Открытие нейробиологов поможет справиться с джетлагами

Нейроны, продуцирующие нейромедиатор дофамин, также прямо контролируют «циркадный центр» — структуру головного мозга, влияющую на возможности организма адаптироваться к расстройствам биоритма, нестабильному графику работы и т. д. Об этом говорится в исследовании ученых Виргинского университета, опубликованном в журнале Current Biology.

Куратор исследования профессор Али Дэниц Гюлер (Ali Deniz Güler) отметил, что открытие может стать первым шагом к разработке уникальных средств — «работающих» со специальными нейронами — против неприятной симптоматики при нарушениях суточного биоритма, а также при некоторых более тяжелых патологиях.

Звезда недалеко от Земли ведет себя очень странно

Школа XXI века: как будет выглядеть образование в ближайшем будущем

Современное общество зачастую оказывает чрезмерное давление на человеческий организм, нарушая его распорядок дня: например, при перелетах; из-за рабочих смен, не соответствующих биологическим часам его жизни; из-за питания в непривычное время. Все это — условия, нарушающие естественные часы жизни человека, которые эволюционно синхронизированы со сменой дня и ночи. Такая разбалансировка может приводить к депрессии, ожирению, сердечно-сосудистым заболеваниям и даже онкологии.

По словам Гюлера, установленная связь между нейронами дофамина и циркадным центром позволит ученым разработать методы терапии, которые помогут частично облегчить симптомы при джетлагах у путешественников и у работников, а также, возможно, помогут людям, страдающим от бессонницы.

В экспериментах исследователей «участвовали» две разные мыши: одна — здоровая, другая — с нарушенной дофаминной сигнализацией. При сдвиге биологических ритмов обеих мышей на 6 часов животным с нарушенной функцией дофамина требовалось намного больше времени на приспособление к лагу. Это, по словам ученых, отражает связь между нейронами дофамина и циркадным центром.

Когда мы делаем нечто приятное (например, едим), мы тем самым, не осознавая, влияем на собственные биологические ритмы. Таким образом, найдено недостающее звено в понимании связи между получением удовольствия и циркадной системой человека, отмечает Гюлер.