От редакции. О «попутчиках» и проблемах сервисов райдшаринга в России

От редакции. О «попутчиках» и проблемах сервисов райдшаринга в России 19:17, 17.03.2015 | Разное | автор: Никита Горяинов

Давно хотел рассказать о российской специфике индустрии «райдшаринга». Это когда вы садитесь в машину другого водителя, которому надо поехать туда же, куда и вам. Очень интересный, насыщенный, экономный и быстрый способ передвижения. И довольно-таки непростой и проблемный — тут уж как повезет. Хочу поделиться своим опытом без купюр, плюс дать советы для будущих попутчиков. 1EnderG

Почему я решил об этом написать

Цель этой статьи — проинформировать читателя о ситуации. Райдшаринг (ride sharing, очередное модное слово) становится всё более популярным в России, и каждому стоит знать, что ожидать от этого своеобразного, не лишенного романтики и удобства сервиса передвижения. Стоит четко обрисовать, чем этот формат отличается от обычного такси, а также показать, чего стоит ждать от среднестатистической поездки.

В качестве примера я буду рассматривать однозначного лидера этой сферы в России — компанию BlaBlaCar. Но проблемы, о которых я буду говорить, актуальны для самой индустрии и часто уходят корнями в менталитет, а не сервис. Ещё сразу оговорюсь, что обсуждаем всё с позиции попутчика, не водителя. Но у него проблемы те же.

С ветерком на чужом авто

Путешествие на автомобиле может быть доступным, быстрым, комфортным и удобным — даже если машина принадлежит не вам. Европейский сервис BlaBlaCar позволяет любому желающему ездить в качестве попутчика в чужом автомобиле, экономя деньги и время на поездку из одного города в другой. Примерно так BlaBlaCar зовёт русского человека сделать невозможное: взять и временно вручить свою жизнь и имущество незнакомцу.

Это, мягко говоря, непросто принять. Поездка может состояться между городами –, а может пройти сразу через несколько стран ближнего зарубежья. Всё это время вы сидите в крохотном автомобиле, надеясь на адекватность, честность, воспитанность водителя и других попутчиков. И не дай бог в дороге что-то случится.

Что европейцу хорошо, то русскому… ну, вы поняли. Поэтому неудивительно, что реакция читателей на наши анонсы и интервью с BlaBlaCar была смешанной. Мы привыкли доверять соседу, но подсматривать за ним сквозь дверной глазок. А тут не дадут даже подсмотреть, и тогда о каком доверии идет речь?

Вот ссылки на наши предыдущие статьи — про то, что такое BlaBlaCar и как он работает.

BlaBlaCar набрал обороты в прошлом году и теперь известен достаточному количеству людей, чтобы открыто говорить о его проблемах. Будучи бесспорным лидером в своей нише, BlaBlaCar единолично олицетворяет все преимущества… и недостатки «райдшаринга» в России. С ними я успел столкнуться в течение пяти последних поездок — об этом и расскажу.

Пять проблем российского райдшаринга

1. В анкетах пишут что попало

Далеко не каждый водитель обращает внимание на то, что предлагает попутчику. Вот свежий пример. Последний раз я ехал из Москвы в Воронеж на позапрошлых выходных. Специально выбирал некурящего водителя. Выбор, как оказалось, был крайне ограничен. Мне пришлось выезжать из города где-то в 4 часа утра, потому что других вариантов не было.

Водитель закурил через 2 минуты после того, как мы тронулись. Я было хотел возразить: специально заглянул в приложение и удостоверился, что в анкете стоит запрет на курение. В ответ услышал следующее: мол, «мне вот нефиг делать больше, какие-то там настройки вводить?»

Аргумент железный, тут спорить бесполезно. Дальше мне было уже пофигу. В салон, помимо никотина, периодически врывался запах вонючего омывателя стекла, всасываемый системой вентиляции. Так что ближе к Москве периоды курения (а за рейс сдулись полторы пачки) казались счастливыми затишьями перед ядовитой бурей. Всё познается в сравнении, да.

Была другая ситуация. В анкете было указано 2 свободных места, и по телефону водитель сказал: мол, сзади будет всего два человека — специально, чтобы всем было хорошо и комфортно. Здорово, я согласен.

В итоге там сидели три человека. Двое были не из худых. Водитель также настаивал, что его дорожная сумка должна лежать у нас на коленях, а не в ногах или багажнике. На полпути выяснилось, что там везли кошку, которая от страха два раза прохудилась (благо, что не на меня). Впечатления надолго. На наезды пассажиров водитель отвечал как следует: нефиг тогда на чужих машинах ездить! Железный аргумент, номер два.

При этом на другие три поездки жаловаться не пришлось, а одна из них прошла в замечательном настроении и прекрасной компании — даже с учётом того, что в салоне сидела миниатюрная собака, которой явно недоставало ласки от незнакомца и незнакомки с задних сидений. :)

blablacar-app-review-pic-48.jpgblablacar-app-review-pic-28.jpg

Сервис должен оповещать водителя об ответственности и неизбежных репутационных последствиях при указании ложной информации в своих анкетах. В мобильном приложении можно создать всплывающее окно перед сохранением анкеты поездки — мол, вы уверены, что указали свои интересы и условия правильно? Это мелочь, но важная. Я не конфликтный человек, так что с меня особо не убудет. А если сядет злобная тётка, у которой при курении в салоне начинается истерика?

Применительно к BlaBlaCar, проблема такова: водители время от времени не упоминают (специально или по незнанию) о важных моментах, которые могут испортить поездку пассажирам. Сервису не хватает системы принуждения к заполнению правильных данных во всём, включая анкеты поездок. Нужно провести дополнительную разъяснительно-оповестительную работу, желательно через автоматические механизмы: те же предупреждения перед сохранением анкеты здорово снизят градус накала среди водителей и попутчиков.

2. Нет гарантий безопасности и непонятки с законом

Если вы собираетесь стать попутчиком и включиться в райдшаринг в России, заранее знайте, что рискуете:

своим здоровьем; своими нервами; своим имуществом; своим временем. Без контекста всё это звучит страшно, хотя реальность не так плоха. Риск — романтическая штука. Отсутствие каких-либо гарантий безопасности заряжает адреналином и само собой гарантирует уникальность впечатлений. Однако адреналин будет последней вещью, которую я жду от рабочей поездки из пункта А в пункт Б.

Реалии таковы: попутчик и водитель берут на себя взаимные риски без гарантий третьей стороны.

Зная это, становится понятно, почему BlaBlaCar позиционирует себя как источник новых знакомств, ярких впечатлений и необычных эмоций — и только потом как возможность быстро и уверенно добраться из пункта А в пункт Б. Просто последнее гарантировать невозможно.

Отсутствие жесткой инфраструктуры и большой упор на саморегулирование сообщества создают «инди-атмосферу» вокруг сервиса, который как будто идет против бюрократии, системы и сухого, прагматичного подхода традиционных перевозчиков. У этого есть и другая сторона: там, где нет жесткой системы, никогда не будет четкой ответственности — и уверенности в том, что тебя довезут куда-то вовремя и в комфорте.

Администрация BlaBlaCar, с одной стороны, ведет жесточайший контроль за содержанием анкет и карает нарушителей довольно жестко. С другой стороны, реального фильтра водителей/попутчиков и учета паспортных данных не производится. Это не такси, где перевозчик обладает всей ключевой информацией о каждом водителе и в случае проблем способен привлечь того к ответственности. Здесь каждый сам за себя и просто надеется на лучшее.

Никто не несет ответственность за твою безопасность, в отличие от традиционных перевозчиков, наподобие РЖД.

Не помогает и то, что с законодательной точки зрения у BlaBlaCar, как и у всего райдшаринга в РФ, есть несколько узких, спорных моментов. Российское крыло компании не зарегистрировано как перевозчик, не берет деньги у водителей и попутчиков. Местная версия сервиса является средством для коммуникации водителя и пассажира, а не гарантом предоставления каких-либо услуг.

Однако водитель получает деньги на руки от попутчика, по сути оказывая ему услуги такси. Тогда что, считать его «бомбилой» без лицензии? BlaBlaCar хитро обставили всё в попытке уйти от вопросов контролирующих органов: все рекламные материалы о сервисе подчёркивают, что пассажиры якобы платят за бензин, а не за факт поездки. Хитрый ход, но его юридическая сторона от меня ускользает.

Если честно, хотелось бы услышать комментарий эксперта в этом вопросе. Не нарушает ли BlaBlaCar наши законы? Если нарушает — что тогда делать пассажиру/водителю, если в дороге случится что-то плохое? К кому обращаться за помощью?

Итого: садясь в машину к водителю или принимая попутчиков, вы должны обезопасить себя сами, потому что в ином случае никто вам не поможет. К счастью, за все поездки у меня ни разу не возникало опасений насчёт мотивов водителя. Как показывает статистика, я в абсолютном большинстве. Но риск… в общем, его никто не отменял.

3. Вы платите на руки

В идеальном мире BlaBlaCar работал бы иначе, чем сейчас. Пока это социальная сеть, а не полноценный сервис. Система выступала бы в качестве гаранта: забирала деньги у пассажира и отдавала водителю только по факту выполнения им всех обязательств. Это был бы Airbnb, только для попутчиков — разве что вы «арендуете» не квартиру, а место в авто.

Такой формат давал бы массу преимуществ участникам поездки и сам по себе гарантировал, что они будут соблюдать правила. В частности, водитель мотивирован нормально вести себя, не опаздывать, не задерживаться и прислушиваться к своим пассажирам. А те, в свою очередь, не дебоширили бы в салоне, аккуратно относились к автомобилю и вообще вели бы себя вежливо.

Сейчас как в Европе, так и в России сервис работает по другому принципу. Вы платите водителю наличными в ходе поездки — тогда, когда он посчитает нужным (как правило, по приезду). Это решает некоторые юридические сложности, но создает немало потенциально опасных ситуаций для участников поездки. Мотивация соблюдать договорённости есть только на уровне морали –, а с ней у определённой доли людей есть проблемы. Особенно с нашим менталитетом.

Итогом этой проблемы становится следующий пункт-недостаток райдшаринга в России (и не только). Отсутствие законодательного регулирования и финансового «рычага» давления приводят к появлению, наверное, самой главной проблемы этих сервисов…

4. Нет пунктуальности и обязательности Тут без эмоций, голая статистика. За последние три месяца я ездил через BlaBlaCar пять раз. В среднем на каждую попытку было два «кидалова» со стороны водителя.

Первый раз я отправлялся от метро Чистые пруды в МСК в 19:00. В другом городе надо было быть «железно», так что я решил договориться о поездке за два дня. В итоге решил подъехать заранее (мало ли что), поэтому сел в ближайший фастфуд на час в ожидании водителя.

За 10 минут до обозначенного времени встречи мне приходит SMS: мол, пардон, сегодня не получится. Мягко говоря, был зол. Тут же был куплен билет на поезд, естественно на верхней угловой полке плацкарта со всеми сопутствующими неудобствами — всё остальное уже занято. Прямо с перрона Казанского вокзала в российский офис BlaBlaCar улетело мое недовольное письмо, на которое, к слову, я получил хороший и подробный ответ с простым смыслом: за всеми водителями не уследишь, но этого мы «замочим»;, а вообще, юзайте-ка систему рейтинга и поставьте ему «минусик».

Сломанные планы на 24 часа и «минусик» в карму какого-то виртуального профиля — это не совсем равные вещи. Разве нет?

Через 4 дня я запустил BlaBlaCar и попытался поехать обратно — из Воронежа в Москву. Будто прокаженному, мне не повезло и в этот раз. Первый водитель отказался примерно за 12 часов (спасибо, это ещё куда ни шло). Второй начал странную песню: мол, еду я издалека, у тебя планирую остановиться на ночь, так что готовься. Нет, спасибо, до свидания.

Третий водитель, которого я нашел за 4 часа до выезда, меня всё-таки подобрал и довёз на хорошем авто. Было весело, здорово и интересно, потому что в салоне собралась классная компания со схожими интересами. Однако в назначенное время водитель не появился, и мне — уже чисто принципиально — пришлось ждать полтора часа (осень, улица, 11 вечера, в общем не фонтан).

Опущу подробности ещё 6 эпизодов, когда мне приходилось отказываться от поездки через BlaBlaCar по вине водителей. Просто скажу, что это совсем не круто. Как же всё-таки хорошо, что поезда РЖД отправляются и прибывают чётко по расписанию! :)

Объединю весь свой опыт в полезный для читателя формат.

Бонус. Семь правил попутчика Чтобы минимизировать количество сложных ситуаций до и в процессе поездки, я выработал для себя следующие семь правил попутчика. Запомните их, чтобы не повторять моих ошибок:

1. Общайтесь с водителем ТОЛЬКО по телефону, никаких чатов и SMS.2. Запоминайте имя водителя; номер, марку машины; сверяйте анкету.3. После утверждения периодически звоните, уточняйте: мин. 3 раза.4. Если спешите — не становитесь попутчиком, иначе опоздаете.5. Не соглашайтесь на поездки с тремя людьми на заднем ряду.6. «Райдшаринг» — это приключение, и только потом передвижение.7. В старые и дешёвые автомобили не садитесь, спина не простит. Водитель вам ничем не обязан и ему вообще пофигу на вас в 95% случаев, если вы ещё не сидите в салоне. Попутчик должен либо четко понимать, что без настойчивости поездка не состоится вообще. Так что людям, привыкшим к уровню сервиса хороших такси, придётся несладко: здесь вы никогда не получите входящий звонок в формате «я подъехал к вашему подъезду». Это вы подъедете к водителю туда и тогда, когда ему нужно — и никак иначе. В этом есть своя логика, но нет удобства для пассажира.

К слову, о «подъезде»…

5. Медленное развитие софта

Моя последняя поездка — та, что с собакой на заднем сиденьи и замечательной попутчицей — могла бы не состояться вообще. Мы договорились встретиться у метро ВДНХ. Но поняли друг друга неправильно, и я блуждал по выходам из метро 40 минут, прежде чем наконец-то понял, где стоит машина. Незнание города не помогало.

Водитель во всём этом не виноват, но я почему-то уверен, что такие ситуации — не редкость. Чтобы исключить их, в том же BlaBlaCar можно было бы добавить добровольную индикацию местоположения водителя/пассажира на карте. Технически это не так сложно: запустил приложение, включил фичу — оно вычислило твою геолокацию и передало попутчику/водителю. И все довольны.

Но шансов, что это появится в BlaBlaCar, крупнейшем российском сервисе райдшеринга, очень немного. Их мобильное приложение, как и весь отечественный офис «блаблакара», находится в зависимости от европейского руководства. Фишки, которых нет в Европе, не появятся в России –, а значит, ждать каких-то полезных и прорывных возможностей от iOS-проги пока нет смысла. Самое обидное, что функциональность карты и функциональность геолокации в софте уже есть. Висит груша, да нельзя скушать.

Это печально. Помимо карты, программе не помешает возможность отправлять Push-оповещения между водителем и попутчиком: например, «попутчик выехал на место встречи», «водитель подъехал» и так далее. Можно даже сделать уведомления об их открытии, чтобы точно знать, что «мессадж» был доставлен. Это в любом случае легче, быстрее и дешевле, чем звонок. Другое дело, что приложением для смартфонов пользуются не все…

Из претензий к имеющимся функциям — к примеру, нельзя увеличить фотографию автомобиля (либо я не знаю, как это сделать). Хорошо, если шаришь в разных моделях Kia. А если нет? На маленькой круглой картинке стоит серый гроб на колёсах, которых в городе пруд пруди. Удачи в поисках, особенно если водитель сам не ориентируется, где остановился.

Таких мелочей наберётся немало. Зато мне на почту с завидным постоянством валятся письма-зазывалочки ваша следующая поездка с BlaBlaCar, как будто я этими поездками живу и каждый день думаю, как бы мне куда-нибудь «сгонять» на чужой машине.

Итог применителен конкретно к BlaBlaCar: приложение сервиса развивается очень медленно. Оно зависимо от внешних факторов, на которые мы повлиять, похоже, не можем. В ходе моего интервью с российским офисом было понятно, что повесткой дня заправляют из Европы, а значит, специфически «русских» фич ждать бессмысленно.

А у вас какой опыт? blablacar-party-1.jpg

Я знаю, что после нашего обзора сервис опробовали немало читателей. Если вы когда-нибудь были «попутчиком», подвозили людей по райдшерингу или пользовались BlaBlaCar — поделитесь своим мнением. Что бы вы изменили или улучшили в существующей системе? Как проходили ваши поездки, всё ли было нормально? Какие истории вы привезли с дороги? И с кем познакомились? :)

Отписывайтесь в комментариях и обменивайтесь опытом. Только так мы сможем что-то изменить — как в сознании, так и в системе. Спасибо!

   Ещё интересное: Обзор противоугонной системы Pandora DXL 5000. iPhone и автомобиль едины + РепортажБольшинство фотографий кликабельны и под катом их очень много, следите… BlaBlaCar в России. Хитрости и особенности российского райдшаринга. Большое интервьюХотите доехать до места назначения быстрее, дешевле, комфортнее, интереснее, чем… Интервью с создателями народной почты «Туда? Туда! «Артур Хачатрян и Макс Сатлер («Афиша-Город»/фотограф Мария Пацюк) В процессе… Никита Горяинов, 19:17   @ngoryainov ngoryainov (at)me.comБудь первым   

от редакции, полезный в быту софт, путешествия, сервисы, это любопытно

©  iphones.ru