Падение гигантов: за что мобильная FIFA получила красную карточку

История мобильного ответвления FIFA напоминает футбольную карьеру какого-нибудь вундеркинда, который просиял несколько лет, а потом обреченно потух (Оуэн? Пато? Балотелли?). Ранние годы франшизы сопровождались славой, народной любовью, билбордами и успехом. Последние несколько лет — только глухим раздражением. Начиная со второй версии, FIFA для карманных консолей и телефонов встречали аплодисментами. Для сравнения, в недавнем обзоре на FIFA 16 Ultimate Team надо постараться, чтобы найти тёплые слова. История падения серии, которая (впервые в этой рубрике) действительно рухнула — плашмя, с грохотом, подняв пыль.

В начале было Слово, и Слово было PSP

Восхождение на Олимп карманная FIFA начала в 2005 году — именно тогда появились версии для PlayStation Portable и Nintendo DS. Были, конечно, гастроли на маленькие экраны и до этого — взять хотя бы футбольный симулятор на GBA или финском франкенштейне N-Gage, но слава рухнула с пришествия на два сверхпопулярных хэндхела. Критики, впрочем, поначалу отнеслись к затее снисходительно: урезанный беглец с PS2 (в случае с PSP) и бестолковый футсим на консоли, где отдают предпочтение Марио и покемонам (в случае с DS). Но уже через полгода вышла FIFA Soccer 2006, и стало ясно — футбол осел в ваших карманах и рюкзаках надолго, и он никуда не собирается.

Особенный успех был на более мощной платформе — PSP словно была рождена для FIFA. Небольшой (после телевизора-то!) экран прекрасно справлялся с 22 бегущими человечками, а десятиминутные матчи идеально укладывались в среднестатистические перемены — в крайнем случае, можно было пожертвовать перекусом. Управление быстро адаптировали под возможности D-Pad и аналоговой «пуговицы», а футболистов научили эффектному дриблингу. Финты так понравились подросткам, что вторая часть FIFA Street тоже заглянула на PSP — и не прошла незамеченной.

Падение гигантов: за что мобильная FIFA получила красную карточкуПадение гигантов: за что мобильная FIFA получила красную карточку

Начиная с 2005-го мобильно-консольная FIFA, минимально меняясь, карабкалась вверх, с каждым годом одолевая новую ступеньку. Апофеоз пришелся на 2007–2008 годы, когда копии купили по полутора миллиону человек — и это только для PSP.

Дорогу мобильным!

К 2009-му эйфория чуть поутихла, но EA открыла второй фронт: на наших с вами любимых телефонах. Первое появление FIFA на iOS датировано 2 октября 2009 года: с этого момента карьера мобильной FIFA запустилась в стиле музыкантов «Клуба 27» — стремительный захват мира и столь же стремительное его покидание. С той лишь оговоркой, что серия к её последней инкарнации не умерла, а скорее превратилась в зомби.

Падение гигантов: за что мобильная FIFA получила красную карточкуПадение гигантов: за что мобильная FIFA получила красную карточку

Если сейчас посмотреть на геймплей FIFA 10, в голове разольется свинцовое недоумение: и что? Тут надо вспомнить контекст — 2009 год. Xbox 360 и PlayStation 3 ещё считаются мощными платформами. Чарты рвет оригинальная игра про Бэтмена от Rocksteady. Все ждут сиквел Mass Effect. PC-геймеры вновь получают порт FIFA с PS2 и заплевывают ту часть монитора, которая осталась чистой после предыдущих негодований. По мобильным маркетам гуляет ветер — до релиза самой первой Angry Birds ещё два месяца. И тут — FIFA 10. Почти настоящая: футболисты уверенно толкаются, мяч прогрызает сетку, за судьей бегает тень, а с неба падает снег. На экране всего две кнопки и ползунок движения, но большего и не надо: достаточно скользить по клавишам, чтобы забрасывать, прорезать, отрезать, и, конечно, забивать. И всё это — в телефоне; даже не в отдельной карманной консоли, специально созданной для игр.

FIFA 11 подняла планку — так великий спортсмен бьет свой предыдущий рекорд, понимая, что тогда он просто разминался. Кнопок стало больше, их научили понимать контекст — при обороне одни функции, при атаке — другие. Над головами футболистов зажглись имена, а камера полностью скопировала стиль телетрансляций. Игра чертовски умело научилась имитировать настоящий футбольный матч — с поправками на технологии, конечно. На iPad FIFA 11 визуально мало отличалась от PS2-версии, а онлайн по Wi-Fi и Bluetooth, думается, сорвал обучение многим студентам и школьникам.

FIFA 12 пробила потолок, а потом ещё и пару этажей сверху. Многие вам уверенно объяснят, что лучшего футбола телефоны не видели. Возможно, это так — PocketGamer озарил проект «золотой» оценкой (до этого у FIFA было лишь «серебро»), а средний балл на Metacrititc до сих составляет 87. Больше, чем у любой версии недавней FIFA 16, на минуточку.

Помимо стандартных графических имплантатов, FIFA 12 пережила первый опыт по внедрению современных тенденций — бесконечной вереницы ачивок, синхронизации с Origin, режима Daily Challenge и кнопки «прессинговать». Равнение на моду в итоге серию и погубит, но тогда получился идеальный симбиоз футбольных традиций и передовых новшеств — старый добрый режим карьеры никому не мешал, а возможность залогиниться к основному аккаунту в Origin расценивалась как доброе сотрудничество.

Падение гигантов: за что мобильная FIFA получила красную карточкуПадение гигантов: за что мобильная FIFA получила красную карточку

В FIFA 13 финты вывели на отдельную кнопку и добавили функцию вызова второго защитника, но главное — дали понять, что карманный футбол теперь идет прицепом к футболу большому. Награды за достижения экстраполировались на старшую версию, поэтому все подвиги предлагалось совершить под эгидой «чтобы было легче в компьютерной FIFA». Главное меню разбили на модные в консольных кругах таблички, а внутриигровые миллионы (на покупку Роналду, например) начали продавать за реальные деньги. FIFA 13 язык не повернется назвать неудачной, у неё тоже космический рейтинг на Metacrititc, но все предпосылки надвигающейся катастрофы — были.

«То, что мы не оправдали ваши ожидания, — ваши проблемы»

Когда FIFA 14 появилась на телефонах, по мониторам и телевизорам уже победоносно шагал режим Ultimate Team. Тот самый, где портреты футболистов нанесены на карточки золотого, серебряного или бронзового цветов — ими вы комплектуете состав команды. Спортсмены продаются за внутренние монеты, но честно заработать можно только на третий состав середняка АПЛ — за остальное предлагается рассчитываться банковской картой. В мобильной FIFA 14 надо было платить за это, и за всё остальное — симулятор был бесплатный, но будто порезанный Рамси Сноу: ни режима карьеры, ни нормального онлайна, ни кубков, ничего. Только Ultimate Team и быстрые матчи — остальные режимы выписывали за «реал».

И если в FIFA 14 вы могли поиграть в любимую карьеру, прицепив её к обезображенному симулятору, то из FIFA 15 выкинули и эту возможность. Подзаголовок «Ultimate Team» недвусмысленно намекал на предстоящий событийный ряд: купить пак с карточками, расставить третьесортных футболистов по местам, сыграть пару матчей за выдуманный клуб, купить пак с карточками… Как мобильный футсим FIFA 15 не хватал звезд с неба, но всё же был неплох. Впрочем, не более того — внутри себя игра осталась на уровне 2011 года, да и внешне тоже — несмотря на то, что сравнение с графикой второй PlayStation перестало быть комплиментом даже для игр с телефона.

Что случилось с FIFA 16, можете узнать в нашем обзоре. Если кратко — всё очень плохо. Очень. Что случится с серией дальше? Видимо, FIFA просто будут обновлять каждый год, не трогая порядковый номер — от него вообще хотят отказаться.

Конечно, прогресс бежит —, а с ним и игры. Накануне 2016 года глупо делать вид, будто free-to-play — какая-то неприятная, но временная болячка. Это вполне работающая, здоровая схема распространения, которая лихо встряхнула индустрию, уснувшую со своими хитами за $60 (или 40–20–10, неважно). Но не стоит пускать под нож всё, что не вписывается в дивный новый мир — некоторые вещи способны существовать, даже если они не предполагают трехсотпроцентной отдачи. Едва ли FIFA 12 принесла хотя бы половину денег от месячного дохода FIFA 16 —, но она тоже имеет право на жизнь. И ничуть не меньшее.

Автор текста: Илья Божко

Источник:  4pda.ru


©  4PDA