Первая детская трансплантация рук официально завершилась успехом
Маленьком Циону Харви из города Балтимора ампутировали обе руки и ступни в возрасте двух лет в результате инфекции, вызвавшей сепсис конечностей и отказ внутренних органов. Шесть лет он прожил с протезами для ног, полагаясь на помощь окружающих во всём, что требовало работы руками. В возрасте восьми лет ему сделали операцию по пересадке обеих рук; об успешном завершении процедуры объявили только через полтора года, когда стало понятно, что новыми руками мальчик может делать всё, что нужно: пользоваться столовыми приборами, одеваться и даже писать. Статью с описанием операции и послеоперационного периода восстановления опубликовала на прошлой неделе в журнале Lancet Child and Adolescent Health группа хирургов балтиморского детского госпиталя. Сейчас Циону десять, и он отлично себя чувствует. Он пережил восемь эпизодов, во время которых его организм отторгал новые ткани; с отторжением боролись иммуносупрессорами. Лекарства сработали, и новые органы прижились, но терапия ослабила здоровье Циона и ещё долго будет напоминать ему о себе — возможно, всю жизнь.
Трансплантация рук — очень сложная операция, и делают её редко; с первой пересадки в 1998 году её провели чуть больше сотни раз. Обе руки впервые пересадили семь лет назад; тогда же провели первую детскую операцию — новую руку получила новорожденная малайская девочка. Донором стала её родная сестра, погибшая сразу после родов. Операция Циона стала первой в истории трансплантацией ребёнку обеих рук.
При пересадке рук хирурги восстанавливают связи между нервными окончаниями, поэтому чужие руки становятся своими: уже через восемь месяцев после операции Цион мог пользоваться ножницами и рисовать, а через год взял в руки бейсбольную биту. Кроме курсов медикаментов мальчик постоянно находился под присмотром психологов, прошел несколько курсов психотерапии и занимался в развивающих кружках; всё это помогло ему привыкнуть к новым органам и освоить их после шести лет жизни без рук.
Мальчик до сих принимает препараты, но его врачи надеются, что дозу можно будет уменьшить. То, что организм Циона в конце концов принял новые органы — большая удача, и хирурги, наблюдающие мальчика, сомневаются, что с другими маленькими пациентами этот успех удастся повторить. Иммунная система Циона была в некотором роде подготовлена к операции предыдущей трансплантацией — мальчик получил от матери почку.