Пентагон научился быстро чинить самолёты
Технология холодного газодинамического напыления представляет собой нанесение на поверхность металлической пыли с помощью сверхзвукового потока азота или гелия. Газовый поток разгоняет частицы металлического порошка диаметром 1−50 микрометров до скорости 500−1000 метров в секунду и распыляет их на повреждённую деталь. Это позволяет ремонтировать детали с утраченными элементами, износом и коррозией.
Благодаря холодному напылению деталь не нагревается и сохраняет свои свойства. Восстанавливаемый слой получается довольно крепким и, что важно, не содержит снижающих прочность детали микротрещин. Обычно металллические детали с утраченными элементами восстанавливались с помощь наваривания металла, но деталь при этом подвергалась нагреву, что приводило к деформации, окислению и снижению ресурса.
Кроме того, холодное газодинамическое напыление требует существенно меньше времени по сравнению с таким распространённым методом ремонта, как электролитическое хромирование. К примеру, чтобы восстановить деталь с помощью литра хромового электролита, нужно порядка 20 часов. Восстановление той же детали с помощью холодного напыления сплава карбида вольфама и кобальта занимает всего пару минут, а покрытие получается более прочным.
Метод холодного газодинамического напыления был успешно испытан для восстановления деталей самолётов E-2 Hawkeye и F-5 Tiger II, вертолётов CH-53 Sea Stallion, UH-1 и AH-1. Всего в 2016 году таким образом было восстановлено уже более 150 деталей военных самолётов, причём ни одна из них не вернулась на повторный ремонт. При традиционных методах ремонта 20−40% деталей возвращаются с рекламациями.