Пять фактов о РАО: как устроен «бизнес» арестованного Сергея Федотова
Генеральный директор Российского авторского общества Сергей Федотов (в центре) в Таганском районном суде
В четверг, 30 июня, Федотову предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (см. справку «Недвижимое дело»). Сам Федотов свою вину не признает и готов сотрудничать со следствием.
Авторский совет РАО, в который входят 16 композиторов, музыкантов и артистов, включая Юрия Антонова, Игоря Матвиенко, Дмитрия Маликова, Валерия Сюткина, в тот же день, 30 июня, опубликовал заявление о том, что само РАО не лишено аккредитации, продолжает работу и ожидает от своих партнеров «исполнения договорных обязательств в полном объеме». «Разные периоды были в истории организации, но никогда та искусственно созданная шумиха и грязь, которые последние годы выливаются в прессу, не омрачали ее существование», — говорит поэт и член авторского совета РАО Андрей Дементьев. Он считает, что вопрос об ответственности Федотова перед авторами должен решаться внутри организации, а не подогреваться изнутри «охотниками до чужих успехов».
Режиссер и президент совета Российского союза правообладателей (РСП; Федотов до конца 2015 года возглавлял и этот союз одновременно с РАО) Никита Михалков сообщил о готовности ходатайствовать за смягчение меры пресечения для Федотова. При этом режиссер отдельно подчеркнул, что сам он «никогда не работал» в РАО, не имел к нему «никакого отношения».
Как устроена работа РАО и его конкурентов?
Миллиардные сборы
В России с 2007 года действует так называемая система коллективного управления авторскими правами. Сейчас четыре организации имеют аккредитацию от Минкультуры, которая позволяет им собирать средства с пользователей музыки, текстов, программ и других объектов авторского права и распределять эти деньги между правообладателями.
Российское авторское общество, старейшая из организаций, отчисляет деньги авторам музыки и текстов. Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) распределяет средства между исполнителями и авторами фонограмм. Российский союз правообладателей (РСП) собирает так называемый налог на болванки — 1% от стоимости техники с производителей и импортеров за исполнение и копирование фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) управляет правами в отношении изобразительного искусства и авторских рукописей.
По сборам РАО, членами которого являются более 27 тыс. авторов, значительно опережает РСП и ВОИС. По итогам 2015 года общество собрало около 4,5 млрд руб., из которых правообладателям перечислили 3,6 млрд руб., РСП в виде вознаграждений перевел 1,5 млрд руб. из полученных 2,2 млрд руб., ВОИС — около 0,8 млрд руб. из 1 млрд руб. Эти данные были приведены в ответе столичной прокуратуры на запрос депутата Госдумы Сергея Обухова, который в марте 2016-го просил от правоохранительных органов «добиться прозрачности расходования собираемых средств».
При этом у РСП был шанс вырваться вперед: в конце 2014 года руководившие им Федотов и Михалков предложили взимать «налог» со всех обладателей устройств, имеющих выход в интернет. Предполагалось, что собирать деньги будут операторы связи из расчета 25–30 руб. ежемесячно с каждого устройства, а взамен пользователь получал бы неограниченный доступ к контенту в Сети — видеозаписям, музыке, книгам, на который распространялось бы действие единой глобальной лицензии. Так в РСП предполагали решить разом и проблему пиратства в интернете, и проблему отчисления авторам, произведения которых распространяются онлайн.
Но «налог на интернет» встретил ожесточенное сопротивление со стороны участников рынка — и операторов, и чиновников Минкомсвязи, Минюста, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В июне 2015-го администрация президента «похоронила» проект, признав его нецелесообразность.
«Семейный бизнес»
Выпускник экономического факультета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Сергей Федотов начинал карьеру в банке «Российский кредит». РАО он возглавил в 2004-м, этому предшествовали четыре года, когда он был гендиректором музыкального издательства при РАО.
«Для меня это [РАО] очень особая организация, потому что вся жизнь моей семьи и моя жизнь связаны с ней», — говорил он в интервью РБК. Мать бизнесмена, Вера Федотова, «в рынке» с конца 1970-х; она прошла путь от начальника отдела до главного бухгалтера Всесоюзного агентства по авторским правам, преемником которого стало РАО. Сейчас Федотова формально является первым заместителем председателя совета директоров РАО, то есть заместителем своего сына. Несколько источников РБК, близких к разным обществам, часто указывали, что в отсутствие Федотова РАО, по сути, управляется его матерью.
Адвокат Веры Федотовой присутствовал на заседании суда, после которого главу РАО взяли под арест до середины августа, и заверил, что она пока не вызывалась на допрос.
В разные годы Федотов, по данным СПАРК, числился учредителем или совладельцем более 20 юрлиц, включая ООО «НАИС» (Национальное агентство интеллектуальной собственности), ООО «Голливуд репортер рус», ООО »Индепендэнд Паблишер Груп» (издательская деятельность) и ряда торговых компаний. Большинство фирм прекратили существование, только пять ООО имели выручку за 2013–2014 годы: суммарно она не превышала нескольких десятков миллионов рублей в год.
«Голливуд репортер рус» издает российскую версию американского журнала о мировой киноиндустрии The Hollywood Reporter (THR). В США THR выходит еженедельно, в России — раз в месяц, также есть одноименный сайт. Выручка ООО в 2014 году составила 38,7 млн руб. В 2012-м Федотов перестал числиться в собственниках фирмы, при этом владельцем 37% компании стала «Студия »Тритэ» Никиты Михалкова. Сам Федотов всегда отмечал, что не является госслужащим, поэтому может заниматься чем угодно и отчитываться не обязан.
Попытка объединиться
С момента, как Федотов возглавил РАО, рынок управления авторскими правами начал кардинально меняться. Федотов стал инициатором создания ВОИС — организацию с момента появления в 2008 году возглавляет гендиректор ФГУП «Мелодия» Андрей Кричевский. В свою очередь, РАО и ВОИС в 2010 году вместе с Союзом кинематографистов и рядом физлиц учредили РСП: президентом совета этого союза стал Михалков, а Федотов до конца 2015-го был гендиректором (потом его сменил Кричевский).
В 2012 году в интервью Forbes Федотов признавал: конкуренция в сфере авторских прав «убивает саму идею управления правами». «Мы хотели построить некую естественную монополию <...>. И она уже по факту сейчас построена, потому что реально почти всеми организациями, которые имеют государственную аккредитацию в стране, управляю я и сложившаяся команда специалистов», — говорил Федотов.
В 2015-м РАО, РСП и ВОИС договорились об объединении в единую структуру — профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество» (ПДК «РАО») и даже подали необходимые документы в Минюст. Идею объединения обществ поддерживал министр культуры Владимир Мединский.
Как рассказывал РБК в начале августа 2015-го представитель РАО, новая организация создана, сформированы органы управления и избран гендиректор — им стал Федотов. Но вместо создания новой структуры РАО просто подверглось переименованию: в ЕГРЮЛ запись о переименовании появилась 8 сентября, при этом Кричевский получил право действовать от имени организации. Как рассказывают источники РБК, Федотова это не устроило, и он был одним из инициаторов иска к Минюсту, поданного 27 ноября.
Михалков призвал руководителей авторских обществ «не выносить сор из избы» и отозвать претензии, рассказал собеседник РБК, близкий к одному из обществ. «В РАО начались сложности внутреннего характера, и менеджмент РАО увидел для себя некоторые затруднения, было принято совместное решение процедуру объединения приостановить», — говорил Михалков РБК.
Попытки реформировать
В 2015 году авторы, работающие с РАО, РСП и ВОИС, публично заговорили о том, что недовольны руководящим составом, деятельностью обществ и объемами сборов. К примеру, поэт-песенник Илья Резник изъял все права на свои произведения из управления РАО и написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву о том, что РАО «диктует кабальные условия и навязывает мизерные, унизительные тарифы». За свои произведения Резник в 2013 году получил от РАО 12 коп., говорилось в письме.
В ноябре группа российских продюсеров обратилась в РАО и ВОИС с предложением реформировать эти общества, писала газета «Ведомости»: под письмом стояли подписи представителей продюсеров Виктора Дробыша, Константина Меладзе, Игоря Матвиенко, Игоря Крутого и Максима Фадеева. Матвиенко позже заявил, что в обществах идет «междоусобная война», счета организаций «фактически заморожены», а авторы не получают отчисления. «Я даже себе представить не мог, что такие суммы могут выводиться, там речь идет о сумме порядка 1 млрд руб.», — утверждал композитор. Федотов предлагал относиться к этому выступлению «как к эмоциональному поступку».
Президент Владимир Путин в своем послании в августе 2015-го призвал правительство повысить уровень прозрачности в сфере управления правами; был обозначен и срок исполнения задачи — до 15 сентября, но в Госдуму так и не был внесен ни один законопроект.
Минкомсвязи предлагало вовсе отказаться от управления правами на бездоговорной основе, отменить госаккредитацию и тем самым создать конкуренцию среди авторских обществ — им пришлось бы бороться за правообладателей. При этом руководители авторских обществ не могли бы занимать посты более четырех лет подряд, руководить несколькими организациями одновременно и «иметь интересы в компаниях-правообладателях». То же РАО с 2012 года через дочерние структуры владеет 80% в одном из старейших российских звукозаписывающих лейблов — студии «Союз», следует из базы СПАРК.
В декабре 2015-го состоялась встреча представителей РСП и ВОИС с заместителем министра связи Алексеем Волиным: по итогам встречи они взяли курс «на изменения». Сотрудники РАО на встрече не присутствовали.
Мегарегулятор для РАО
Инициативы Минкомсвязи сразу раскритиковало Минкультуры, отметив, что регулирование сферы авторских и смежных прав — забота именно этого министерства. В Минкультуры возразили против перехода на договорную основу управления правами, а взамен предложили создать специальную информационную систему с реестром правообладателей и произведений и с «личным кабинетом», через который можно будет отслеживать начисление вознаграждений.
Но в будущем полномочия Минкультуры в области авторских прав могут перейти к Роспатенту: в конце июля 2015-го первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил создать на базе службы единого регулятора в сфере интеллектуальной собственности, его главой назначен бывший замминистра культуры Григорий Ивлиев.
Представители министерства и Роспатента объясняли, что процесс передачи полномочий займет какое-то время. Между тем из мартовского письма администрации президента в аппарат правительства (копия есть у РБК) следовало, что реформа рынка «преждевременна».
В начале июня 2016 года правительственная комиссия по административной реформе подтвердила необходимость создания на базе Роспатента единого органа в сфере интеллектуальной собственности, сообщала пресс-служба Роспатента. Три члена авторского совета РАО рассказывали РБК, что Федотова приглашали «на высокий пост» в Роспатент. Представитель Роспатента сообщил, что ему неизвестно о подобном предложении.
Недвижимое дело
30 июня Следственный департамент МВД предъявил главе РАО Сергею Федотову обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (по ч.4 ст.159 Уголовного кодекса России). Следствие полагает, что Федотов в 2012 году ввел в заблуждение авторский совет РАО относительно целей создания дочерней организации ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК), на баланс которой позже были переведены принадлежащие РАО объекты недвижимости и автомобили.
Максимальное наказание по ч.4 ст.159 УК РФ — десять лет лишения свободы. 28 июня суд заключил Федотова на время следствия под стражу, защита пытается смягчить меру пресечения и добиться его содержания под домашним арестом по медицинским показаниям.
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД еще в августе 2015-го начало проверку РАО «на предмет хищения средств авторского вознаграждения через приобретение и последующий вывод через подставные фирмы объектов недвижимости». Сотрудники МВД тогда заинтересовались сделками, проведенными через дочерние структуры организации. В 2007–2011 годах РАО приобрело четыре объекта недвижимости общей площадью свыше 2 тыс. кв. м, после чего они были внесены в уставный капитал ЗАО «СЭК». В последующие два года помещения были переведены на баланс других фирм, часть из которых впоследствии была ликвидирована.
Именно по материалам этой проверки МВД возбудило 17 июня уголовное дело по факту хищения средств из РАО, следовало из заявления ведомства. Следствие настаивает, что СЭК была учреждена обманным путем: «неустановленное лицо» предоставило в регистрационную палату подложное положительное решение авторского совета, следует из постановления о возбуждении уголовного дела, с которым ознакомился корреспондент РБК. При этом сами члены совета РАО в августе 2015 года утверждали в разговоре с РБК, что поддерживали идею учреждения СЭК. Следствие оценивает ущерб от этих операций более чем в 500 млн руб.
Федотов настаивает, что не занимался операционным руководством СЭК — за него это делал его заместитель Андрей Кричевский. Кричевский это опровергает.
Адвокат Федотова Денис Балуев называет создание СЭК «абсолютно законным» шагом, поскольку само РАО является общественной организацией и не может получать прибыль, к примеру, от сдачи объектов недвижимости в аренду. Вырученные от продажи недвижимости деньги, как объяснял в интервью «Известиям» в 2015 году Федотов, были потрачены на создание электронной системы, которая должна обеспечить прозрачность распределения отчислений между авторами в РАО. Представитель РАО не ответил РБК на вопрос, создана ли в итоге подобная система.
© РБК