Первая обнаруженная астрономами черная дыра оказалась больше, чем считалось

9a4c5f38630eab0e1e9d958e9e982932_ce_2880
Астрофизики измерили массу объекта Лебедь X-1, найденного в 1964 году. Оказалось, что она на 50% больше предыдущих оценок.

Масса черной дыры определяет множество ее характеристик, поэтому важно знать точное значение этого параметра. Теперь исследователи смогли уточнить массу Лебедя X-1 — первой черной дыры, которую астрономы обнаружили в результате наблюдений

Лебедь X-1 — одна из самых близких к Земле черных дыр, расположенная на расстоянии в 6070 световых лет. Она была обнаружена в 1964 году и стала предметом «битвы при черной дыре» между физиками Стивеном Хокингом и Кипом Торном. Хокинг утверждал, что Лебедь X-1 не является черной дырой, но в 1990 году признал свое поражение.

Лебедь X-1 ранее был довольно большой звездой массой в 60 солнечных. Она была частью двойной звездной системы, но несколько десятков тысяч лет назад коллапсировала в черную дыру, потеряв большую часть своей массы. Теперь этот объект постепенно вытягивает звездный материал от своего компаньона.

В новой работе физики изучили этот объект с помощью антенной решетки Very Long Baseline Array — комплекса из 10 радиотелескопов, разбросанных по всей территории Соединенных Штатов. Используя вычислительные алгоритмы для обработки данных, ученые смогли более точно рассчитать массу черной дыры.

Новые наблюдения показали, что Лебедь X-1 на самом деле в 21 раз массивнее Солнца, хотя ранее предполагалось, что эта цифра находится на уровне 15 солнечных масс. Используя новые данные, астрофизики смогли подтвердить, что первая из открытых черных дыр вращается с невероятно высокой скоростью — быстрее любого объекта подобного типа, обнаруженного на сегодняшний день. Скорость обращения Лебедь X-1 вокруг своей звезды-компаньона составляет примерно 5,5 дней.

Ученые планируют исследовать этот объект подробнее с помощью следующего поколения телескопов, чувствительность которых будет на порядок выше существующих установок.

Статья об открытии опубликована в журнале Science.