От первой украинской социальной сети до крупнейшего классифайда Нигерии
История украинской компании Genesis и её проектов.
22 мая 2017 года издательство «Виват» выпускает в продажу книгу Тимура Вороны «Стартап на миллион. Как украинцы зарабатывают состояния на технологиях» , в которой собраны истории предпринимателей, за последнее десятилетие создавших инновационные ИТ-компании, работающие на глобальном рынке. Электронная версия на русском языке поступит в продажу в начале октября.
Редакция публикует отрывок книги.
Genesis: медиахолдинг с аудиторией в 100 млн человек
Медиахолдинг Genesis был основан в 2008 году Владимиром Многолетним и Василием Ульяновым. Суммарно сайты компании посещает более 100 млн человек в месяц, а количество просмотров страниц превышает 4 млрд. В общей сложности в Genesis работает более 600 сотрудников в семи офисах по всему миру. Деятельность компании разделяется на несколько видов: новостные сайты, сервисы знакомств и крупнейший классифайд в Нигерии.
Как всё начиналось
Владимир Многолетний родился в небольшой сибирской деревне. Вырос в Северодвинске — городе на берегу Белого моря, куда его семью депортировали из Украины ещё при Сталине. В школе Владимир дважды побеждал на всероссийской олимпиаде по физике, а поступив на физтех, — еще и в ряде студенческих олимпиад по программированию и по физике.
В 2006 году он окончил физтех и Российскую школу экономики и устроился на работу сначала в инвестиционную компанию «Тройка Диалог», а затем — в крупнейший на постсоветском пространстве инвестбанк «Ренессанс Капитал», где отвечал за сделки с потребительским сектором.
«Я пришел в финансы в то время, когда Россия, Украина и Казахстан были самыми горячими рынками мира. Самые лучшие банкиры — из Goldman Sachs, Merrill Lynch, Morgan Stanley — стремились попасть в инвестбанковскую Москву и за несколько лет заработать состояние», — вспоминает Владимир начало своей карьеры.
Устроиться на работу в компанию было невероятно сложно. Успешному кандидату нужно было пройти не менее десятка собеседований и получить личные рекомендации от сотрудников компании. С 2004 по 2006 годы «Ренессанс» взял в команду всего шесть аналитиков, одним из которых был и будущий основатель Genesis.
В команде «Ренессанса» работало много талантливых украинцев. Так, после ухода глава украинского офиса компании Питер Ванхеке возглавил «Укрнафту», Роман Насиров стал министром по налогам и сборам, а Михаилу Бакуненко предложили должность генерального директора крупнейшей украинской компании по бурению.
В 2007–2008 годах главе «Ренессанса» Стивену Дженнингсу сделали несколько предложений по покупке доли в компании, исходя из оценки в $4–7 млрд, что выводило «Ренессанс» в топ-10 инвестбанков мира.
«Это была очень жесткая и самая лучшая школа моей жизни: мы работали по сто с лишним часов в неделю, я несколько раз провел на работе по 72 часа подряд, отправляясь домой только затем, чтобы сменить рубашку. Помню, как-то раз после такой трехдневной рабочей сессии я стоя заснул в метро и упал на бабушку, которая сказала: «Садитесь, молодой человек, я вижу, что вам хуже, чем мне», — рассказывает Владимир в интервью журналу NES Alumni Magazine.
Но все было не зря: «Ренессанс» щедро компенсировал своим сотрудникам годы жизни, проведенные в офисных креслах. Годовые бонусы измерялись сотнями тысяч долларов.
«Жизнь инвестбанкира в Москве напоминала отрывки из фильма «Волк с Уолл-Стрит». В 2006 году наш отдел из 30 человек забронировал частный самолет, чтобы отпраздновать успешный год. В Москве было холодно, поэтому мы полетели в Дубай, сняли номера в отеле «Парус» за несколько тысяч долларов в сутки и два дня провели в клубах, — рассказывает Многолетний. — Хорошо помню, что похмелье от шампанского за $1 тысячу за бутылку такое же, как и от дешевой водки на физтехе», — добавляет он.
Однако деньги были не единственным стимулом. Все сотрудники «Ренессанса» ощущали, что участвуют в чем-то великом. Вчерашний студент физтеха мог проводить IPO компании со штатом в 50 тысяч человек, а выпускник МГИМО — работать над IPO огромного производителя стали.
Суммы сделок измерялись миллиардами долларов, и 30 человек меняли судьбы миллионов. «За 2006–2007 годы из нашей команды не ушел никто — ни один человек со 100-часовым графиком работы в неделю», — говорит Владимир.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается: в 2008–2009 годах рынок упал на 70%. Так, третий крупнейший инвестиционный банк в мире Merrill Lynch был продан за бесценок Bank of America, а Lehman Brothers обанкротился буквально за несколько дней. Каждой из указанных компаний было более ста лет, в них работало несколько сотен тысяч человек, и они составляли костяк финансовой системы США и мира.
Мировой финансовый кризис накрыл и постсоветское пространство. Спустя четыре месяца после начала кризиса руководство «Ренессанса» приняло решение сократить около 50% персонала, а к 2011 году в компании осталось менее 30% от изначального, «звездного» состава. Но Владимир к тому времени уже начал строить собственную компанию.
«Как-то мы раз поехали с моим коллегой в Липецк продавать большую компанию по производству куриного мяса «Куриное Царство». Часа в два ночи, совершенно отупевшие от работы, мы отправились в ресторан отеля выпить пива, и он сказал мне: «Мы с тобой умные люди. Давай придумаем что-нибудь интересное в ИТ…». Я собрал первую команду из друзей — выпускников физтеха. Так начался наш бизнес, а мы с Димой — партнеры до сих пор», — рассказывает Многолетний в интервью NES Alumni Magazine.
Перспективу друзья увидели в социальных сетях. В США набирал обороты Facebook, в России запустились «ВКонтакте» и «Одноклассники», и многие считали, что соцсети будут чем-то вроде региональных порталов — в каждой стране свой. В Украине эта ниша пустовала, и партнеры вместе с Сергеем Коркиным запустили украинскую социальную сеть Connect.ua.
Идея «выстрелила», и спустя три месяца на сайт ежедневно заходили 100 тысяч уникальных пользователей. «У нас была фантастическая динамика — 30 тысяч регистраций в день, потрясающие отзывы и три предложения по инвестициям от $5 до $10 млн от крупнейших российских фондов», — вспоминает Многолетний.
Но спустя несколько месяцев наступило «похмелье». В Украину пришла «ВКонтакте», и сказка закончилась. Финансовые возможности дружеского стартапа, запущенного на личные деньги основателей, и компании с десятками миллионов долларов инвестиций были несравнимы.
На каждый шаг Connect.ua «ВКонтакте» отвечала десятком своих. Стоило Connect.ua выпустить украинскую версию сайта, как «ВКонтакте» через неделю выпустила несколько различных украинских локализаций, начиная от классической «мовы» и заканчивая диалектами западных областей. Когда Connect.ua объявляла о конкурсах с призовыми в виде трех новых смартфонов, «ВКонтакте» разыгрывала 300 таких же смартфонов.
«На шестой месяц появилось ощущение, что на нас едет железный паровоз, а мы привязаны к рельсам и не можем никуда от него спрятаться», — вспоминает Владимир. Еще одним разочарованием стала отмена сделки об инвестициях с крупным российским фондом.
Сейчас Владимир говорит, что это было одно из самых счастливых событий в его жизни, но на тот момент партнерам пришлось нелегко. Connect.ua зарабатывала около $2 тысяч в месяц, а расходы на компанию составляли не менее $60 тысяч.
После закрытия проекта у Connect.ua остались огромные долги перед сотрудниками, которые Владимир с партнерами выплачивали еще год. «У меня оставалось тысяч двадцать долларов, и было некое опасение, что до лучших времен дожить не удастся. Спасибо богу, что прорвались», — говорит бизнесмен.
Со временем на базе программного кода Connect.ua партнеры запустили новый проект в Центральной Азии, а сама Connect.ua превратилась в сайт знакомств. Именно тогда и появился Genesis — компания, которая объединила все эти бизнесы.
Первые два года проекты держались на уровне самоокупаемости, но больших денег не приносили. И Владимир Многолетний вместе со вторым соучредителем Genesis Василием Ульяновым решили сделать ставку на интернет-проекты в развивающихся странах.
Отправной точкой для старта глобального бизнеса стала Нигерия. В стране с 200 млн человек населения и ВВП в $1 триллион практически не было интернет-компаний. При этом деньги в стране были — в 2012 году только на частные самолеты было потрачено $6,5 млрд — около четверти бюджета Украины.
Свою первую поездку в Нигерию Владимир называет одним из самых авантюрных поступков в жизни. Он купил билет в Лагос и прилетел в страну, в которой знал только одного человека — главу офиса «Ренессанс Капитал». Тот организовал Владимиру около десятка встреч с представителями интернет-отрасли страны, и предприниматель начал искать возможности для бизнеса.
Владимир вспоминает, что в 2012 году интернет-отрасль Нигерии отставала от Украины и России примерно на десять лет. Сайт самой популярной интернет-газеты обновлялся раз в сутки, интернет-рекламы не было вообще, а рекламные бюджеты равнялись нулю.
«Я взял кредит в размере $400 тысяч на запуск бизнеса в Африке (в Африке!), написал расписку, что обязуюсь вернуть эти деньги, и мы стартовали. Это была сумасшедшая авантюра, и сейчас я вряд ли бы пошел на такой риск», — делится Владимир.
Вскоре после этой поездки партнеры запустили сайт naij.com — на сегодня это самый посещаемый сайт в Нигерии. В Genesis сделали ставку на новостной и развлекательный контент — к счастью, инфоповодов хватало.
В искусственно созданной 100 лет назад стране живет более 250 народностей, половина из которых исповедуют ислам, а другая половина — христианство, и этот «гремучий» коктейль постоянно генерирует поток интереснейших новостей. Спустя несколько месяцев после запуска дневная аудитория портала превысила 100 тысяч человек.
Одновременно с Genesis на рынок Нигерии вышел медиахолдинг с выручкой около $1 млрд — швейцарский Ringier — и южноафриканский Naspers, который развивает OLX, News24 и другие популярные проекты. Эти компании и сейчас являются основными конкурентами Genesis на африканских рынках.
Позже в Genesis пожалели, что не зашли на нигерийский рынок сразу в нескольких нишах. Когда компания спустя несколько лет запустила классифайд Jiji.ng, на рынке уже присутствовали конкуренты, и запуск нового продукта обошелся намного дороже, чем было бы изначально. В 2017 году и Naij.com, и Jiji.ng стали лидерами в своих нишах с существенным отрывом от конкурентов.
Сначала Многолетний и Ульянов работали с местными нигерийскими партнерами, но позже отказались от сотрудничества. С тех пор вся управляющая команда Genesis находится в киевском офисе, а в Нигерии расположена только команда по созданию контента и команда продаж.
Бизнес в Африке коренным образом отличается от бизнеса в Европе. Так, однажды некий редактор из Нигерии заявил, что новость о том, будто женщина превратилась в птицу на улицах Лагоса, вполне может быть правдой. Потому что «в Нигерии происходят странные вещи».
После успешного старта в Нигерии Genesis расширил бизнес на другие африканские страны: Кению, Гану и ЮАР. «Это был сложный опыт, который состоял в основном из ошибок, но этот год мы заканчиваем с крупнейшими локальными проектами в Кении и Гане и самым популярным новостным приложением в ЮАР», — пишет сооснователь «Генезис Медиа» Виталий Лаптенок в колонке на Ain.ua. Со временем компания запустила новостной сервис и сайт знакомств на Филиппинах, а также в ряде латиноамериканских стран.
Сейчас Genesis развивается в трех основных направлениях: новостные сервисы, классифайды и сайты знакомств. В последнем сегменте компания работает по уникальной модели — у Hitwe нет платных сервисов, а прибыль идет от просмотров пользователями рекламы.
При этом в самом приложении всего два баннера, на которых «крутится» Facebook-реклама. Hitwe является самым посещаемым приложением в своем сегменте в более чем 50 странах мира, причем в некоторых из них оно даже популярнее Tinder.
В киевском офисе компании работает 350 человек, а Владимир Многолетний считает Киев самым уютным городом для жизни на постсоветском пространстве и одним из топ-5 в мире.
«Я не очень понимаю людей, которые уезжают. Киев — один из лучших городов для жизни: с ценами на уровне Индии и качеством жизни на уровне любого европейского города. В промежутке от пяти до десяти лет в Украине появится целый ряд интернет-компаний мирового уровня, и я очень хочу, чтобы Genesis был частью этого тренда и помогал менять страну к лучшему».
© vc.ru