Откуда в Антарктиде зеленый лед: загадка природы
Лед обычно кажется нам белым или синим, потому что вода поглощает все прочие цвета видимого спектра. Исследование гляциолога Стивена Уоррена предполагает, что изумрудный цвет айсбергам придают оксиды железа — те самые, что создают коричнево-красную ржавчину на металле. Если это предположение верно, то оно может закрыть множество «белых пятен» и в других феноменах. Железо, захваченное льдом, может оказаться важнейшим недостающим звеном в пищевой цепи антарктической фауны.
Ученый считает, что айсберги вбирают в себя железо во время формирования, поскольку следы железа были найдены в образцах каменной пыли антарктического грунта. Затем это железо естественным путем попадает в океан, где становится частью рациона фитопланктона. Сам фитопланктон, в свою очередь, является основной кормовой базой для всех более крупных созданий, от криля и медуз до китов — им тоже нужно железо.
Работа началась еще в 1998 году, когда Уоррен впервые поднялся на шельфовый ледник у восточного побережья Антарктиды. «Меня удивил не столько цвет, сколько прозрачность льда, в нем даже не было пузырьков. Было очевидно, что это не обычный ледниковый массив», рассказывает он. Пузырьки образуются потому, что лед нарастает на ледник слоями, внутри которых иногда остается воздух. Но иногда замерзает сама океаническая вода — сплошной массив, лишенный воздушных карманов и обычно имеющих более темный оттенок.
Сначала Уоррен думал, что всему виной растворенный в воде органический углерод, желтый по своей природе. Желтый углерод + синий лед = зеленый айсберг, верно? Однако испытания показали, что в зеленом льду точно такой же уровень органического углерода, как и в обычном. И лишь недавно, в конце 2016 года, исследователи под руководством Лауры Херрайз Боррегуэро из Университета Саутгемптона доказали, что изумрудный ледник в самом деле сильно отличается от своих «сородичей». Оказалось, что концентрация железа в нем превышает норму в 500 раз!
Теперь ученые ломают голову над тем, откуда внутри льда в таких количествах берется железо. Предположение о захвате грунта — лишь теория, которой пока нет подтверждения. Уоррен также подозревает, что виной всему может быть т.н. «ледниковая мука» — мелкий (мельче песка) осадок, который дрейфует по миру за счет течения воды. Его следы можно обнаружить везде, но именно обилие железа может придавать ему тот самый благородный изумрудный цвет.