Парад беспилотного флота: дроны на МАКС-2021

28.07.2021, 15:45
Дроны доставляют грузы, обеспечивают надежную связь, отслеживают пожароопасные ситуации, ведут поисково-спасательные работы. И делают еще много всего полезного и важного. Перспективные разработки из пула проектов Московского инновационного кластера показали на авиасалоне МАКС-2021 в рамках экспозиции «Городская аэромобильность» от Правительства Москвы и Минпромторга.
Новости Партнеров
Парад беспилотного флота: дроны на МАКС-2021

Беспилотые дроны обживаются городское пространство. И их уже много самых разных. Пространство города перестало быть плоским — оно стало трехмерным пространством без пробок.

Около 120 лет назад Никола Тесла представил на выставке электротехники в Нью-Йорке свою модель радиоуправляемой лодки. Изобретение, естественно, вызвало огромный ажиотаж зрителей — люди абсолютно не понимали, каким образом лодка «слушается» своего хозяина. С тех пор беспилотники уверенно освоили все среды — от подводных глубин до воздушного пространства. 

Летательные беспилотные аппараты меняют воздушную жизнь в городах. Именно такие перспективные разработки из пула проектов Московского инновационного кластера показали на авиасалоне МАКС-2021 в рамках экспозиции «Городская аэромобильность» от Правительства Москвы и Минпромторга. Рассказываем про самые интересные. 

На все лопасти мастер

Оперативная доставка небольших грузов и документов в городах и на крупных предприятиях — одна из очевидных задач, которую предстоит решить легким дронам. К таким разработкам относится квадрокоптер А-10 от компании Aeroglobe. 

AeroGlobe. Дрон для доставки грузов
AeroGlobe. A-10. Дрон для доставки грузов

Аппарат может взять на борт до 10 кг полезной нагрузки, длина маршрута составляет 30 километров, а время нахождения в воздухе — до 60 минут. Благодаря возможности установки различных систем крепления, на A-10 может размещаться лидар, фотокамера, тепловизор и другое оборудование для дистанционного зондирования Земли. Поэтому разработчики уточняют — аппарат правильно называть многофункциональной беспилотной платформой. 

Более того, А-10 будет полезен не только в городе. Он может стать отличным помощником фермеров, — например, точечно опрыскивать поля активными веществами против сорняков, насекомых или болезней. 

Помимо А-10, компания Aeroglobe — в основном из компонентов собственного производства — делает и другие универсалы: более тяжелый шестнадцатимоторный аппарат А-40, способный поднять до 40 кг, а также БПЛА самолетного типа АК-3. В планах — создание новых видов беспилотников, в частности конвертоплана и аппарата вертолетного типа.

Вовремя увидел — значит победил

Пожары издавна были одними из главных врагов городов. Наибольшая опасность сегодня — возгорания на пожароопасных предприятиях и складах. Здесь беспилотники тоже могут выручить, постоянно наблюдая за всей территорией. Однако простой камеры недостаточно — самое главное выявить очаг на ранней стадии, чтобы быстро принять меры и предупредить техногенную катастрофу. 

Пожар
Пожар «глазами» дрона

Для этого компания «АвиаВижн» создала интеллектуальную систему компьютерного зрения на основе алгоритмов искусственного интеллекта для БПЛА, которая анализирует информацию от тепловизионных и оптических датчиков видимого спектра, установленных на беспилотнике. Нейросеть в реальном времени  обрабатывает получаемое изображение и если что-то не так — сразу сигнализирует ответственным за безопасность. 

Интеллектуальная система «АвиаВижн» способна производить экологический мониторинг и обследование, что позволит не допустить развитие чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Помимо городов проект будет востребован в энергетическом секторе, в нефте- и газодобывающей промышленности, а также химических производствах. 

В воздухе и на воде 

Большинство беспилотников приземляются, но есть и те, что запросто могут приводниться. Именно такой герметичный аппарат SeaDrone MG показала компания «Дрон Солюшнс». 

Дрон Сольюшн
Дрон Сольюшн

Аппарат может находиться в воздухе до 4 часов. В первую очередь он предназначен для проведения поисково-спасательных операций и мониторинга безопасности больших территорий. Но может также выполнять логистические задачи — ему по плечу груз до 5 кг. Кроме воды, SeaDrone не страшны и морозы — он будет функционировать и при минус 30.

В городе такой дрон будет востребован для экологического мониторинга акватории рек, каналов, а также прибрежных зон. 

Родственные связи

Зачастую в городских условиях и при сложном географическом рельефе могут возникать проблемы с устойчивой связью.Беспилотники помогут и с решением этой задачи. Так, компания «ЮВС Авиа» разработала систему связи UVSNet с использованием дронов, устойчивую к помехам. 

АВС Авиа
ЮВС Авиа

UVSNet объединяет беспилотники в единую самоорганизующуюся сеть передачи информации. Она строится из одинаковых устройств — радиомодемов высокоскоростной передачи данных на платформе электронного модуля с установленной специализированной интегральной схемой для цифровой обработки сигнала.

Схема работы сети беспилотников для развертывания связи
Схема работы сети беспилотников для развертывания связи

Такая сеть не требует инфраструктуры базовых станций: любой элемент сети может быть передатчиком, приемником или ретранслятором. 

Двигатели прогресса

Как и в самолете, «сердце» любого беспилотника — мотор. Достаточно долго у отечественных разработчиков БПЛА не было альтернативы закупке электродвигателей за рубежом. Компания EME-Аэро решила изменить ситуацию и организовала серийное производство целого семейства электродвигателей «Электромомент» с рекордными силовыми характеристиками в своих классах.  

Как известно, колесо или воздушный винт вращает не мощность двигателя вообще, а именно «вращающая сила» или «крутящий момент», и электродвигатели компании EME-Аэро обладают высоким или даже рекордным удельным крутящим моментом в диапазоне от 10 до 40 Н*м/кг. Проще говоря, именно такие удельные силовые характеристики электродвигателей необходимы для создания современных БПЛА с чисто электрической или гибридной силовой установкой. 

В мире существует меньше десятка компаний, которые сумели достичь таких характеристик и зарегистрировать собственные патенты, и почти все они находятся в западных странах. В планах компании — создание двигателей и для более крупных аппаратов со взлетной массой более тонны.

На тёмной стороне дронам не место

Не всегда беспилотники — благо. Например, они могут быть серьезной угрозой для пилотируемых летательных аппаратов, особенно вблизи аэропортов — уже известны десятки случаев столкновений. Пока без серьезных последствий.  Кроме того, дроны могут использовать злоумышленники или конкуренты, чтобы без разрешения подсматривать сверху. 

Для борьбы с непрошеными воздушными гостями компания «Локационная мастерская» разработала серию устройств-антидронов с говорящим названием «Ступор». Этими легкими и компактными устройствами может воспользоваться любой человек — специальные навыки не нужны. 

В зависимости от типа антидроны либо отправляют незваный беспилотник обратно хозяину (при этом позволяют выявить его примерное нахождение), либо вынуждают совершить посадку. 

Например, антидрон ПАРС-К весит чуть больше полутора килограмм, имеет каналы воздействия на бытовых частотах 2,4 ГГц и 5,8 ГГц. Такой и на даче пригодится, чтобы никто не подглядывал за коттеджем. 

А для защиты более важных транспортных и производственных предприятий подойдет  6-диапазонный ПАРС-П, который способен воздействовать на все традиционные (и даже редкие) каналы связи. При этом он абсолютно безобиден для систем навигации и бытовых устройств. Дальность действия — 250–300 метров — именно на таком расстоянии человек может невооруженным глазом распознать дрон-нарушитель.

Антидрон ПАРС-П
Антидрон ПАРС-П

©  Популярная Механика