Отличается ли мозг художников от тех, кто не умеет рисовать
Как навыки изобразительного искусства влияют на наш мозг?
Согласно исследованиям, разница действительно есть, и она заключается в структуре и функционировании мозга. В исследовании, опубликованном в журнале NeuroImage, рассматривались различия в мозге 44 студентов, которые изучали живопись или науку, не связанную с творчеством. Их всех попросили выполнить задание с рисованием.
Результаты сканирования мозга были подвергнуты анализу, называемому морфометрией на основе вокселей, которая оценивает объем серого и белого вещества в областях мозга, которые считаются функциональными при выполнении определенных задач.
Удивительно, но было обнаружено, что студенты, которые занимались живописью, имели большую плотность серого вещества в левой передней части мозжечка, правой медиальной лобной извилине и правом прекунеусе. Эти области участвуют в контроле мелкой моторики (это важно для движений рук при рисовании), процедурной памяти (неосознаваемая долговременная память, которая копит опыт для выполнения задач) и визуальных образов (навык, который помогает воображению и манипулировать объектами и сценами в воображении).
Эти результаты означают, что некоторые области мозга художников, которые участвуют в работе, связанной с рисованием, более развиты, чем те же области у людей, которые не рисуют.
Но вот в чем вопрос, рождаются ли такими художники или нет? Ответ на этот вопрос довольно сложен. До сих пор исследования не наткнулись на методологию, которая эффективно сравнивала бы индивидуальное влияние генов с влиянием обстоятельств. Увеличенный объем серого вещества может быть врожденным, но есть вероятность, что это результат тренировок.
Обсуждая этот вопрос, стоит понимать что именно отличает художника от обывателя. Считается, что люди с художественным образованием видят мир по-другому. Наша зрительная система на самом деле видит не объекты, а скорее тени, контуры, края и другие особенности поверхности, которые помогают нам определить их характеристики. Художники чувствуют эти характеристики либо интуитивно, либо благодаря обучению.
В одном исследовании ученые попытались узнать, как разные люди фокусируют свой взгляд. Для этого они выдали художникам и другим людям специальные трекеры для глаз. Выражаясь научным языком, ученые попытались выяснить, есть ли разница в траекториях визуального сканирования между художниками и нехудожниками.
Результаты показали, что глаза художников, как правило, «сканируют» всю картину, включая пустые пространства океана или неба, в то время как глаза других людей фокусируются на конкретных объектах, особенно на людях. Люди, которые не умели рисовать, задерживали свой взгляд на объекте в два раза дольше, чем художники.
Результаты показывают, что тот, кто не рисует, пытается «перевести» изображение в концепцию, в то время как художники заняты изучением контуров и теней. Именно поэтому, рисунки человека, который не обучался навыкам изобразительного искусства, часто так отличаются от фотографий.