Первые ступени Falcon 9 оказались бесплатными для SpaceX

Вопрос экономических показателей запусков будоражит умы поклонников и ненавистников SpaceX по всему миру. Очередная порция подробностей о «внутренней кухне» самой известной частной космической компании была опубликована ее основателем и идеологом Илоном Маском в социальной сети Twitter.
Первые ступени Falcon 9 оказались бесплатными для SpaceX

По словам харизматичного миллиардера, снижение массы полезной нагрузки при запусках, после которых первая ступень ракеты Falcon 9 и створки ее обтекателей возвращаются на Землю составляет менее 40% от максимальной возможной для «одноразового» полета. При этом, обслуживание бустера перед повторным стартом и восстановление обтекателя обходятся SpaceX не более чем в 10% от стоимости производства этих компонентов. Маск делает вывод, что первая ступень (самый дорогой компонент ракеты, на который приходится наибольшая доля в стоимости запуска) полностью окупается за два полета. В крайнем случае, пишет он, полная окупаемость наступает на третий старт.

Из этого заявления можно сделать вывод, что начиная с четвертого полета каждой ступени, для компании они становятся «бесплатными» и приносят лишь огромную прибыль при использовании в коммерческом контракте. Также это объясняет, почему из 14 прошедших в 2020 году запусков Falcon 9 лишь пять были выполнены для сторонних заказчиков, а остальные девять — для собственных нужд SpaceX (выведение спутников Starlink), иногда сопровождаемые небольшой попутной нагрузкой.

Самые впечатляющие кадры посадки бустеров делаются после запуска Falcon Heavy, когда сразу два боковых ускорителя (слегка модернизированные бустеры Falcon 9) возвращаются на Землю синхронно.

Вышеописанное объяснение было сделано Маском в ответ на вопрос репортера портала NASASpaceflight Майкла Бэйлора (Michael Baylor). Он поинтересовался, насколько справедливы слова представителей компании ULA о том, что повторное использование ракет SpaceX может иметь экономический смысл только при более чем десятке запусков каждого бустера. Как уже было сказано, оказалось, что достаточно всего трех. В продолжение дискуссии известный блоггер Тим Додд (Tim Dodd, канал Everyday Astronaut) спросил у Илона, а насколько возможно выполнение десятка запусков одной первой ступенью.

Ответ был, как обычно, обескураживающим: ограничений нет, хоть сто с лишним. Да, часть деталей придется рано или поздно заменить и улучшить, а очистка турбонасосных агрегатов девяти двигателей Merlin — довольно трудоемкая процедура. Причем Маск не преминул напомнить и о более новой разработке SpaceX — двигателе Raptor. Мол, пусть он и значительно сложнее предшественника, но его процедуры подготовки к повторному запуску сделаны гораздо более удобными и простыми.

А с помощью двух вот таких странно выглядящих кораблей SpaceX пытается (и не всегда безуспешно) ловить створки головного обтекателя

Напомним, 18 августа был осуществлен вывод уже десятой партии спутников Starlink на ракете Falcon 9 Block 5. В качестве первой ступени использовался бустер с серийным номером B1049.6, который побывал в космосе уже шестой раз и успешно приводнился на автоматический корабль. Створки обтекателя также удалось спасти — одну поймать, а вторую выловить из воды. Причем они тоже летали не в первый раз.

Приземление первой ступени на плавучую автоматизированную платформу

На сегодняшний день в «арсенале» SpaceX есть уже шесть первых ступеней, которые хотя бы однажды использовались и вернулись на Землю. Из них одна летала шесть раз, одна — пять, одна — три, еще две — по паре раз и всего одна — единожды. Таким образом, компания умудряется эффективно и надежно выполнять десятки запусков в год (причем расписание забито более чем наполовину уже на два года вперед) при небольшом парке готовых носителей.

В чем SpaceX нельзя упрекнуть, так это в отсутствии самоиронии. Они даже опубликовали несколько лет назад видео с коллекцией всех своих неудачных попыток посадить первую ступень и назвали его «Как не надо сажать бустер».

©  Популярная Механика