Парк высоких технологий, господдержка и сильные кадры
Юристы компании Revera Елена Мурашко и Артём Хандрико о том, что привлекает ИТ-компании в Белоруссии.
Возможности для релокации бизнеса
Плюсы страны для релокации — от простого переезда команды разработчиков до перемещения значимых активов, оборудования и основных средств — в географическом положении, комфортном транспортном сообщении, отсутствии значительных временных разниц, близости культур и менталитетов.
Иностранным компаниям и физическим лицам довольно легко учредить юрлицо в Белоруссии. Самая популярная форма — ООО в её стандартном варианте. При 1–2 учредителях регистрация занимает один день. Для российских компаний этот вариант удобен еще и тем, что не нужно переводить и заверять документы — всё и так на русском.
Нет проблем и с миграционным регулированием — с большинством стран СНГ заключены соглашения о правовой помощи в сфере трудовой миграции и о безвизовых режимах. Это очень удобно для компаний из большинства стран СНГ — при релокации команды разработчиков не возникает больших сложностей.
Среди российских компаний, офисы которых есть в Белоруссии, представлены Bell Integrator, SoftLine, Game Insight, «Сбербанк-Технологии», «Яндекс», Cognitive Technologies, InfoWatch и другие.
Высокий кадровый потенциал
Его основы заложены еще в СССР — в Белоруссии была сильная школа технического образования. У белорусских разработчиков, помимо профессиональных навыков, весьма глубокие знания в математике, физике и других технических науках, что является конкурентным преимуществом как в аутсорсинге, так и при разработке технологической части продукта.
Иностранцев привлекает наш кадровый потенциал. Много хороших, талантливых инженеров по цене (с учетом налога и прочих издержек вроде офиса) в 4–5 раз ниже, чем в Кремниевой долине. Важно именно это сочетание — хороший кадровый потенциал и специальный режим ПВТ.
Это типичная история — много где пробуют создавать специальные зоны для технологических компаний, но мало где это работает ввиду того, что собрать необходимые для этого десятков тысяч инженеров — вопрос долгого времени.
Минск был центром программирования ещё во времена СССР, но с появлением ПВТ развитие сильно ускорилось.
Дмитрий Гурский, партнер венчурного фонда Haxus, сооснователь сервиса Flo
Есть и другие факторы, которые способствовали развитию белорусского ИТ-сегмента. Например, ориентация ИТ-сектора на экспорт. В Белоруссии нет внутреннего рынка. Стартапы изначально заточены под мировой, что задает повышенную планку.
Ментальность такова, что белорусские стартапы понимают, что у нас очень маленький рынок внутри страны, поэтому разработчики сразу ориентируются на весь мир.
Юрий Мельничек, инвестор AIMatter, сооснователь Maps.Me
Отсюда сформировался опыт работы в аутсорсинговых компаниях над проектами разной сложности, взаимодействие с более опытными и разноплановыми заказчиками. В последние 5–10 лет в Белоруссии начали появляться собственные продуктовые компании и стартапы.
Это способствовало формированию высококвалифицированных команд разработчиков и центров экспертиз в самых разных сферах — от системного анализа до технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, нейронных сетей, интернета вещей, AR, VR и других.
Все это поддерживается системой образования — за последние семь лет число обучающих ИТ-мероприятий увеличилось. Например, в 2010 году их число составляло 10 штук. В 2016 году состоялось 80 хакатанов, митапов, конференций и других мероприятий.
В 2010 году был создан Образовательный центр ПВТ для переподготовки технических специалистов, сформировалась своя «ИТ-тусовка».
Государственная поддержка ИТ-компаний
В Белоруссии действуют специальные льготные режимы для бизнеса: свободные экономические зоны (СЭЗ), Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», Научно-технологическая ассоциация «Инфопарк».
Самый популярный и известный специальный режим, который изначально создан для ИТ-компаний — Парк высоких технологий (ПВТ).
Исходя из того, что резидентом ПВТ может стать только белорусское юридическое лицо, иностранные инвесторы активно приходят сюда в основном двумя способами: создают в стране собственные центры разработки (R&D-центры) или делают совместные предприятия с локальными партнерами, которые, в том числе, выступают полноценными операционными бизнес-единицами.
ПВТ создан в 2005 году декретом президента Республики Беларусь №12. Его основное отличие от большинства зарубежных аналогов — принцип экстерриториальности, то есть режим ПВТ действует на всей территории Белоруссии: если компания соответствует требованиям Парка, она может стать его резидентом и применять льготы вне зависимости от физического расположения.
Сейчас в ПВТ зарегистрирован 181 резидент, около 50% из них — компании с иностранным капиталом. Основные иностранные инвесторы в белорусской ИТ-сфере — частные лица и компании из США, Великобритании, Израиля, Германии, России и других стран.
91% производимого в ПВТ программного обеспечения идет на экспорт. Из них 49,1% поставляется в страны Западной Европы, 43,2% — в США, 5,3% — в Россию и СНГ.
Выручка компаний-резидентов ПВТ по итогам 2016 года составила $904,4 млн.
Среди конечных потребителей продуктов, разработанных резидентами ПВТ, —автомобильные концерны Peugeot, Mitsubishi, медиахолдинги British Telecom, T-Mobile, Reuters, топливно-энергетические концерны British Petroleum, Росэнергоатом, РАО ЕЭС, товаропроизводители Coca-Cola, Procter&Gamble, Colgate-Palmolive, Samsung; Лондонская фондовая биржа, Всемирный банк, Deutsche Bank, Центральный Банк Российской Федерации и другие.
Большинство таких знаменитых белорусских ИТ-проектов, как World of Tanks, MSQRD, PandaDoc, Viber, Fabby, «Зомби Ферма», «Рыцари и Принцессы», «Клондайк», имели связь с ПВТ или резидентный статус.
Когда нас взяли в ПВТ, мы поняли, что всё отлично.
Почему так получилось, что в стране много стартапов в области компьютерного зрения? Мне кажется, это совокупность факторов — и благоприятные условия ПВТ для ведения бизнеса, и возможно историческая база — образование в области программирования, и вообще здесь много чего посвящено компьютерам.
Также важный фактор — успехи одних компаний, например, Viber, Maps.Me и MSQRD, мотивируют новичков запускать свои стартапы.
Юрий Мельничек, инвестор AIMatter, сооснователь Maps.Me
В современном мире всё малоизвестное становится интересным, появляются примеры успешных сделок между белорусскими проектами и мировыми ИТ-корпорациями что, безусловно, заслуга участников белорусской стороны, и как следствие еще больше усиливает интерес к стране.
Кроме того, мировые компании узнают, что здесь привлекательная инфраструктура для ведения ИТ-бизнеса — сильные кадры, заинтересованность государства в развитии отрасли и льготные режимы. Эти процессы оказывают синергический эффект, и мировые ИТ-корпорации все больше обращают внимание на страну и процессы, происходящие в ней.
Евгений Нагель, директора офиса Gismart в Минске
Льготы для резидентов ПВТ
Одно из преимуществ, привлекающее в ПВТ все больше компаний, — налоговые льготы. Вот ключевые:
- Нет налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС) по оборотам от реализации на территории Белоруссии.
- Пониженная ставка налога на доходы иностранных организаций — 5% вместо обычных 10–15%. Он удерживается из доходов иностранной компании, которое ей выплачивает белорусское юрлицо в виде дивидендов, процентных доходов от долговых обязательств и роялти. Льгота действует автоматически, для нее не нужно подавать дополнительные документы.
- Отсутствие налога на доходы иностранных организаций, если с зарубежной компанией действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и там предусмотрены положения об отсутствии налога в месте источника выплаты.
- Меньший подоходный налог. Для работников компаний-резидентов ПВТ установлена льготная ставка 9% вместо обычных 13%, которые удерживаются из дохода сотрудника.
- Нет оффшорного сбора. Резиденты ПВТ освобождаются от 15% оффшорного сбора при выплате дивидендов в оффшорные юрисдикции.
-
Меньшие взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Как правило, наниматель за счет собственных средств (то есть дополнительно к начисленной заработной плате) должен уплатить 34% дохода работника в ФСЗН (пенсионное и социальное страхование). Резиденты ПВТ вправе уплачивать эти взносы исходя из средней заработной платы по стране. На июнь 2017 она составляла $420.
-
Налог на недвижимость. Резиденты ПВТ уплачивают налог на недвижимость только по тем объектам недвижимости, которые расположены вне территории Парка или сдаются в аренду.
-
Нет налога на землю в течение тех лет, если резидент построил себе здание на территории ПВТ.
Кроме того, компании-резиденты могут использовать таможенные льготы при ввозе оборудования и не продавать иностранную валюту — по общему правилу, все белорусские компании обязаны продать 20% выручки в иностранной валюте.
В то же время в качестве обязательства, связанного с членством в Парке, резиденты ПВТ ежеквартально отчисляют 1% выручки Администрации ПВТ и несут обязательства по выполнению бизнес-проекта, представленного при регистрации в качестве резидента ПВТ, а также должны соблюдать ряд требований, в частности, по профильности видов деятельности.
Сейчас ведется работа по дополнению и совершенствованию описанного правового режима для сферы высоких технологий с изданием новой редакции правового акта, получившего в СМИ неофициальное название «Декрет 2.0».
Такого бренда, как у Израиля или Эстонии, у Республики Беларусь нет, но это вопрос времени. Бренд страны как отличного места для аутсорсинга и продуктовой разработки однозначно растет. Причина — комбинация ряда факторов: богатый потенциал людей, сильная техническая школа, налоговые льготы, а также небольшое число альтернативных способов заработать деньги — полезных ископаемых в стране мало.
Упрощение визового режима, правил вступления и работы в ПВТ, и, в целом, либерализация экономики и права, — это правильные шаги для того, чтобы превратить Республику Беларусь в ИТ-страну.
Микита Микадо, генеральный директор PandaDoc
После принятия декрета ПВТ станет самой настоящей заменой Кипра и других юрисдикций, которые сейчас необходимы для ведения продуктового ИТ-бизнеса из стран нашего региона. С учётом деофшоризации и санкций в России и совершенно непредсказуемой ситуации на территории Украины, релокация компании в Минск станет правильной идеей.
Дмитрий Гурский, партнер венчурного фонда Haxus, сооснователь сервиса Flo
© vc.ru