Отсутствие “музыкальной культуры” в России: почему мы слушаем шлак

Мы живем в болоте. По радио и телевидению одни и те же лица, набившие оскомину. Новые песни мы слышим лишь в маршрутках. Наша страна отстает от Запада в плане продвижения музыки на 25–30 лет.

Глава 1. Вместо предисловия.

Как часто ты слушаешь музыку? Радио не считается; в Москве 82 радиостанции, и все они вызывают отвращение и желание скорее выключить приемник.

Особняком стоят радио Rock FM и Ultra, хотя и они не идеальны: плейлисты на Рок ФМ меняются достаточно редко, а Ультра для любителей альтернативного рока.

Но ведь есть еще и классическая музыка, и блюз, и множество других жанров и направлений.

Я был во многих городах нашей родины, и могу с уверенностью сказать: все очень плохо. Музыка, транслируемая в регионах, ужасает. Новые «хиты» от артистов поп-сцены нещадно въедаются в мозг и ведут к неизбежной деградации.

В совокупности с унылым пейзажем, состоящим из однотипных многоэтажек, грязью под ногами и открытыми мусорными баками, все эти безголосые «певцы ртом» поглощают тебя и приобщают к серой массе потребителей, у которых нет индивидуальности и чувства эстетики.

mus1

Я горячо уверен, что музыкальный вкус — это важно. Как и любой другой, музыкальный вкус нужно развивать в себе, бережно культивировать и не поддаваться той грязи, что льется из колонок в «газельках» или из тонированной «лады» у соседнего подъезда.

Мы не придаем значения этим нюансам нашей жизни и напеваем пошлые мотивчики, которые подхватили, словно заразу, по дороге с работы или учебы домой. А дома включаем радио. И все, замкнутый круг из которого сложно вырваться и начать менять свое восприятие.

Вокруг попса и шлягеры прошлых лет, тягучие и приторные, словно патока, они окружают тебя и заставляют сдаться.

Так как часто ты слушаешь музыку?

Глава 2. Зачем слушать хорошую музыку

Музыка, как один из видов искусства, дает человеку возможность познавать и развиваться в процессе познания. Для этого общение с музыкой должно быть всесторонним, начиная от танцев и заканчивая внимательным слушанием оркестра на концерте и чтением литературы о музыке.

Звуковые образы помогают художественному познанию мира, поэтому музыка должна занимать значительное место в системе воспитания разносторонне развитой личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

mus3

Если заняться своим музыкальным воспитанием прямо сейчас, и привлечь к этому всех друзей, знакомых и родственников, уже следующее поколение потомков будет лучше и креативнее во многих областях.

Начав слушать хорошую музыку, мы можем помочь появиться сотням тысяч потенциальных художников, композиторов, архитекторов и многих других.

Глава 3. Раньше было лучше

Меня удивляет тот факт, что в 18–19 веках в России были замечательные композиторы, ничем не уступающие западным и европейским.

В то время правительство рекомендовало допускать »пение и вообще музыку» в школу; все школьные уставы предлагали местному начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств »по мере возможности»,»когда есть довольные к тому способы».

В монархические времена Россия была обществом, в котором музыка ценилась очень высоко: духовная — еще со времен крещения Руси (998 г.), светская — с реформ Петра I (конец XVII в.). Ценилось и наличие у человека музыкального образования.

Можно привести в пример Императорское училище правоведения для дворян в возрасте 12–17 лет, которое было основано в 1835 г. на средства принца Петра Ольденбургского (племянник Николая I). Оно состояло в ведомстве Министерства юстиции и готовило будущих правоведов.

mus5

Достижения выпускников училища, в котором большое значение придавалось развитию музыкальной культуры, были впечатляющи: среди них поэты, дипломаты, один чемпион мира по шахматам, министры юстиции, председатель Совета Министров, выдающиеся деятели культуры, к которым в первую очередь следует отнести братьев Чайковских и В.В. Стасова.

Училище же, напоминаю, готовило просто юристов!

Отношение к искусству было настолько всеобъемлющим, что В 1859 году, с целью сделать серьезную музыку доступной широкой публике и способствовать распространению музыкального образования, создается Русское музыкальное общество (с 1868 г. — Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО), прекратившее свое существование после революции 1917 года.

Глава 4. Как наступил конец

Все закончилось в 1917 году.

Революция, приход к власти «красных». Бандиты и лентяи дорвались до господских особняков и просторных кабинетов. Погромы, «люстрации», ссылки и страх. О какой музыке могла идти речь в то время?

mus8

Почти все великие композиторы и музыканты, жившие в то время, покинули нашу страну. Большинство из них получило признание на Западе и умерли так и не вернувшись в кровавую Россию.

Большевики, выходцы из крестьянских семей, разбойники и необразованные в большинстве своем люди были чужды саморазвитию и музыкальному вкусу. Треньканье на балалайке и простые деревенские песни да частушки — вот чем наполнились умы русского народа того времени.

Это очень наглядно передано в великолепной экранизации романа «Собачье сердце» Булгакова, когда профессор Преображенский едет в театр на «Аиду» ко второму акту, а большевики в это время тянут гнусавую песню про то, как «суровые годы уходят».

Пропасть между интеллигенцией и простым людом огромна.

Благодаря тогдашней революции, Россия на данный момент отстает в плане продюсирования и вообще отношений «артист-лейбл» лет на 25, если не на 30, от тех же Штатов. Ведь у них там не было таких потрясений, и музыкальная индустрия развивалась, не останавливаясь.

Пока наша страна приходила в себя, у них уже начали записывать чернокожих музыкантов. Появился блюз, первые робкие признаки рок-н-ролла, устанавливались и обкатывались правила для наилучшего взаимовыгодного сотрудничества между артистами и звукозаписывающими компаниями, культура развивалась без остановок.

mus7

У нас ничего этого не было. Мы пропустили целый исторический пласт и до сих пор пожинаем плоды тех ужасных деяний.

В современном шоу бизнесе совершенно нет культуры сотрудничества продюсерских центров и музыкальных лейблов с молодыми группами и музыкантами, точно как на западе в начале прошлого века.

Из-за событий тех лет нам крутят коммерческую музыку. Не талантливую, интересную или осмысленную, нет. Просто кто-то заплатил много денег, чтобы попасть в ротацию. Чтобы потешить свое эго, мол, «я — звезда!»

Глава 5. Интернет обесценил музыку

Мы — поколение, живущее в мире высокоскоростного интернета. Мы можем скачать что угодно, прикоснуться к любым знаниям и развиваться бесконечно. В наших смартфонах памяти больше, чем в некоторых современных ноутбуках.

Казалось бы — вот он, безграничный простор для музыкального образования, доступ к миллионной фонотеке всего мира в кармане, на расстоянии одного прикосновения пальцем к экрану.

mus9

Но увы. Для нас доступность контента сыграла злую шутку. Мы не воспринимаем информацию всерьез, пропускаем её сквозь себя.

В том числе и музыку.

В наше время песни играют из каждого утюга. Однако, вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Мы просто отвыкаем слушать музыку всерьез.

Нынешняя эпоха требует музыки для всех, а не для немногих избранных. На наших глазах складывается принципиально новая музыкальная культура, понимание которой невозможно с позиций, выработанных на материале и в социальных условиях прошлых музыкальных этапов.

Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество.

mus10

Но если в салон или концертный зал приходили люди, подготовленные к встрече с музыкой своим образом жизни, уровнем знаний и общей культуры, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию людей.

Глава 6. Это еще не конец

Есть только один способ исправить сложившуюся ситуацию. Нужно внимательно фильтровать потребляемый аудио контент. Читать тематические форумы. Находить и слушать подборки качественной музыки, благо месячные подписки на потоковые сервисы вроде Apple Music стоят дешевле одного бургера в Макдоналдсе.

На самообразование нужно тратить время.

Окружающие будут смеяться и не понимать, зачем вы этим заморачиваетесь. Все, кто ступит на этот тернистый путь обречены на дискомфорт в окружающей реальности, из-за повсеместного распространения русского шансона и русского рока.

mus12
Евгений Григорьев (Жека), Катерина Голицына и Сергей Любавин. Шансон года 2015. Сразу видно — звезды!

Это тяжелый труд, почти подвиг. Но тем, кто не сдается и продолжает самосовершенствоваться в музыкальном плане — я салютую вам. Нас мало, но в будущем мы передадим свой опыт и свой вкус нашим детям.

Мы не пустим эту важную часть образования на самотек.

Наши дети будут расти в окружении правильной музыки, чтобы стать лучше, самореализоваться в духовном плане и занять достойное место в этом мире.

Большой путь начинается с одного маленького шажка, так надо сделать его прямо сейчас. И лучше всего шагать вместе с правильным «боекомплектом». Взять хотя бы официальное приложение для iOS от Sonos, которое позволяет транслировать отличную потоковую музыку от лучших стриминговых сервисов, многие из которых стали для меня настоящим открытием качественного аудиоконтента.

Разумеется, приложение Sonos работает только в паре с одноименной акустикой, о которой я расскажу очень скоро. Незаменимый друг и товарищ в этом нелегком деле просто необходим, и лучше акустики Sonos в этом качестве не найти.

Вперед, друзья!

Автор в Twitter, Facebook, Instagram

©  iphones.ru