Переосмысливая образование: как рождаются взаимоотношения в гибридной аудитории

Автор — Алекса Джойс, директор Education & Skills, EMEA

Вот уже на протяжении нескольких десятилетий система образования во всем мире испытывает постоянные изменения, при этом с каждым годом технологии играют все более важную роль. Однако в этом году они оказались особенно актуальны — образовательные институты всех размеров и уровней обратили свой взор в сторону онлайн-инструментов, чтобы иметь возможность быстро реагировать на потребность перехода на удаленное обучение.

Как в начале этого года сказал глава Microsoft Сатья Наделла, «за два месяца мы стали свидетелями трансформации такого масштаба, которая в других условиях заняла бы два года». И это как нельзя актуально для образовательной отрасли. За последние несколько месяцев по всему миру чиновники образования, педагоги, студенты и их семьи продемонстрировали невероятную энергию, самоотдачу и гибкость, когда перешли из традиционной среды класса в мир дистанционного обучения.

По мере того, как мы все больше настраиваемся на учебу в наступившем учебном году важно осознавать, что когда бы так называемая «новая нормальность» ни наступила, именно сейчас мы должны решить, какой она будет. Точно так же, как в случае с удаленной работой, джин дистанционного обучения выбрался из бутылки; будущее образования может и должно быть смесью традиционного обучения и инноваций онлайн-преподавания, которую мы и наблюдали в последние месяцы. Эта гибридная модель дает возможность сочетать лучшее из того, что есть в школе и дистанционном обучении с цифровым взаимодействием.

Итак, в каких направлениях нам стоит задуматься над системным изменением для создания новой модели? Как, возможно, и следовало ожидать, многие из них продолжают оставаться областями, которые всегда нуждались во внимании. И тем не менее, последние шесть месяцев особенно отчетливо вывели эти проблемные зоны на передний план и пролили свет на более правильное применение технологий для их решения.

  1. Инновации в педагогике

Одна из областей, в которых во время пандемии мы стали свидетелями настоящего инновационного подхода, охватывает то, как учителя организовали свои рабочие пространства и виртуальные классные комнаты и как планировали уроки для удаленного обучения. Беседуя с партнерами и заказчиками, я слышу и вижу много примеров того, как педагоги во всем мире успешно продолжают практиковать дистанционную форму образования, интегрировав в свои виртуальные уроки видео, инструменты совместной работы и игровые методы обучения.

Например, в Грузии министр образования, науки, культуры и спорта в сотрудничестве с правительственной информационной системой управления образованием (EMIS), реализовали пилотный проект Minecraft Education, который позволяет студентам строить виртуальные музеи, замки или исторические памятники, подогревая, таким образом, интерес как к национальной, так и мировой культуре.

Стимулирование дискуссий и задания на совместную деятельность все равно будут более эффективными для процесса обучения, чем просто лекция преподавателя на протяжении всего урока как в онлайн-среде, так и в физической. Фокусируя образовательный процесс на студенте, мы способствуем его большему вовлечению в содержание урока и развиваем навыки сотрудничества.

  1. Создавать и поддерживать межличностные связи

Учеба в школе или университете представляет собой намного больше, чем просто получение академических знаний. Образовательные учреждения должны давать студентам возможность развивать жизненные навыки, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, гражданская сознательность и креативность. Большинство из этих навыков с неменьшей степенью приходит из личного взаимодействия с окружением, а не только через формальную программу обучения.

В то время как гибридная модель позволит вновь проводить какое-то время в личном контакте, тем не менее, важно не упускать из внимания вопрос взаимодействия учителей и студентов в цифровой среде. Я наблюдала много примеров использования технологии для создания такого межличностного взаимодействия и развития ценных связей между людьми за пределами академической работы.

Подобным образом, давая групповые задания, для которых необходимо совместная работа над документами, учителя будут способствовать и стимулировать развитие сотрудничества и кооперации в онлайн-среде. Кроме академической составляющей здесь кроется большая ценность сохранения культурных традиций, например, проведения совместных виртуальных церемоний и празднований между студентами и их учителями.

  1. Доступность имеет значение

В последние годы считалось, особенно в развитых странах, что вопрос доступа к технологиям в образовании, включая инфраструктурные аспекты, уже решен. Однако пандемия показала, что это совсем не так, и проблема доступности вновь вышла на повестку дня.

Услышать это от человека из крупнейшей в мире технологической компании может показаться парадоксальным –, но я твердо убеждена, что покупка дополнительного количества устройств совершенно не решает проблему доступа. Хотя нельзя сказать, что стоимость не играет роли, гораздо важнее, предоставляет ли школьная система именно те устройства, которые нужны для того или иного приложения, и обеспечивает ли возможности широкополосного доступа для учащихся — в противном случае мы рискуем не сократить разрыв в образовательных возможностях, а наоборот, увеличить.

  1. Оценка и эволюция благодаря данным и аналитике

Сейчас любая образовательная система гораздо больше присутствует в онлайн-формате, чем когда-либо раньше. Для преподавателей увеличение масштаба использования цифровых инструментов по всему спектру педагогических задач облегчает определение тенденций, поиск возможностей для усовершенствования и путей для адаптирования и индивидуализации своих учебных методик.

В связи с этим Microsoft анонсировал расширенные возможности приложения Education Insights в Microsoft Teams, с новым функционалом, который разработан специально для помощи учителям и позволяет:

  • Обеспечивать равные возможности и непрерывность обучения в удаленном формате.
  • Выявлять учащихся из групп риска, отслеживая их вовлеченность в учебу в течение продолжительного времени.
  • Выявлять тенденции в заинтересованности обучением и взаимодействии по всей школе и в классах.
  • Отмечать и оценивать лучший опыт удаленного обучения.
  • Соблюдать правила отчетности по цифровому обучению.

Использование инструментов, подобных Education Insights, позволяет не столько контролировать учащихся, сколько помогать учителям и работникам образования идентифицировать проблемы и выявлять стдентов, наиболее нуждающихся в поддержке.

  1. Обучение учителей

Обеспечение возможностей для непрерывного обучения самих учителей всегда было важным требованием, а переход к дистанционным и гибридным моделям обучения лишь усугубил эту потребность. Положительная новость заключается в том, что за последние шесть месяцев мы убедились в возможности и эффективности подготовки учителей в онлайн-режиме даже в широких масштабах.

Но с другой стороны, мы не можем игнорировать тот факт, что для многих учителей существует кривая обучаемости, когда они сами еще должны адаптироваться к новым технологиям и инструментам, но это совершенно не должно сказываться на качестве их преподавания. По этой причине Microsoft предоставляет ряд ресурсов, которые поддерживают преподавателей в их собственном учебном процессе.

Когда мы думаем о том, как выглядит будущее образования, мы должны учитывать возможности для коучинга, наставничества и обучения учителей, не меньше, чем для студентов.

Технологии всегда играли важнейшую роль в мотивации и вовлеченности студентов, позволяя им всегда оставаться на связи. Но одна лишь технология не гарантирует успех. Именно то, как мы используем технологии в удовлетворении конкретных потребностей, и определяет результат. Поэтому для обеспечения устойчивой, долгосрочной эволюции системы образования так важно иметь четкое понимание, энергию и творческий подход к неакадемическим и нетехнологическим элементам, которые также формируют опыт.

Tags: образование

©  Microsoft