необходима корректно заполненная декларация или инвойс с указанием контактных данных покупателя.
Теперь регистрация дает не только отслеживать посылки, но и своевременно увидеть и оплатить пошлину
Сумму можно будет увидеть уже во время отслеживания посылки сразу после выхода с таможенного пункта либо спустя пару дней после покупки, если она совершалась в крупном маркетплейсе с официальной доставкой в Россию.
Начисленная пошлина оплачивается при получении посылки прямо в окне «Почты России», а так же через официальное приложение и сайт почтовой службы.
Оплата пошлины при доставке курьерской службой
Личный кабинет таможенного брокера курьерской службы
Требования при прохождении таможни при доставке курьерскими службами СДЭК, Boxberry, DHL и другими повышены: необходимо строгое соответствие данных в декларации товаром.
Нужно понимать главное: большинство курьерских служб вынуждены предъявлять вскрытые пакеты, либо проводить посылки через рентген. Обмануть не удастся.
Декларация заполняется таможенным брокером почтовой службы при поступлении посылки на склад (за границей). Брокер направляет запрос получателю о необходимости предоставления личных данных.
После этого покупателю приходит ссылка на сайт брокера с учетными данными для оплаты пошлины и налогового сбора.
Что будет, если обмануть таможню
Обмануть легко. Получить потом — сложно
На данный момент серьезных санкций за неправильно заполненную декларацию на посылке, провозимой Почтой России не выявлено. При несоответствии данных в декларации:
- неправильно указанная категория товара ведет к возврату продавцу,
- несоответствие суммы ведет к вскрытию, в результате чего сотрудники таможни самостоятельно определят стоимость товара (заведомо выше реальной),
- неполное несоответствие категории («phone» вместо конкретной модели, например) повторяет предыдущий пункт.
Мейл-форвардеры и курьерские службы отмечают с работой таможни согласно «Инструкции ГТК РФ N 11–20/140, Минэкономики и финансов РФ N 1-Ф, Банка России N 2 от 22.01.1992 (ред. от 29.04.1992) «О порядке начисления и взимания таможенных пошлин на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации».
Её пункт »4. Ответственность плательщика» гласит:
4.2. При указании в ГТД сведений, которые повлекли за собой неуплату или уменьшение сумм вывозной таможенной пошлины (неправильный код товара, занижение количества вывозимого товара либо ставки пошлины), с плательщиков в доход бюджета взыскивается таможенным органом в бесспорном порядке вся сумма вывозной таможенной пошлины за сокрытый объект обложения.
4.3. При декларировании предметов, перемещаемых через границу не под своим наименованием (умышленное неправильное указание кода товара), на плательщика налагается штраф в размере от десяти до ста процентов стоимости таких предметов с конфискацией таких предметов или без таковой.
Таким образом, порядка 10% посылок из США с неправильной декларацией остаются у таможни, а их покупатель вынужден заплатить пошлину и штраф.
ВНИМАНИЕ: если покупатель оплатил пошлину, а таможня вернула посылку продавцу, пошлина не возвращается; при краже вложения на территории России пошлина не возвращается.
Что будет, если не заплатить
Спустя 10 дней после получения посылки на склад таможни начнётся процедура возврата посылки продавцу.
После получения товара продавцом, в зависимости от магазина и способа приобретения, можно попробовать вернуть деньги в частном порядке или попытаться получить посылку снова, заполнив данные иначе и заново оплатив доставку.
Штрафные санкции к вам в данном случае не предъявляются. Посылки, не требующие оплаты пошлины, будут по-прежнему выпускаться таможней как обычно, назад их не отправят.
Возможные проблемы с пошлинами и их решения
Самое важное: все вышеописанное действует только для частных лиц. В том случае, если таможня заподозрит коммерческую партию, ставки и штрафы будут иные.
Коммерческой партией могут промаркировать даже 3 одинаковых устройства, если они не могут использоваться человеком одновременно и находятся в одной коробке. Таким примером могут быть, скажем, одинаковые смартфоны или ноутбуки, отправленные одним отправлением.
Пара десятков аккумуляторов подозрений не вызывает. Стоит помнить, что все посылки учитываются в электронной системе. Регулярные объёмы ввоза похожих товаров или единовременный их заказ в большом количестве может вызвать подозрения таможенников.
Основная проблема при разовых покупках — неправильно оформленная декларация. Ошибку может допустить как продавец при доставке Почтой России, так и сам покупатель в случае работы курьерских служб.
Важно указывать правильную категорию товара и его цену. В противном случае придётся предоставить дополнительные данные брокеру курьерской доставки или самой таможенной службе. Это сильно задержит доставку посылки.
Помните, что отсутствие верной информации или игнорирование запросов таможенников приведёт либо к конфискации отправления, либо к его отправке обратно.
Мой личный опыт с пошлинами на заказы из-за границы
За первый месяц 2020 года я получил более 20 отправлений с различной стоимостью. Проблемы возникают только с китайским направлением, продавцами с AliExpress: они стабильно указывают неверные данные, поэтому ряд посылок были возвращены адресату.
На американском «фронте» стало даже лучше. Да, теперь необходимо платить за более дешевые товары, но стоимость пошлины снижена. По факту дорогие и самые выгодные товары стали чуть дешевле.
Оплата пошлины на сайте «Почты России»
Поэтому имеет смысл кооперироваться и заказывать на сумму свыше 600 долларов: тогда можно будет увидеть реальную экономию. Больше того, при суммах выше 700 долларов теряется смысл доставки через Grabr и его аналоги.
Менее выгодными покупки за рубежом тоже не стали: 3–4 тысячи за флагманский смартфон, 3–7 тысяч за отличный ноутбук или 15% за одежду, которые идут теперь плюсом к покупке, по-прежнему могут быть выгоднее покупки у российских ретейлеров
Главное — правильно заполнять декларацию. Возможные проблемы и потерянное время дороже пары тысяч переплаты за ноутбук.
P.S. Что сейчас происходит с посылками из Китая
На данный момент продавцы, находящиеся вне карантинной зоны, стабильно отправляют посылки, если товар есть на складе. Товарное сообщение не приостановлено: на данный момент я уже получил ряд посылок, отправленных в конце января, и жду ещё около 5, отправленных сразу после китайских новогодних праздников.
На ряд популярных товаров образовался дефицит, который закончится только после начала работы фабрик. Точный срок неизвестен, поэтому если продавец упоминает об отсутствии на складе — лучше не заказывать вовсе, переждать.
Продавцы в карантинной зоне на данный момент работают из дома и ничего не отправляют. Однако, они либо ничего не отвечают в чате, либо честно предупреждают о сроках отправки.
Большая часть не отправленных посылок не являются следствием карантина: продавцы продали со скидкой во время распродаж, получили от AliExpress компенсацию, а теперь повторно собираются продать тот же товар за полную или повышенную в следствии дефицита цену.