От посудомойщика до богатейшего пакистанца — биография Шахида Хана

Обозреватель vc.ru изучил биографию предпринимателя пакистанского происхождения Шахида Хана, который в юности эмигрировал в США, несколько лет работал посудомойщиком, а после смог превратить разорившуюся компанию Flex-N-Gate в одного из крупнейших производителей комплектующих для автомобилей. Предприниматель владеет двумя футбольными клубами и известен активной поддержкой политики Дональда Трампа. Сегодня Хан считается самым богатым пакистанцем, его состояние оценивается в $8,4 млрд.

cbf0dce3edd35a.jpg
Шахид Хан

Ранние годы Шахид Хана. Создание собственной компании

Шахид Хан родился в пакистанском Лахоре в 1950 году. Его семья имела средний достаток. Отец владел небольшим бизнесом, а мать была профессором математики. В семье воспитывалось четверо детей. 

В 16 лет Хан окончил школу и был отправлен на обучение в США. На первые месяцы жизни семья Шахида собрала ему $500. Он собирался поступать на инженерную специальность в университете Иллинойса, а жить должен был в учебном общежитии, однако приехал слишком рано, когда жилой корпус был ещё закрыт. Хан оказался на улице в чужой стране.

Ночь он решил провести в хостеле. Скромная сумма в $3 показалась ему слишком дорогой платой. Однако скоро Шахид обнаружил, что труд в США оценивается гораздо выше, чем в Пакистане, и смог компенсировать потраченные деньги всего за несколько часов. 

В хостеле ему предложили поработать посудомойщиком за $1,2 в час. Шахид решил воспользоваться этой возможностью и весь период обучения продолжал совмещать учебу с работой. Тогда он был твердо намерен разбогатеть, а потому подходил к любой деятельности с полной отдачей. В 1971 году Шахид Хан получил диплом инженера.

Еще в 1970 году, будучи студентом, он начал работать в компании по производству деталей для автомобилей Flex-N-Gate. Фирма была основана в 1956 году и выполняла мелкие контракты. По окончании университета Хан получил должность технического руководителя. Через четыре года он уже занимал пост технического директора. 

Flex-N-Gate была немолодой компанией, и её походы к производству не отличались технологичностью. Бамперы сваривались из 15 отдельных деталей. 

Хан, взяв на себя техническое руководство, начал внедрять инновации, изменять подходы и обучать сотрудников. Потратив пять лет, он, вопреки приложенным усилиям, добился немногого. Руководство компании всё устраивало, поэтому тратить деньги на изменения и поддерживать инициативы Хана никто не желал. Тогда он решил действовать самостоятельно.

Хан взялся за создание нового вида бампера, использовав за основу цельный кусок стали. Отсутствие швов позволяло избежать ржавчины и коррозии. Также технология значительно уменьшала вес задней части автомобиля. Официальная история Flex-N-Gate гласит, что Хан сделал это в 1976 году.

Оценив перспективы разработки, в 1978 году он взял кредит на сумму в $50 тысяч, добавил к ним $13 тысяч из собственных сбережений и создал компанию Bumper Works. Хан занимался производством бамперов по своей новой технологии. Они быстро привлекли внимание крупнейших автоконцернов, и предприниматель смог получить контракты. В число закупщиков вошли General Motors и Chrysler.

Долго радоваться не пришлось. Руководство Flex-N-Gate, почувствовав, что с уходом Хана теряет солидную сумму, решило отобрать у него изобретение. Стандартный иск о краже коммерческих секретов мог разрушить компанию Хана ещё на этапе создания. Предприниматель оказался в сложной ситуации: денег на дорогого адвоката не было, компания прибыли не приносила, а шансы проиграть были довольно высоки.

Сдаваться Хан не собирался и, наняв адвоката подешевле, сам отправился в университетскую библиотеку, чтобы заняться проработкой линии защиты. Flex-N-Gate недооценили Хана, он выиграл слушания, и в 1980 году Верховный суд штата Иллинойс окончательно закрыл дело. 

Дела Flex-N-Gate были плохи — компания ежемесячно теряла по $50 тысяч, и всё шло к банкротству. Поэтому сразу после победы в суде Шахид Хан решил выкупить компанию. 

Бизнес предпринимателя успешно развивался, крупные концерны продолжали приобретать новые бамперы. Большой спрос стал настоящей проблемой. В день выпускалось 200 бамперов, а требовалось в 200 раз больше. Корпорация General Motors предложила Хану передать производство более крупной компании.  

Идея одного из ключевых клиентов не обрадовала предпринимателя, но повлиять на это решение он не мог и пошёл на сделку. Хан утверждает, что решение GM было резонным — быстро увеличить производство Flex-N-Gate до требуемых показателей ему было не по силам.

Хан понял, что слишком рано начал работать с крупными заказчиками. Осознав ошибку, он внедрил новую стратегию, построенную на поиске клиента, с которым можно будет развиваться совместно и постепенно выйти на требуемый автомобильными гигантами уровень. 

В США подходящую компанию найти было непросто. Однако это были 80-е годы, и японские автомобильные концерны активно выходили на рынок США, причём многие из них были совсем небольшими, что было очень кстати для Хана. За помощью он обратился к руководству GM, и те связали его с японским производителем Isuzu.  

Больше никакой помощи Шахид от партнёров не дождался. Выпускающая грузовики, автобусы и внедорожники Isuzu могла стать идеальным партнером, при котором Flex-N-Gate получила бы возможность планомерного развития. Но была очевидная проблема — переговоры с японцами дело непростое, а Хан не знал языка. Решение предприниматель нашел быстро и нанял в качестве переводчиков японских аспирантов, изучающих информатику в США. Вскоре Хан получил контракт.

Заказов от Isuzu вполне хватало, но Хан на достигнутом не останавливался и продолжал искать партнеров в Японии. В 1984 году к числу клиентов Flex-N-Gate добавилась Toyota. Сперва компания выпускала небольшие партии бамперов, а к 1987 году стала единственным поставщиком этой детали для новой версии пикапов японского бренда. В 1989 году Flex-N-Gate стала единолично поставлять бамперы для Toyota в США. В 80-х годах в число клиентов компании вошла ещё и Mazda. Производство размеренно росло.

В 90-х годах количество контролируемых компанией производств выросло с двух до cеми. Они располагались на Среднем Западе страны и в Канаде. Рост производственных мощностей позволял Хану работать с другими компаниями. К числу его клиентов, помимо Chrysler и General Motors, добавились Dodge, Mitsubishi, Hummer, Ford и другие. 

Кроме непосредственного производства, приходилось налаживать и прочную инфраструктуру. Для скорейших поставок компонентов на завод Chrysler Warren Truck было создано специальное подразделение по доставке запасных деталей.

В 1999 году была основана дочерняя компания Flex-N-Gate Plastics, которая стала производить компоненты и изделия из пластмассы. В линейку компании входит выпуск деталей вроде воздушных клапанов и крышек противотуманных фар. 

В 90-е годы Шахид Хан начал получать награды за свою успешную деятельность и из малоизвестного предпринимателя пакистанского происхождения стал превращаться в ключевого поставщика для американских автоконцернов. 

Бизнес Хана в 2000-х годах

В 2000-х годах Flex-N-Gate начала активно скупать компании. В 2001 году была поглощена Ventra Group, занимающаяся производством пластиковых бамперов. В 2004 году Flex-N-Gate собиралась купить Dynamit Nobel Kunststoff — подразделение MG Technologies AG, которое занималось производством пластмассы. 

Dynamit Nobel являлась одним из ведущих игроков на европейском рынке приборных досок автомобилей, а также владела 22 заводами. Сделка оценивалась в $513 млн. На европейском рынке Хан владел шестью заводами в Испании и мог рассчитывать на быстрый рост, но покупка не состоялась.

MG Technologies AG обвиняла в этом Flex-N-Gate,  утверждая, что американская компания не выполнила возложенные на неё обязательства. Компания Хана была втянута немецкой стороной в судебные разбирательства. В 2006 году суд решил, что Хан обязан возместить ущерб, нанесенный неудавшейся сделкой.

Были и приятные новости. В 2006 году продажи Flex-N-Gate достигли отметки в $2,5 млрд. За $6,5 млн Хану удалось купить компанию Oris Automotive Parts Alabama, занимающуюся производством аксессуаров для внедорожников, дефлекторов ветра и другими разработками в этой сфере. Сделка позволила получить выгодный контракт от Mercedes-Benz International.

В 2007 году стало известно о том, что Flex-N-Gate приобретает завод компании Visteon в городе Милан, штата Мичиган. Покупка была частью плана Хана по расширению производства и позволяла укрепить статус главного поставщика завода Ford в Дирборне.

В 2009 году расширился бизнес по выпуску бамперов. Для этого Хан выкупил данное направление у Meridian Automotive Systems. Покупка включала в себя четыре завода. В 2012 году компания приобрела у Ford завод по производству осветительных приборов Sandunsky Lighting.

В 2007 году началось противостояние между Шахидом Ханом и Налоговой службой США (IRS). Оказалось, что, используя налоговые убежища, он не доплатил налогов на сумму в $85 млн в период 1999 по 2003 год. IRS считала, что Хан и его жена участвовали по меньшей мере в пяти сомнительных налоговых убежищах. Сделано это было с помощью аудиторской компании BDO Seidman и её партнера Роберта Грейсмана, за что последний получил $8,5 млн — 10% суммы неоплаченных налогов.

Хан хотел остановить судебное разбирательство, но тяжба продлилась два года, и победить ему всё же не удалось. В 2009 году предприниматель сообщил, что заплатил налоги на сумму около $68 млн. По версии Forbes, Хану пришлось выплатить все $85 млн, а в 2011 году ещё и погасить штраф в 40% этой суммы. 

02eefa93ecbcf5.jpg

Возникшая ситуация привлекла широкое внимание общественности и негативно повлияла на имидж Шахида Хана и Flex-N-Gate. Это был первый, но не единственный раз, когда пострадала репутация предпринимателя. 

Летом 2012 года на заводе Flex-n-Gate Guardian West в городе Урбана облако серной кислоты, возникшее из-за аварии, привело к госпитализации 11 рабочих. До происшествия уже поступали жалобы о невыполнении норм безопасности и несоблюдении гигиены труда на заводе. Федеральная комиссия по охране труда и здоровья оштрафовала компанию на $57 тысяч. Помимо опасных условий труда, персонал жаловался на небрежное управление и враждебную обстановку на производстве. 

На заводе работало несколько этнических групп, в том числе франкоговорящие иммигранты из Конго. Ходили слухи, что руководство завода специально провоцирует конфликты между группами. Дополнялось всё это сведениями о частых авариях и пожарах, отсутствии необходимого оборудования и несоблюдении техники безопасности.

В 2011 году бывшие работники неработающего завода Хана Chrome Craft в Чикаго вместе со сторонними активистами начали утверждать, что приостановленное в 2009 году предприятие загрязняет окрестности химическими веществами, в том числе опасным канцерогеном — шестивалентным хромом. 

Одновременно с этими событиями работники Guardian West впервые обратились к местному сообществу через профсоюз United Auto Workers (UAW) и коалицию Jobs With Justice (JWJ). Общество было поражено всплывшей информацией об условиях работы на заводе. 

За этим в 2012 году последовало два форума — январский и мартовский. На последнем всплыли неприглядные факты об условиях работы на заводе, не отвечающем технике безопасности. Высказались отрицательно о ситуации и конголезские сотрудники Guardian West. Приехавшие на мартовский форум работники других заводов Flex-N-Gate утверждали, что ни с чем подобным они не сталкивались. 

Информация о Guardian West привела к митингу возле штаб-квартиры Flex-N-Gate, спустя несколько дней после форума. Протестующие выступили против тяжелых условий труда и экономической несправедливости. Позитивных изменений не последовало, руководство завода ответило жёстко. 

Несколько конголезцев после публичных высказываний получили уведомление о выселении. Закономерным последствием этого стал отказ некоторых работников от дальнейшего участия в кампании против руководства завода. Члены местной общины связались с владельцами квартир, их родственниками, Комиссией по правам человека и смогли остановить выселение. 

После этих событий ситуация не изменилась. Рабочие сообщили о том, что на заводе участились случаи запугивания персонала, а затем стало известно, что Flex-N-Gate решила больше не нанимать конголезцев. В ответ была подана жалоба о трудовой дискриминации. В результате всех этих акций деятельностью завода заинтересовалась не только общественность, но и Федеральная комиссия по охране труда и здоровья. 

В том же 2012 году Хана ждал ещё один скандал — на этот раз в Мексике. Работницы одного из заводов в штате Пуэбла, производящего детали для Volkswagen, решили, что им необходим демократический профсоюз, защищающий их права. Доводы сотрудниц Хана и других управляющих не заинтересовали. За этим последовало их увольнение.

Последние попытались восстановить справедливость, требуя от Volkswagen применить Братиславскую декларацию — документ, подписанный в 2002 году в Германии между рабочими мексиканской автомобильной промышленности и Volkswagen. Декларация направлена на защиту работников этой сферы и позволяет немецкому концерну принуждать партнёров к соблюдению их прав. 

Международная федерация металлистов поддержала инициативу рабочих. А Volkswagen воздержался от реакции. Но вмешательства автоконцерна так и не потребовалось. После митинга в знак протеста Хан дал разрешение на свободу ассоциаций.

В процессе всплыли интересные факты, касающиеся положения рабочих на заводе. Flex-N-Gate слабо беспокоилась о здоровье трудящихся, выплачивала относительно низкую зарплату — средний рабочий получал 1200 песо в неделю (около $100). 

Представлять интересы трудящихся на заводе должна была Конфедерация Профсоюзов Мексики (CTM), являющаяся частью правящей Институционно-революционной партии. Рабочие о её деятельности выражались скептически, утверждая, что за CTM не голосовали, копии контракта не видели, а Конфедерация, кроме взимания взносов, больше ничего не делала.

В 2014 году Flex-N-Gate заняла 92 место в списке крупнейших частных компаний США по версии Forbes. Её продажи достигли отметки в $4,5 млрд. За время существования компания существенно расширила свою линейку деталей от бамперов до приборных панелей, решёток и многого другого. 

Производимые компанией Хана детали можно найти на автомобилях, начиная с Chevrolet Impala и заканчивая Lamborghini Gallardo Spyder. В 2015 году 91% продаж Flex-N-Gate приходился на Северную Америку, и компании по-прежнему есть куда расти за рубежом. 

В 2016 году были оглашены планы по вложению $22,3 млн в расширение операций штамповки и сварки на предприятии в Эммет, штате Мичиган. Инвестиции позволят увеличить производственную площадь предприятия почти на 10 тысяч квадратных метров. В 2016 году Flex-N-Gate владела 54 предприятиями по всему миру, а её штат достиг отметки в 17 тысяч сотрудников.

Осенью 2016 года стало известно, что Flex-N-Gate вошла в число претендентов на покупку японского производителя подушек безопасности Takata. Фирма успешно работала до того момента, как вследствие дефектов её продукции не погибло 16 человек. За этим последовало расследование, которое вскрыло, что три топ-менеджера компании манипулировали результатами тестов. Takata это обошлось в сумму $1 млрд. 

Несмотря на проблемы, Takata имеет отработанные технологии, широкий круг клиентов и минимальное количество конкурентов. Покупка этой компании может дать Хану контроль над 22% мирового рынка подушек безопасности, который, по прогнозам, вырастет до $10,3 млрд к 2018 году.

Flex-N-Gate также собирается поглотить семь европейских заводов, принадлежащих Plastic Omnium. Четыре из них находятся во Франции, один в Испании, а остальные в Германии. Французские и испанские заводы занимаются производством бамперов, а немецкие — внешними модулями. 

В 2016 году стало известно, что Шахид Хан решил расширить свой бизнес на другие ниши. Предприниматель решил приобрести отель Four Seasons Toronto. Стоимость покупки составила $172 млн. Однако отель по-прежнему управляется сотрудниками Four Seasons Hotels and Resorts. 

Хан также является владельцем компании Bio-Alternatives, занимающейся продвижением биодизельного топлива в качестве эффективной и доступной альтернативы бензину. Ещё одна интересная организация, принадлежащая Хану — Smart Structures, цель которой в обеспечении экономически эффективного управления мостами с помощью структурного мониторинга. 

Спорт, благотворительность и другие интересы Хана

В 2011 году до этого сконцентрированный на основном бизнесе Хан вышел на спортивный рынок. Первым его приобретением стала американская футбольная команда Jacksonville Jaguars. Клуб был основан в 1995 году и с тех пор не добился особых успехов. Шахид Хан купил команду за $770 млн. 

Планы у предпринимателя глобальные — превратить аутсайдера в одного из лидеров НФЛ. Но пока Jacksonville Jaguars не оправдывает надежд. По ходу последнего сезона из-за неудовлетворительных результатов команды был уволен главный тренер — Гас Бредли. Jacksonville Jaguars в девятый раз подряд не вышли в плей-офф. 

Покупкой Jaguars Шахид Хан не ограничился и в 2013 году приобрел английский «Фулхэм» — старейший клуб Лондона. Сделка обошлась предпринимателю в 200 млн фунтов. Дела вновь пошли не так, как ожидалось. Хан купил клуб Премьер-лиги, но в сезоне 2013–2014 годов он понизился в классе. «Фулхэм» занимает седьмое место в английском Чемпионшипе. Есть информация, что предприниматель собирается продать команду и купить другой лондонский клуб «Тоттенхэм». До сделки дело пока не дошло, но новые слухи продолжают появляться.

Став владельцем Jacksonville Jaguars, Шахид Хан начал жертвовать в сообщество Джексонвиля с помощью фонда Jaguars Foundation. С 2012 по 2014 годы на гранты по семейным и детским программам было пожертвовано около $5 млн.

В 2015 году фонд пожертвовал местным некоммерческим организациям $2,1 млн. Через фонд Шахид Хан ежегодно дарит около 11 тысяч билетов на спортивные матчи, что обходится ему приблизительно в $500 тысяч.

b5b8f8cfa38273.jpg

Вместе со своей женой предприниматель также активно помогает университету Иллинойса. На их деньги построен Khan Outdoor Tennis Complex и расширена библиотека. Предприниматель является членом целого ряда советов университета и одним из его почетных выпускников.

Ещё в 2007 году Хан запустил Khan Foundation, направленный на развитие отрасли прикладных медицинских наук. Главой фонда предприниматель назначил свою жену Энн Карлсон Хан. Khan Foundation пожертвовал более $5 млн библиотекам и различным организациям, которые занимаются медицинскими исследованиями.

Со своей женой Шахид Хан познакомился в период обучения в университете Иллинойса. У него двое детей — сын Тони и дочь Шанна. Тони Хан занят в отцовском бизнесе. Он занимает пост старшего вице-президента по футбольным технологиям и аналитике в Jaguars, также он управляет Bio-Alternatives и Smart Structures. Шанна занимается благотворительностью и работает помощником окружного представителя конгресса.

73662d33adffac.jpg
Шахид Хан с женой Энн

Шахид Хан является самым богатым пакистанцем и очень почитается на родине. В Пакистане любят цитировать его высказывания и рассказывать о моментах его биографии. Считается, что главный секрет успеха предпринимателя заключается в том, что он всегда мечтал о большем и продолжал верить в себя. 

Одно из наиболее знаменитых его изречений звучит как: «Жизнь или смелое приключение, или ничто». В своё время он доказал свою отвагу, рискнув и начав своё дело, когда в его идеи никто не верил.

Предприниматель также нередко говорит и о важности трудолюбия. И это вполне закономерно для человека, которые большую часть своей жизни работает по 12 часов в сутки. 

Есть в жизни предпринимателя и место роскоши. Помимо различной недвижимости, он владеет яхтой Kismet 2. Также в его собственности находятся три самолёта, которые зарегистрированы на Flex-N-Gate. 

001b2ee4416ed2.jpg
Kismet II

Шахид Хан интересен и своей политическими взглядами. На последних выборах президента предприниматель поддерживал Дональда Трампа. Ему импонировала экономическая платформа нынешнего президента США. После выборов и введенного Трампом антимиграционного указа оптимизма у Шахид Хана поубавилось. Он раскритиковал это решение, но изменить ничего не смог. 

Это не единственный раз, когда Хан принимал участие в политической жизни США. В преддверии президентских выборов 2004 года он входил в общество «Мусульмане за Керри», поддерживающее кандидата от Демократической партии. 

Сегодня Шахид Хан продолжает развивать Flex-N-Gate, спортивные команды и заниматься благотворительностью. В свои неполные 67 лет предприниматель не собирается на покой: он принимает участие в политической жизни США и начинает осваивать другие отрасли.

©  vc.ru