Откуда растут ноги у мобильного гейминга и при чём здесь Nintendo

Nintendo всегда была особенным ребёнком в семье разработчиков. И выражается эта инакость прежде всего в том, что к Nintendo невозможно оставаться безразличным. На голову компании вечно сыплются обвинения в заскорузлости и самоплагиате. В то же время в любом треде найдётся горстка ценителей, которые объяснят, что покемоны гениальны, и вообще большая N — лучший в мире издатель, у которого в портфеле сплошь хиты на все времена. Одно странно — ни первые, ни вторые и заикаться не думают о том, что Nintendo, по сути, изобрела и определила облик современных мобильных игр.

Лёгким движением руки часы превращаются…

Тем более, что её становление, как большой и уважаемой компании, и зарождение портативных игровых систем — это одна и та же история. Простой японский изобретатель и автор множества культовых игр Nintendo Гумпей Ёкой путешествовал на скоростном поезде и, надо полагать, задумчиво смотрел на проносящиеся за окном рисовые поля. По легенде, его внимание привлёк некий господин, от скуки балующийся с калькулятором. «Людям нужна возможность играть в дороге!» — пронеслось в голове Гумпея.

Откуда растут ноги у мобильного гейминга и при чём здесь Nintendo

Так на свет родилась Game & Watch — первая в истории портативная игровая система, да ещё и с функцией часов и будильника. Впрочем, «система» — это громко сказано. Несмотря на то, что в формате Game & Watch было выпущено аж 59 проектов, специфика экрана не позволяла загрузить на девайс более одной игры — задники дисплеев были абсолютно статичны. Хочется новых ощущений — покупайте новую консоль. Игры — даром, что примитивные — и сегодня могли бы затянуть на долгие часы. Donkey Kong, Super Mario Bros., Balloon Fight, Punch-Out! — вся классика родом оттуда. Встречались, кстати, вариации сразу с двумя проектами, но второй, как правило, представлял собой усложнённую версию первого. Вот вам и выбор уровня сложности.

Откуда растут ноги у мобильного гейминга и при чём здесь Nintendo

Тем не менее, в 1980-м и домашние-то игровые платформы были в новинку, что говорить о карманных. Посему консоль ожидал успех прямо-таки инфернальных для своего времени масштабов — к 1991 году устройство разошлось тиражом в 80 млн экземпляров (для сравнения: PlayStation 3 и Xbox 360 продались по 86 млн раз каждая). Компания при этом отнюдь не филонила: девайсы отличались не только установленными тайтлами, но даже на аппаратном уровне. У одних ориентация экрана была горизонтальной, у других — вертикальной, третьи были похожи на миниатюрные аркадные автоматы, а форм-фактор с двумя экранами и вовсе много лет спустя лёг в основу Nintendo DS. Устройство и правда получилось на редкость удачным и продуманным. Чего только стоит легендарная раскладка классической модели Game & Watch, которая стала прототипом контроллера NES и любого современного геймпада. Видали, чтобы крестовина располагалась справа, а кнопки — слева? А ведь до Game & Watch встречалось и такое.

Откуда растут ноги у мобильного гейминга и при чём здесь Nintendo

Впрочем, лучше всего об успехах консоли говорит огромное количество подражателей и клоноделов, которые повылазили из всех щелей в самые короткие сроки. На западе, к примеру, особой популярностью пользовались дешёвые аналоги от Tiger Systems. Советские же дети наверняка помнят «Электронику» по 25 рублей. Сколько времени мы убили, заботливо складывая яйца в плетёную корзинку в надежде, что по достижении 1000 очков нам покажут мультик! А меж тем, все эти милые сердцу «Ну, погоди», «Микки Маус» и «Охота» были не более, чем клонами Nintendo EG-26 Egg.

Игровой пацан

В 1983 году компания решила попытать удачи на рынке домашних игровых систем с NES. Стартап оказался более чем успешным, и тут бы большой N сосредоточить силы на более перспективном секторе, но фантазию Гумпея попробуй удержи. В 1989-м на мировые прилавки легло принципиально новое изобретения господина Ёкой — культовый Game Boy. Одновременно морально устаревшее и невероятно передовое устройство. Дело в том, что экран без подсветки, монохромная картинка в разрешении 160×144 и питание от четырех ААА-батареек не очень-то впечатляли даже по меркам своего времени, особенно на фоне многочисленных конкурентных решений от Atari, Sega, NEC и других, менее известных контор.

Откуда растут ноги у мобильного гейминга и при чём здесь Nintendo

В то же время Nintendo задолго до появления на свет большинства производителей смартфонов догадалась производить аксессуары, которые будут расширять функциональность карманного гаджета. Желаете устроить многопользовательскую сечу на двух или даже четверых пользователей? Вот вам Link Cable и Four Player Adapter. Глубоко внутри вас умирает талантливый фотограф? Навесная Game Boy Camera позволит делать пусть чёрно-белые, а всё же снимки — и это за два года до первого мобильного телефона со встроенной камерой. А если прикупить ещё и Game Boy Boy Printer — свежие фотографии и скриншоты можно тут же распечатать. Не можете представить выходные без того, чтобы выбраться на рыбалку? К вашим услугам Pocket Sonar — подключаете к своему «Мальчугану» и следите за передвижениями рыбы в тихом омуте, сколько душе угодно.

Но главное — Game Boy стал первой популярной карманной приставкой с поддержкой картриджей. Отныне массовый геймер мог менять игры, как перчатки, ни в чём себя не ограничивая — Nokia 3410 позволит устанавливать Java-игры лишь тринадцать лет спустя. Желая присоединиться к празднику, независимые разработчики выстроились в очередь, да и сама Nintendo подбрасывала один шедевр за другим, причём всегда в формате эксклюзива. Люди в буквальном смысле покупали гаджет ради возможности поиграть в Pokemon Red/Green/Blue или The Legend of Zelda: Link«s Awakening. Компания прочно пустила корни на Олимпе портативного гейминга, а оригинальная модель стала третьей самой продаваемой консолью в истории с результатом почти в 119 млн.

Откуда растут ноги у мобильного гейминга и при чём здесь Nintendo

А ведь Nintendo вплоть до 2005 года при малейшем спаде продаж выпускала свежие ревизии и обновлённые версии. Самыми знаковыми были, разумеется, Game Boy Color, чья цветовая палитра приблизилась к NES и Advance — достаточно мощная 32-разрядная система, способная сладить даже с простенькой трёхмерной графикой. К слову, тираж последней составил более 80 миллионов, так что семейство Game Boy без деления на поколения можно считать самой популярной и финансово успешной платформой в мире. Библиотека Advance-версии и вовсе вошла в золотой фонд, и многие геймеры до сих пор держат на своих смартфонах хиты вроде Castlevania: Aria of Sorrow, Metroid Fusion или Final Fantasy Tactics Advance — благо, чипам о восьми ядрах ничего не стоит переварить эмулятор.

Словом, ещё в девяностых Nintendo как нельзя более доходчиво объяснила миру, что удовольствие от игры в автобусе или метро может быть ничуть не меньшим, чем в гостиной. Причём, играть можно не только в таймкиллеры: аркады, гонки, шутеры, стратегии, длиннющие RPG — любые жанры прекрасно адаптируются под короткие сессии, было бы желание.

Touch my Ta-La

Казалось бы: вершины все достигнуты, наследство потомкам оставлено более чем приличное — самое время покупать билеты до тиража в один конец. Ан нет, посмотрите-ка на них: выпускают невиданное техно-чудище с двумя экранами, один из которых — вообще сенсорный, что для 2004 года та ещё невидаль. И карабкаются ещё выше — прямиком на вторую строчку списка самых продаваемых консолей ever. Выше только Элвис, небо и PlayStation 2. Тут и огромная библиотека игр, на прохождение которой не хватит и трёх жизней, и море новых ощущений от технологии dual screen.

Откуда растут ноги у мобильного гейминга и при чём здесь Nintendo

Но главная заслуга японского гиганта в данном случае — это массовая, нет, МАССОВАЯ популяризация тач-дисплеев. Чисто технически первой игровой платформой с touch screen была отнюдь не DS, а малоизвестная Game.com. Аппарат 97-го года выпуска от Tiger Electronics — тех самых парней, что ворвались на рынок с дешёвыми клонами Game & Watch. Но едва ли игровую систему, для которой вышло ровно 20 тайтлов, можно назвать законодателем технологической моды. Как и в случае с Virtual Boy, мир оказался не готов к таким революциям. Или дело всё же в профессиональном подходе?

Nintendo не просто закупила для своих девайсов сенсорных экранов и сделалась молодец. Она на живых примерах показала разработчикам, каких дел можно с этой технологией наворотить, научила правильно организовывать интерфейс, строить управление и взаимодействие пользователя с игрой. Наконец, позволила миллионам геймеров освоиться с непривычным методом ввода и морально подготовила к нашествию нового поколения смартфонов. За три года до iPhone, между прочим. А главное — доказала, что игры практически любого типа могут чётко и уверенно управляться стилусом или вовсе пальцем.

Откуда растут ноги у мобильного гейминга и при чём здесь Nintendo

Квесты? В серии Professor Layton интерактивное пространство организованно даже лучше, чем в аналогах на PC. Приключения? The Legend of Zelda: Phantom Hourglass и Spirit Tracks в по глубине игровой механики не уступят ни Tomb Raider, ни Uncharted. Давайте усложним задачу: как насчет слэшера, где особенно важны быстрая реакция и отзывчивое управление? Вот вам Ninja Gaiden: Dragon Sword — хардкорная штука, где ураганный экшен не прекращается ни на секунду. Зубодробительная JRPG с боями на двух экранах одновременно? The World Ends With You показывает, что нет ничего невозможного.

Иначе говоря, компания сделала всё, чтобы показать миру, что сенсорный ввод не только отлично аккомпанирует физическим кнопкам, но и может быть удобнейшим методом управления сам по себе. Жаль только, что современные разработчики мобильных игр начисто игнорируют опыт восточных мудрецов, продолжая калечить пальцы юзеров виртуальными стиками и прочими извращениями.

Мессия, спаси нас!

Но и этого японскому гиганту показалось мало. Трёхмерный экран, полное погружение в виртуальный мир — звучит как слоган для дорогущего телевизора, если не кинотеатра. На деле Nintendo 3DS легко помещается в карман и, несмотря на слабое железо, позволяет получить такие эмоции, которые даст не всякая навороченная система. В ревизии «New» консольку и вовсе освежили датчиками, что следят за положением глаз пользователя и на лету адаптируют картинку, не позволяя фирменному 3D превратиться в «мыло», чем страдали ранние версии. Встанет ли аналогичная технология на вооружение смартфонов? Теперь уже врядл ли, но учитывая визионерское прошлое Nintendo — всё может быть. Тем более, Amazon уже предпринимала пусть и не слишком удачную, но всё же попытку занять пустующую нишу своим Fire Phone.

Откуда растут ноги у мобильного гейминга и при чём здесь Nintendo

Что ещё примечательно: если раньше, при всех заслугах большой N, между портативными и «большими» проектами явно проходила черта, сейчас ААА-тайтлы вроде Monster Hunter, Xenoblade Chronicles и Donkey Kong Country Returns одинаково хорошо работают на Wii/Wii U и 3DS. Похожие попытки предпринимала Sony со своей Vita, но там мультиплатформу всё больше представляет пиксельное инди, а из технически сложных блокбастеров в 2015-м были только Resident Evil: Revelations 2 да Borderlands 2, которая и после дюжины патчей тормозит не хуже Arkham Knight на PC. И от всё тех же криворуких Iron Galaxy Studios. Впрочем, девайс пока актуален, так что многие читатели и сами в курсе, а кто нет — может в любой момент ознакомиться.

Гораздо интереснее, что незадолго перед смертью бывший президент Nintendo Сатору Ивата взял курс на покорение мобильного рынка. На первый взгляд может показаться странным, что люди, съевшие собаку на карманных проектах, с таким опозданием обратили внимание на самое модное и прибыльное направление. Ничего подобного! Конечно, компанию здесь ждали, а некоторые энтузиасты даже разрабатывали концепты геймерских смартофонов а-ля Game Boy под соусом Android. Да только с этими японцами всегда так было: хочешь немножечко фирменной магии Nintendo — будь любезен приобрести нашу консоль. Скорее вызывает удивление, что столь консервативная организация вообще решилась изменить своим давним принципам.

И пока Sony жаловалась, что мобильные игры мешают продажам Vita, большая N работала и делала деньги. Впрочем, сюрприз однозначно из приятных. Та же Pokemon GO, хоть по описанию и похожа на ре-скин Ingress, а всё ж таки очень масштабная и по-своему амбициозная разработка. Ведь до Nintendo снабжать мобильные тайтлы реальными электронными аксессуарами не решался ещё, кажется, никто.

В конечном счёте кто, если не этот гигант портативного рынка, способен встряхнуть болотца App Store и Google Play, показав другим разработчикам, как на самом деле надо делать игры, за которыми не грех проводить и по несколько часов в день? Не хочется почём зря разбрасываться патетикой, но больше её пока никто и не заслуживает. Поэтому если вам близок мобильный гейминг, настоятельно рекомендуем следить за релизами Nintendo — ведь первые пять состоятся уже в этом году.

Автор текста: Денис Рыбалко

Источник:  4pda.ru


©  4PDA