«Первая версия была неудачной» — Руководитель Snapster Олег Илларионов рассказал о новой концепции фотосервиса от «ВКонтакте»

В ночь с 22 на 23 марта «ВКонтакте» выпустила большое обновление своего фотосервиса Snapster — в новом приложении пользователи могут публиковать фотографии в так называемых «комнатах» — тематических сообществах, которые бывают личными, публичными и приватными.

Руководитель проекта Олег Илларионов рассказал vc.ru о концепции нового Snapster, отличиях от других фотосервисов, работе над приложением и методах продвижения.

92df9d976260ed.jpg

О новой концепции Snapster

Я тестировал бета-версию довольно долго, и теперь вполне осознаю, во что превратился Snapster. Тем не менее, человеку, который впервые запускает обновление, будет сложно понять, в чём соль.

Мы практически полностью переделали приложение. Теперь это другая история.

Когда мы делали первую версию, то понимали, что сделаем что-то подобное. Но тогда хотелось сделать что-то понятное, и мы отсеивали эти идеи. Не было такого исследовательского настроя, как сейчас. Мы шли по протоптанной тропинке, чтобы проверить, зайдет ли уже понятный продукт.

Сейчас же мы дали себе волю протестировать новую концепцию. Сперва мы месяц потратили, чтобы сделать прототип с этими комнатами. То был старый Snapster, в котором просто был отдельный экран с комнатами, как дом. Мы стали тестировать и поняли, что, на самом деле, это самое интересное, что у нас есть. И что все остальное теряет вообще всякий смысл, когда есть такая штука.

98060f8c1c233e.jpg

Интересно, что изначально идея комнат заключалась в том, чтобы решить проблему сообщений, которые появились ещё в первой версии. Помнишь, в первой версии можно было фотки другим людям отправлять?

Да.

Мы заметили, что этим активно пользуются, и хотели эту штуку сделать понятной. Так и родились комнаты. Потом мы поняли, что это интереснее, чем все остальное — надо выкидывать все и делать новое приложение.

Проблема в том, что нужно вообще как-то объяснить пользователю, что это такое, что за комнаты и зачем они нужны. Мы попробовали на Android сделать туториал. Когда ты запускаешь приложение, тебя по нему проводят, показывают, что и как. Но потом мы поняли, что это слишком сложно.

Я когда в первый раз зашел, там не было туториала. Но я быстро понял, что происходит.

В туториале ты еще даже не успел все рассмотреть, разобраться, тебя уже начинают подгонят: «Создавайте новую комнату», делай ещё что-то. Короче, на каждом экране показывают новую вещь. Это нам не очень понравилось.

Сейчас мы нарисовали дизайн красивого интро перед приложением, где намекаем на то, о чем у нас речь. Там описываются три кейса. Это личные комнаты, публичные комнаты и приватные комнаты. Четкого разделения в самом интерфейсе нет — на деле ты видишь все комнаты подряд.

Личную комнату ты используешь для того, чтобы делиться какими-то событиями в жизни со всеми, кто захочет посмотреть.

Есть также приватные комнаты, которые ты используешь для того, чтобы поделиться чем-то с ограниченным кругом лиц.

И есть публичные комнаты — чтобы делиться с неограниченным кругом лиц, но не в одиночку, как в личной комнате, а совместно с кем-то ещё. Также в публичную комнату можно публиковать и в одиночку — чтобы разделять контент по темам.

Например, ты в личную комнату публикуешь все, что попало, а в отдельную публичную комнату, где только ты автор, публикуешь только фотографии дорогих машин. Это то, для чего в Instagram некоторые люди создают несколько аккаунтов и потом мучаются.

О целевой аудитории и профессиональных фотографах

Кто здесь, получается, целевая аудитория? В Instagram, например, много моделей, на которых подписаны по два миллиона человек. Это их целевая аудитория. И ты видишь, кто эти люди. Snapster больше похож на продукт для узких коллективов типа студенческой группы, которая пошла в поход и делится фотками оттуда.

Разные люди разглядят разные примеры. Это круто для каких-то коллективов, то есть для музыкальных групп, для команд проектов. Например, vc.ru может публиковать фотографии из офиса редакции. Это как паблик, только олицетворенный. Если в паблике всё публикуется анонимно, то…

…То тут сразу видно, кто автор.

Именно. Все вместе что-то публикуют, каждый от своего имени. И это не какой-то там официальный аккаунт пресс-секретаря — это просто пространство, в котором люди, которые имеют к команде непосредственное отношение, выкладывают фотки.

Для личных комнат я вижу цель в публикации качественного контента. В том же Instagram я публикую всё, что у меня есть в телефоне.

Весь мусор?

Да, а в Snapster хочется публиковать что-то серьезное. То, чем я хочу со всеми поделиться, хочу именно обратить внимание всех своих подписчиков на это. И я готов к тому, что подписчиков у меня будет не несколько тысяч, а сотня, но зато это те люди, которых я знаю, и от которых я рад получить обратную связь.

Instagram, получается, по-твоему попсовый продукт, не личная история.

Это просто немного другое. Для больших масс и каждодневных фотографий. А Snapster получается сервисом для более осмысленных фотографий.

То есть более профессиональный.

Ну, например. И для четкой аудитории. Вот ты заговорил про профессиональные фотографии. На это мы тоже смотрим. Изначально мы о таких людях думали, когда делали фильтры. И сейчас мы делаем веб-версию, в которой можно будет выложить фотографии в очень хорошем качестве — до, по-моему, двух с чем-то тысяч пикселей в ширину.

Я смогу эти фотки с ноутбука скинуть, то есть?

Да. Если ты фотограф и у тебя есть фотографии, снятые на зеркалку, ты заходишь в веб-версию и там перетаскиваешь их в свою комнату и заливаешь. Это интересно тем, что тебе не нужно, во-первых, перекидывать сначала на телефон, а потом загружать, во-вторых, ты ее уже обработанной загружаешь, она очень качественная. Таким образом, ты ведешь качественный аккаунт.

Это такой Lightroom в вебе?

Нет. Lightroom — это для обработки. У нас в веб-версии нет вообще никакой обработки. В мобильных версиях есть редактор, который стал еще более продвинутым — мы добавили туда кривые. Мы потихонечку его развиваем, нам хочется иметь лучший редактор среди мобильных приложений.

Он довольно сложный у вас. Нужно разбираться.

Да, сложный. Но он и не для простых пользователей. Для них — обычные фильтры. Нам просто хочется иметь сложный, мощный редактор с возможностью делиться фильтрами. Если сервисом будет пользоваться много людей, ты сможешь зайти в какую-то комнату, накачать себе фильтров оттуда и потом их применять у себя.

Для фотографов мы хотели сделать такую веб-версию, потому что сейчас они мучаются, загружая фотографии в Instagram. И у них очень сильно теряется качество. У нас человек будет понимать, что его фотографии всегда хранятся в хорошем качестве, и всегда можно зайти через браузер и посмотреть их.

Вы на Flickr тут засматриваетесь, получается.

В каком-то смысле. Это не совсем то, потому что Flickr — уже совсем профессиональная тема, место для профессионалов.

Загружаешь в том же качестве, в котором ты сделал, плюс бесконечное хранилище.

У нас качество все-такичуть-чуть ужимается. Но в планах — сделать именно хранение оригинального качества. Нас технически ничего не ограничивает в этом плане, просто руки до этого не дошли.

На смартфонах хорошее качество делать — плохая идея. Хотя мы и так сделали его очень высоким.

Об отличиях от Instagram

В каком качестве загружается с телефона?

У нас с мобилок сейчас грузится 1440 пикселей по ширине — больше, чем у Instagram. Делать больше — это уже неправильно. Есть некий порог, когда фотка начинает весить очень много, это критично при плохой связи.

Почему, например, Instagram не делает загрузку через веб, хотя, казалось бы, мог бы? И почему он много других вещей не делает, которые мы запланировали сделать? Instagram — это закрытая штука, одна из самых закрытых социальных сетей. Там нет ссылок, только в профилях.

Загрузка только с мобильника, нет адекватного API, чтобы загружать фотографии и так далее. Ничего. Они не отдают трафик, ни с кем не взаимодействуют. И, наоборот, пытаются всеми силами зарезать сторонние приложения, которые, на самом деле, им помогают. Появляются приложения, которые помогают определенные вещи делать, а они их режут, им не нравится. Они хотят, чтобы все были только с ними.

Мы вообще не про это. Мы открытые ребята. У нас ссылки поддерживаются, можно в комментарии, в описании — где хочешь фигачить ссылку. Она подсвечивается, все переходят. Дальше у нас в планах сделать API. Не обещаю, правда, что это будет к релизу.

Очень хочется сделать простое API, то есть проще, чем во «ВКонтакте». Там это очень большая штука. Я думаю, что тем, кто с нуля пытается разобраться в API «ВКонтакте», сейчас уже нужно потратить очень много времени, потому что там какое-то гигантское количество методов. Если раньше их было 300–400, то сейчас я уже боюсь представить, сколько их разрослось.

af3ff58f48794d.jpg

Хочется сделать API, для которого документация помещалась бы на одну страницу. Цель — сделать такое API, с которым будет очень просто работать и загружать фотографии. Для того, чтобы любой человек мог в какой-то свой чайник встроить публикацию фоток.

Это больше всего похоже на Twitter, потому что Twitter когда-то был таким. Но сейчас я не вижу, чтобы Twitter активно использовали. Наверное, просто потому, что он стал политической площадкой. Когда-то Twitter был таким теплым, ламповским и гиковским.

Нам хочется, чтобы приложение было очень приятным для гиков, чтобы они могли взаимодействовать с гаджетами. В этом и комнаты помогают, потому что я могу создать комнату, и это будет не то же самое, что публикация на личной странице. Можно сделать комнату, в которую будут публиковаться фотографии моего холодильника каждый раз, когда я его открываю. Поставлю камеру в холодильнике и буду открывать, и каждый день туда будут загружаться фотографии, например.

И это клево, это не будет литься в мою личную комнату, не будет раздражать моих подписчиков. Но все, кому интересно наблюдать за моей активностью в холодильнике, например, будут подписываться. Такие кейсы могут вообще перевернуть, в целом, весь этот рынок. Такого не хватает.

Опять же, делиться трафиком, мне кажется, очень классно. В том плане, что СМИ могут это использовать — сейчас я наблюдаю, что некоторые СМИ пытаются в Instagram пробиться, что-то там сделать, но это себе в убыток.

В этом же нет никакого смысла, потому что ссылок прямых там нет.

Да, ссылок нет. Им приходится какие-то хитрости придумывать. Сокращать до заголовков.

Конечно, странно рассуждать про стремление делиться трафиком, учитывая историю с Instagram, когда вы на них ссылки отключили.

Это же вообще отдельная история. У нас не было желания заблокировать Instagram всеми силами. Если бы мы хотели этого, мы бы его в первую очередь на мобильниках заблокировали. Больше половины трафика «ВКонтакте» сейчас с мобильников. Вся активность, особенно связанная с Instagram, она в мобильных телефонах. А мы не то что не блокируем Instagram, мы его даже немножко продвигаем — ты можешь нажать на запись, и сразу тебя перекинет в приложение Instagram.

Мы боролись с совершенно другим явлением — с переливом трафика. Люди закупали трафик во «ВКонтакте», лили его в Instagram и там его продавали. Нам этот момент не нравился. И нам удалось это победить.

На самом деле, я не исключаю, что через какое-то время мы разблокируем ссылки на Instagram, потому что это переливание трафика сократилось очень сильно. И как раз на смартфонах этого почти не было. Трафик покупали десктопный. Мобильный трафик купить чуть сложнее.

Instagram, как сервис, нам не мешает. Мы не такие злые, чтобы кого-то блокировать, с кем-то воевать. Тем более, что Instagram, на самом деле, российскую нишу очень плотно занял. И запуск первого Snapster показал, что, в общем и целом, там довольно сложно конкурировать. Как минимум, в больших городах пользователи сидят в Instagram очень плотно, и они там уже обжились. С этим уже мало что можно сделать.

Но мы можем предоставить какой-то новый продукт, новый интерфейс, новый подход и, в принципе, новую философию, и решать совершенно другие задачи. Instagram не все потребности людей в плане обмена фотографиями решает.

Для обмена фотографиями многие используют мессенджеры, безусловно. Там статистика очень высокая, в том числе во «ВКонтакте». В личных сообщениях во «ВКонтакте» делятся фотографиями больше, чем в Instagram.

Таким образом, есть достаточно личные мессенджеры и есть публичные сервисы вроде Instagram. А Snapster посередине. Он ведет себя, как мессенджер — уведомляет о каждой фотографии и позволяет тебе контролировать, кому уйдёт твой снимок. С другой стороны, это немножко социальная сеть, потому что ты можешь смотреть, кто на кого подписан, у кого какие комнаты. То есть в мессенджере ты не видишь, кто кому из твоих друзей присылает фотографии, грубо говоря. И там все абсолютно закрыто.

У нас два плюса обеих платформ совмещены и упакованы по-другому. Поэтому мы так вдохновлены тем, что получается.

О продвижении

Вы планируете как-то продвигать Snapster? Прошлая версия прошла незамеченной, потому что вы не занимались её продвижением.

Есть идеи, но пока не могу рассказать. Мы подготовили плашки — баннеры с призывом установить приложение. Они, на самом деле, у нас еще с прошлой версии есть в мобильных клиентах, но мы их не активировали. Скажем так, мы побоялись терять эту попытку, потому что не можем много раз плашки показывать.

То есть первый Snapster получился совсем пробный.

Да. Сразу после его запуска нам пришло очень много идей в голову, как вообще это на самом деле нужно делать. И поэтому мы не стали пиарить. В итоге наша тестовая версия ушла так далеко, что пришлось вообще забросить первую версию. В каком-то смысле, мы плохо с пользователями поступили, потому что первую версию не обновляли, наверное, уже четыре месяца где-то.

Сколько пользователей-то сейчас?

Активных там, которые каждый день заходят, где-то всего 10 тысяч, то есть достаточно мало. Всего установило достаточно много, порядка 850 тысяч. Очень многие посмотрели и ушли. Какая-то часть осталась, но очень маленькая. И у нас довольно много людей заходит раз в месяц.

Я понимаю, почему люди заходят раз в месяц. Они проверяют, жив сервис еще или нет.

Это, на самом деле, очень плохо. Хорошее приложение, в него должны каждый день заходить. Хотя бы раз в неделю.

Плохой ретеншн.

И поэтому можно смело сказать, что первая версия неудачная. Мы зафакапились и сейчас готовы извиниться перед пользователями, показать что-то новое. Но, в любом случае, мы собрали достаточно большую пользовательскую базу и с удовольствием всех обновим.

Больше на Android или на iOS используют?

Больше на Android, безусловно. Я думаю, что сейчас уже нет приложений, где было бы больше пользователей на iOS.

Я думал, вдруг хоть здесь.

Нет. Это практически нереально сейчас. Если обе платформы сделаны нормально, то на Android всегда будет больше, каким бы приложение ни было.

О стратегическом предназначении

Как руководство «ВКонтакте» относится к приложению — как к стратегической инициативе или как к эксперименту?

Они расценивают это как эксперимент. Нет такого, что все ждут от него захвата мира. При этом руководство пользуется само. До идеи с комнатами отношение было холодным и скептическим — мол, пробовать надо, но понятно, что шансы не такие уж и большие. Когда это просто был такой клон.

Сейчас очень многие пользуются регулярно. В бета-версии у нас было порядка 70 человек. Я имею в виду не внутри компании, а вообще в целом. Ещё до запуска второй версии в Snapster появился свой микромир. И там есть даже цельные социальные группы типа нашего офиса. Я несколько фотографов подключил, которые друг с другом общаются.

В первом Snapster, чтобы заинтересовать какого-то фотографа, нужно было сделать так, чтобы у него было больше подписчиков, чем в Instagram. Какой смысл иначе? А тут ему интересно, когда уже хотя бы пара друзей есть, потому что они обмениваются бекстейжами какими-то. Это даже иногда интереснее.

Есть фотографии, которые ты никуда ещё не выкладывал. В мессенджер, вроде как, тоже кидать странно, потому что если ты отсылаешь через мессенджер фотку, то получается, что ты что-то хочешь этим сказать. А у нас ты можешь просто её скинуть, просто потому, что забавная фотка, и все. И все реагируют, обсуждают. Фотографии при этом никуда не пропадают, они остаются. В том плане, что это еще и такая штука, которая хранит фотки надежно. Мессенджер в этом плане вообще ненадёжен — сложно потом что-то найти.

Мессенджер-то скоро уже будете выпускать? Или тоже поэкспериментируете сперва?

Нет, будет просто мессенджер. Это как раз вообще не эксперимент. Это то, чего все давно ждут. Но сейчас вся сложность в том, что рынок создал очень-очень высокие требования к этому.

Если посмотреть на любой из более или менее крупных мессенджеров сейчас, то там годы разработки зарыты. Это тебе кажется, что там просто список сообщений, сама лента сообщений и все. На самом деле, это очень много разработки, много усилий, чтобы все это работало быстро.

То есть вы не можете просто вырвать функцию и отдельно вынести?

Да, мы не можем так сделать, потому что мы таким образом покажем очень некачественный продукт. А нужно что-то очень крутое. А если мы хотим что-то очень крутое, то это требует более чем одного года разработки. И сейчас она ведется.

Я понял. Об этом пока говорить рано.

Да. Об этом речи не идет.

Может, есть какие-то необычные кейсы использования нового Snapster?

Например, у приватных комнат есть ссылка, по которой ты можешь приглашать людей. Это даёт комнате возможность расширяться, но, в то же время, она остается приватной. Получается такое пространство по приглашениям.

VIP-клуб.

Да, VIP-клуб, но при этом он полностью ориентирован на фоточки. Например, это может быть VIP-клуб фоток с бекстейджей у каких-то известных фотографов. Это то, что они не стали бы выкладывать в открытый доступ просто так, потому что это немного компрометирует их работу. Фотографу важно, чтобы у публики были очень качественные фотографии. А бекстейдж хорошие фотографы не любят выкладывать. Они любят публиковать это на закрытую аудиторию, потому что хочется делиться какими-то интересными моментами, но не на всех.

И таких кейсов очень много. К акие-то неудачи, еще что-то, какие-то интересные моменты можно собирать в отдельные комнаты и делиться ими. В конце концов, это может использоваться для каких-то штук, которые не нравятся модераторам Apple. И фотографы могут выкладывать свои фотографии в закрытую комнату и не бояться, что их начнут банить, и не использовать всякие пластыри, залеплялки и так далее. То есть это немножко про приватность — очень популярная в последние два-три года тема. Получается, что мы очень много свободы создаем очень простым инструментом.

Вроде бы понятнее стало. А то, конечно, сперва сложно врубиться — что это за комнаты.

Это очень сложно донести. И у нас, видишь, такое нестандартное слово используется. Все привыкли к каким-то более понятным вещам типа пабликов, каналов и так далее. Но нам очень важно показать, что это что-то новое.

Такие приложения не должны расти линейно. Они должны сначала захватить какой-нибудь маленький кусочек, свою аудиторию, а потом уже плавно разрастаться.

И поэтому мы не будем о нём громко кричать. Не удивляйся, если мы зарелизим и не будем нигде писать, выступать в печати, плашки не будем вешать. Если будет рост, мы будем довольны. Даже если он будет такой плавный, смысла гнать сразу миллионы пользователей я не вижу. Наоборот, даже круче, если приложение вначале будет в какой-то такой тусовке закрытой, где не будет людей, которые просто так по какому-то баннеру перешли.

Для любого проекта важен органический рост.

И это для нас — изначальная цель. Без органического роста мы не будем никакого трафика гнать. Если мы будем расти, то мы будем расти органически. И трафиком мы можем только ускорять процесс. Если мы увидим, что все растет органически очень быстро, то тогда мы уже будем доливать как-то централизованно, на какие-то определённые социальные группы включать плашечку, чтобы правильных людей подключать к приложению.

©  vc.ru