Отставка Кабмина: культуру-2014 можно обсуждать

mihmih_resized.jpg

Отставка Кабмина и теоретическая возможность смены министра культуры — это повод дать оценку работе Леонида Новохатько и проанализировать, что может ожидать культурную отрасль в 2014 г. К сожалению, выводы получились не очень утешительные, а прогнозы — не слишком оптимистичные.

Новый Кабмин: Арбузов вместо Азарова? После отставки КМУ согласно действующей процедуре экс-министры продолжают работу в статусе и.о. до назначения нового состава правительства. Числиться и.о. по закону они могут до 60 дней. Т.е., теоретически правительство может пребывать в подвешенном состоянии еще два месяца.

Однако, скорее всего, назначения произойдут уже к концу следующей недели либо через неделю. Причина проста — у власти нет денег. В казне — огромная дыра. Заткнуть которую можно только с помощью внешних заимствований.

Руководство России четко заявило — второй транш кредита в размере $ 2 млрд. Украина получит только после формирования полноценного Кабмина. Подобное заявление, по словам источников газеты «Зеркало недели», сделал и посол США в Украине Джеффри Пайетт. Он пообещал транш кредита МВФ после назначения коалиционного правительства.

Поэтому затягивать время власть не заинтересована. 4 февраля начнётся очередная сессия парламента. Вероятно, на следующей неделе президент внесёт в парламент кандидатуру премьер-министра, после чего начнутся назначения членов Кабмина.

Кто возглавит Кабмин? Пока идёт обсуждение формата будущего правительства. Лично я не верю в назначение «переходного правительства аполитичных технократов», за которое многие ратуют. Не будет этого, не та ситуация.

Поэтому выбор такой — примет ли участие в формировании Кабмина оппозиция или нет? Если примет — это будет коалиционное правительство или точечное участие отдельных лиц?

Формат повлияет на то, кто будет премьером. Если оппозиция откажется — основными кандидатами на пост главы Кабмина называют Сергея Арбузова, Андрея Клюева и Юрия Бойко. Если согласится — среди претендентов появляется Пётр Порошенко.

По информации, которая поступила на данный момент, в любом случае свой пост покинет гуманитарный вице-премьер Константин Грищенко, который за время своей каденции ничем особым не запомнился. Всё-таки на дипломатическом поприще Константин Иванович чувствовал себя более органично.

Новый министр Кто станет новым министром культуры? Я слышал следующее (без подробностей обобщу данные из разных источников, которым доверяю).

В случае привлечения к формированию Кабмина оппозиции, этот пост отойдет ей. Но поскольку вероятность участия оппозиционеров крайне низка, внятного проработанного варианта по кандидатуре нет. Могут назначить того, кто подвернётся под руку.

На данный момент исходят из расклада, что в премьеры будут выдвигать Сергея Арбузова. Как и прошлой зимой, никакие кандидатуры певцов-танцоров в качестве потенциального министра культуры не рассматриваются.

Поэтому список наиболее вероятных претендентов такой:  Леонид Новохатько (которым очень недовольны, но который ещё имеет шансы сохраниться),  Анна Герман и Михаил Поплавский.

Естественно, он не полный и могут возникнуть другие персонажи. Потому что в случае размена приоритетных должностей между разными группами влияния, кому-то в качестве компенсации может отойти пост главы Минкульта.

Никто не знает, как в общем раскладе будут представлены люди из орбиты Дмитрия Фирташа и Сергея Лёвочкина. Это может привести как к повышению до министра, так и к последующему увольнению директора Департамента культурного наследия и культурных ценностей Андрея Винграновского.

Репутацию Тимофея Кохана подпортило недавнее письмо с наездом на УГКЦ. Юрий Богуцкий вполне комфортно чувствует себя в АП, хотя его надцатое возвращение, как и возвращение Михаила Кулиняка советовали не отбрасывать.

В общем, пока рассматриваем Новохатько, Герман и Поплавского.

Начнем с пока ещё действующего и.о.

Вырванный год Леонид Новохатько был назначен министром ровно год назад — 5 февраля 2013 г. Достаточный срок, чтобы себя проявить.

Ради объективности надо упомянуть смягчающие обстоятельства:

Новохатько не влиял на формирование бюджета 2013 г. Определённые коррективы внесли революционные события в стране. Но оправдывать провалы в работе Минкульта этим нельзя. У министра была возможность 3 раза скорректировать бюджет (чем другие министры воспользовались). Плюс серьёзные катаклизмы возникли только во второй половине января 2014 г. И реакция министра на них была, мягко говоря, очень неубедительной.

Первые полгода работы министра мы практически никак не комментировали его действия. Он должен был освоиться на посту и проявить свою позицию. А потом не было и особого смысла комментировать.

Потому что деятельность Новохатько во главе Минкульта сводилась к одному — к попыткам сохранить свое тело в министерском кресле.

Как результат:

Первое. В 2013 г. Минкульт не стал локомотивом или оператором ни одного прорывного культурного события. Почти всё более-менее яркое состоялось или без участия, или вопреки.

Проблема ещё и в том, что даже в тех случаях, где Минкульт оказывал какую-то поддержку, его роль осталась незамеченной. Т.е., министр не смог организовать даже грамотный пиар собственного ведомства.

Абсолютно невнятной в публичном плане (и с высокой вероятностью провальной в итоге) была деятельность по подготовке к 200-летию Тараса Шевченко. Авральный характер работ, скандалы, какая-то суета полностью нивелировали те вещи, за которые Минкульт можно похвалить.

Лучшее подтверждение — история с «хатой чумака». Если такая мелочь на целый месяц стала топ-темой юбилея, то это свидетельство полной неспособности Минкульта контролировать ситуацию на «поляне», за которую ведомство отвечает.

Второе. Минкульт не смог организовать эффективную рутинную работу. Нередко бывает, что системной деятельности в плане пиара нет, но правильно отстроены бюрократические процессы. Машинка крутится и на выходе есть какой-то заметный результат. И этот результат подхватывают и раскручивают без участия чиновников. Этого также не было.

Поэтому практически все, кого я попросил оценить работу Новохатько, ответили одно — он НИКАКОЙ. Как бюрократ он слабее Богуцкого. Как реформатор он не раскрылся для публики. Он даже не смог полностью обеспечить контроль над министреством и завести свою команду.

Поэтому действия, которые можно записать в актив министерству (упорядочивание премий в сфере культуры, попытка организовать «Ярмарку идей для культуры») по большей части носят косметический характер. Реальная культурная политика была подменена бесконечным лавированием.

Бюджетный голод, налоговая блокада Если рассматривать более детально, то лично у меня такие основные претензии к министру.

Первое. Бюджет 2014 г., за который всю ответственность несёт Новохатько, по факту ещё хуже, чем прошлогодний.

Формально бюджет Минкульта вырос на 5% и составит 2 млрд. 583,5 млн. грн. Это на 123,8 млн. больше, чем в 2013 г. Однако:

доля средств, которыми оперирует Минкульт, снизилась с 0,59% общего объема расходов госбюджета до 0,56%. на 54 млн. грн. (43,6% от увеличения бюджета Минкульта) выросли расходы по специальному фонду, что вообще ничего не означает. Этих средств с большой вероятностью просто не будет (ниже см. таблицу с расходами бюджета на культуру). Детально проект бюджета был проанализирован здесь. По сравнению с проектом, в итоговом варианте расходы на культуру возросли на 11 млн. грн.

На 8 млн. грн. больше потратят на президентские гранты молодым деятелям искусств. Еще 3 миллиона добавят к расходам на чрезвычайно ёмкую статью, где объединены проведение национальных и региональных культурных мероприятий, пополнение музейных коллекций, поддержка одарённых детей, религия и т.д.

Почему этот бюджет плохой? Как минимум потому, что помимо инфляции и роста цен, в текущем году трижды будет подниматься прожиточный минимум, также анонсированы повышения зарплат бюджетникам. А по ключевым статьям, например, на музеи и библиотеки, символическое увеличение бюджета никак не перекрывает рост расходов.

Т.е., многим придётся еще дольше просидеть в отпусках за свой счет или работать неполный день. Часть людей неизбежно уволят. Денег на охрану как не было, так и не будет. Не говоря уже о том, что практически отсутствуют расходы развития.

Но это полбеды. Беда в том, что никто из независимых экономистов не верит в выполнение доходной части бюджета. Отдельные представители власти также это признают. Т.о., многие цифры ничем не обеспечены. Даже кредитами. Отсюда только два варианта — или напечатают много денег, что повлечет за собой новый виток инфляции. Или этих денег просто не будет.

Второе. Я понимаю, что добиться увеличения расходов на такую маргинальную сферу как культура, сложно. Но ведь министерство культуры поступило ещё хуже. Оно провалило работу по обеспечению налоговых льгот для производителей культурного продукта. И это личная ответственность министра. Только за это его нужно с позором выгнать.

Напомню, осенью 2012 г. были приняты изменения в Налоговый кодекс, которые дали возможность отменить НДС на отечественный культурный продукт. Чтобы эта норма заработала, Кабмин должен был утвердить порядок её применения, а Минкульт — соответствующую инструкцию.

В конце сентября 2013 г. на заседание КМУ было заявлено соответствующее постановление, но оно тихо погибло. А Минкульт скромно промолчал по этому поводу и ещё раз подтвердил, что 1) для Новохатько главным было не обеспечить результат, а сохранить себя; 2) министр не умеет работать с общественностью. Ведь лучшей темы для мобилизации культурной общественности и СМИ придумать сложно.

Министр мог непублично организовать работу, чтобы различные деятели культуры устроили активную кампанию по поводу налоговых льгот. А потом на Кабмине делать вид, мол, это не я, это люди требуют. Ведь именно так действуют другие министры.

Вывод какой?  Министр Новохатько оказался никудышным лоббистом интересов отрасли.

Бюджет не увеличил. Возможности для увеличения доходов учреждений культуры за счет их собственной деятельности не обеспечил, стимулы не создал. Остальное — это детали.

О чём это говорит? О том, что у Новохатько очень низкий статус во властной команде.

Год назад я написал статью, где отметил, что министр культуры, чтобы приносить хоть какую-то пользу, должен иметь авторитет не вообще в культурной среде, а в той команде, частью которой является. Иначе он просто ничего не сможет сделать. Тогда меня как только не обзывали. Но факты подтверждают этот тезис.

Культура — сфера не приоритетная. Чтобы улучшить правила игры для культуры или вырвать дополнительный ресурс, нужно быть влиятельным.

Сейчас Минкульт просто по инерции раздает деньги. Люди, которые неплохо чувствуют себя в этой системе, которые знают, как зарабатывать на бюджете, оберегают её от любых изменений. Именно поэтому у Новохатько есть шансы остаться. Публичным мотивом сохранения его на должности будет юбилей Шевченко. Мол, времени мало, этот накосячил, но хоть «в теме».

Кто вместо Новохатько? Остановлюсь только на двух кандидатах — Анне Герман и Михаиле Поплавском.

В чем особенность нынешней ситуации? Все понимают, что новое правительство будет очень нестабильным и временным. Чтобы идти в этот Кабмин, у человека должны быть мотивы.

У Анны Герман таким мотивом может быть удовлетворение амбиций (помноженных на амбиции светоча украинской архитекторы Ларисы Павловны Скорик) и получение хорошей площадки перед следующими выборами.

Ценность пребывания в парламенте после событий 16–29 января существенно снизилась. А вот на посту министра даже со всеми имеющимися рисками можно набрать дополнительные баллы.

Герман сумеет обеспечить правильную картинку, за которой спрячутся проблемы. В плане пиара будет всё хорошо. Единственное — у меня очень смутное представление о том, что из себя представляет Анна Николаевна как управленец.

Что касается Поплавского, тут всё интереснее.

Первый раз Поплавский мог стать министром 20 лет назад, но тогда его оппоненты оказались сильнее.

В день отставки Кабмина я в шутку запостил на Фейсбуке информацию о том, что УЦРМС поддержит на пост министра кандидатуру Поплавского. После это я общался с разными деятелями культуры и спрашивал их — как вам такая идея? Первая реакция у всех: «Фууу, это же Поплавский!».

Но при детальном разборе все соглашались, что:

В нише, скажем так, не очень высокой культуры, Поплавский является самым успешным менеджером и одним из самых успешных артистов; Поплавский является самым успешным лоббистом от культуры по части выбивания бюджетных средств. Посмотрите любой бюджет Минкульта, в т.ч. — последний. Это бюджет имени Поплавского. Как я отмечал в предыдущей статье, самая большая статья расходов Минкульта — 626,3 млн. грн. (24% от общего объема) — это расходы на подготовку кадров вузами 3–4 уровня аккредитации. Плюс в бюджете ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ прописано финансирование на детский песенный конкурс «Крок до зірок». При всём скепсисе относительно «Кулька», Михаил Михайлович является очень успешным ректором, который пользуется большим авторитетом у своих студентов. Даже в критическом письме студентов КНУКИ по поводу голосований Поплавского и его отношения к Майдану было отмечено, что он хороший ректор. Недавно Поплавский выиграл выборы по мажоритарному округу в Черкасской области, получив 53,5% голосов (на 18% больше представителя оппозиции). За счет чего был достигнут такой результат — другая тема. Важно, что Поплавский сумел получить округ и решил задачу.

Как отмечалось выше, депутатский мандат теперь имеет меньшее значение. Зато у Поплавского есть железный мотив возглавить Минкульт. Этот мотив — «отжать» из проблемного бюджета всё, что причитается его университету и другим проектам.

Вероятный приход Поплавского в министерство может иметь двоякие последствия.

Первое. Как бизнесмен от культуры он заинтересован в повышении доходов. Ведь одним бюджетом сыт не будешь. Поэтому ему объективно выгодно лоббировать преференции, которыми отчасти смогут воспользоваться и другие.

Второе. Если он не будет помогать другим заработать, да ещё и займется «отжиманием» дефицитного бюджета, это может окончательно добить ту уродливую постсоветскую систему управления и финансирования культуры, которая никак не умрёт. Чем приблизит настоящую культурную реформу.

В общем, приход эффективного и мотивированного Поплавского на пост министра культуры — это сплошные плюсы. Единственный минус — в октябре Михаилу Михайловичу исполнится 65 лет. Могут посчитать, что «орёл» уже не слишком юный.

Как дальше жить Подводя итоги: картина не очень радостная при любом раскладе. Даже приход самого позитивного человека от оппозиции мгновенного результата не даст. Деньги и много чего ещё из воздуха не появятся.

Нужны последовательные системные шаги и время, чтобы разгрести завалы.

Я попытался изложить своё видение того, что и в какую сторону разгребать. Там нет никаких откровений, в основном — систематизация тезисов, озвученных в разной форме разными людьми.

Я отдал этот текст на цензуру 3 уважаемым деятелям культуры, которые сначала отреагировали одинаково — «Это вредоносный бред! Никому его не показывай!». Но потом согласились, что отдельные моменты можно обсуждать.

В общем, через пару дней опубликуем этот текст на «МП» как затравку для дискуссии. А пока можно делать ставки на будущего министра.

 Алексей Копытько

Видатки Державного бюджету 2014 р. на культуру (тис. грн.) №

Стаття бюджету

2014

2014 / 2013

Загальнийфонд

Спецфонд

Разом

%

 

Державний комітет телебачення і радіомовлення України

 

 

 

 

 

1701020 /0840

Прикладні розробки у сфері засобів масової інформації, книговидавничої справи та інформаційно-бібліографічної діяльності, фінансова підтримка розвитку наукової інфраструктури

11 354,4

1 740,0

13 094,4

173,1

+ 5532,4

1701050 / 0850

     

Фінансова підтримка творчих спілок у сфері засобів масової інформації, преси, державних музичних колективів, здійснення  інформаційно-культурної діяльності

15280,9

7

15287,9

162

+5832,7

1701110 / 0830

Випуск книжкової продукції за програмою «Українська книга»

37 500,0

 

37 500,0

100

0

1800000

Міністерство культури України

2 289 432,9

294 024,2

2 583 456,9

105

+123,8

801010/ 0829

Загальне керівництво та управління у сфері культури

26 084,3

 

26 084,3

96

 — 1 071,5

1801020 / 0840

Прикладні розробки у сфері розвитку культури

6 391,2

5 200,0

11 591,2

106,7

+  734

1801030 / 0921

Надання загальної та спеціальної освіти загальноосвітніми та позашкільними мистецькими навчальними закладами, методичне забезпечення діяльності навчальних закладів

87 386,2

1 152,6

88 538,8

105

+ 4 248,9

1801050 / 0941

Підготовка кадрів для сфери культури і мистецтва вищими навчальними закладами І і ІІ рівнів акредитації

37 992,4

5 629,0

43 621,4

107

+ 2 840,5

1801060 / 0942

Підготовка кадрів для сфери культури і мистецтва вищими навчальними закладами ІІІ і ІV рівнів акредитації

494 481,6

131 874,7

626 356,3

113,8

+ 75817,5

1801070 / 0950

Підвищення кваліфікації, перепідготовка кадрів та підготовка науково-педагогічних кадрів у сфері культури і мистецтва, підготовка кадрів акторської майстерності для національних мистецьких та творчих колективів

12 617,9

43 022,6

55 640,5

102

+ 1 004,6

1801100 / 0829

Фінансова підтримка національних творчих спілок у сфері культури і мистецтва та заходи Всеукраїнського товариства «Просвіта»

10 000,0

 

10 000,0

100

0

1801110 / 0821

Фінансова підтримка національних театрів

555 455,5

 

555 455,5

104

+ 21562,5

1801120 / 0822

Фінансова підтримка національних та державних художніх колективів, концертних і циркових організацій

394 511,2

 

394 511,2

104

+ 15205,7

1801130 / 0829

Гранти Президента України молодим діячам мистецтва для створення і реалізації творчих проектів, премії і стипендії за видатні досягнення у галузі культури, літератури, мистецтва

16588,7

 

16588,7

191,3

+7916

1801170 / 0829

Здійснення концертно-мистецьких та культурологічних загальнодержавних заходів, заходів з вшанування пам«яті, заходів з виявлення та підтримки творчо обдарованих дітей та молоді, заходів, пов«язаних із забезпеченням свободи совісті та релігії, державна підтримка регіональних культурних ініціатив та аматорського мистецтва, поповнення експозицій музеїв та репертуарів театрів, концертних та циркових організацій, забезпечення розвитку та застосування української мови

24 280,4

22 091,1

46 371,5

127

+ 12166,9

 

в тому числі заходи з виявлення і підтримки творчо обдарованих дітей, молоді, підготовка та проведення дитячого конкурсу «Крок до зірок»

3 750,0

 

3 750,0

100

0

1801190/ 0824

Бібліотечна та музейна справа, виставкова діяльність, здійснення культурно-інформаційної та культурно-просвітницької діяльності

301 968,7

22 911,9

324 880,6

102

+ 6 387

1801260 / 0829

Заходи з відтворення культури національних меншин, заходи Української Всесвітньої Координаційної Ради, заходи з реалізації Європейської хартії регіональних мов або мов меншин, заходи щодо встановлення культурних зв«язків з українською діаспорою, заходи щодо зміцнення зв«язків закордонних українців з Україною та забезпечення міжнародної діяльності у сфері міжнаціональних відносин

1 687,6

 

1 687,6

50

 — 1 687,6

1801300 / 0850

Фінансова підтримка друкованих періодичних видань культурологічного напрямку, газет мовами національних меншин, фінансова підтримка гастрольної діяльності вітчизняних виконавців

9 971,7

 

9 971,7

100

0

1801490/ 0827

Збереження історико-культурної та архітектурної спадщини в заповідниках, здійснення заходів з охорони культурної спадщини, паспортизація, інвентаризація та реставрація пам«яток архітектури і пам«яток культурної спадщини

188 057,5

60 642,3

248 699,8

105,2

+12 319,1

 

Державне агентство України з питань кіно

 

 

 

 

 

1806010 / 0823

Керівництво та управління у сфері кінематографії

4 556,4

 

4 556,4

103,4

+  150,7

1806030 / 0823

Створення та розповсюдження національних фільмів, фінансова підтримка державного підприємства «Національний центр Олександра Довженка»

113 922,0

1 500,0

115 422,0

78,7

 — 31 265,5

1806050 / 0829

Здійснення концертно-мистецьких, культурологічних заходів у сфері кінематографії, фінансова підтримка Національної спілки кінематографістів України

2 929,4

 

2 929,4

53,3

 — 2 562,4

1806060 / 0829

Гранти Президента України молодим діячам мистецтва для створення і реалізації творчих проектів в сфері кінематографії та премії за видатні досягнення у галузі кінематографії

550,0

 

550,0

55

 — 450

 

Міністерство культури України (загальнодержавні витрати)

 

 

 

 

 

1811140 / 0180

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на проведення заходів з відзначення 200-річчя від дня народження Тараса Шевченка

25 000,0

5 000,0

30 000,0

 

+ 30 000

 

Субвенція з державного бюджету міському бюджету міста Києва на проведення консервації та сучасної музеєфікації, завершення археологічних досліджень Старокиївської гори із залишками фундаменту Десятинної церкви території пам'ятки археології національного значення «Дитинець стародавнього Києва VІІІ-X ст. з фундаментом Десятинної церкви Х ст.»

 

 

 

 

 

 

Субвенція з державного бюджету місцевим бюджетам на проведення заходів з відзначення 200-річчя від дня народження Тараса Шевченка, 120-річчя від дня народження Олександра Довженка, заходів з вшанування пам«яті у зв«язку з 70-ми роковинами Корюківської трагедії

 

 

 

 

 

 Алексей Копытько,  prostir.museum

©  Ноосфера