От объединения волонтёров до перевозки 50 млн пассажиров в год: история «Аэрофлота»

Как авиаперевозчик развивался в советское время и боролся за лидерство на рынке.

Появление «Аэрофлота»: добровольный сбор средств на строительство самолётов

История «Аэрофлота» началась 9 февраля 1923 года: Совет труда и обороны учредил Совет по гражданской авиации, и в СССР появился Гражданский воздушный флот.

Для его развития в том же году открылось Российское общество добровольного воздушного флота «Добролёт»: его участники собирали деньги на строительство самолётов. Была запущена первая в стране регулярная пассажирская линия Москва–Нижний Новгород.

Совет труда и обороны принял первый план развития воздушных линий в стране на два года и предписал отвести земли для строительства аэродромов и посадочных площадок.

Реклама общества «Добролёт»

В 1932 году Гражданский воздушный флот СССР стал сокращённо называться «Аэрофлот», а для сотрудников ввели форму и знаки различия. К концу 1930-х годов «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира.

Советская реклама «Аэрофлота»

Основным конкурентом единственного в стране авиаперевозчика был железнодорожный транспорт. Поэтому в рекламе «Аэрофлот» делал упор на экономию времени при перелётах.

Советская реклама «Аэрофлота»

В годы Великой Отечественной войны воздушные суда «Аэрофлота» участвовали в боевых действиях.

В 1973 году компания сделала одинаковую окраску для всех самолётов. На них появились надпись «Аэрофлот», эмблема с крылатым серпом и молотом, тёмно-синие полосы, наименование типа судна, флаг Советского Союза и регистрационный номер.

За 1976 год «Аэрофлот» впервые перевёз более 100 млн пассажиров.

Через два года авиакомпанию назначили генеральным перевозчиком участников и гостей Олимпийских игр в Москве: на самолётах появилась надпись «Official Olympic Carrier». С тех пор «Аэрофлот» пять раз перевозил российскую сборную на Олимпиады.

Реклама «Аэрофлота» к Олимпиаде 1980 года в Москве

В 1989 году «Аэрофлот» вступил в международную ассоциацию воздушного транспорта — IATA. Эта организация контролирует качество услуг авиаперевозчиков, разрабатывает стандарты, занимается обучением сотрудников компаний, входящих в ассоциацию.

«Аэрофлот» в 1990-е годы: новое название и первые награды

После распада СССР в 1991 году «Аэрофлот» стал одной из сотен авиакомпаний, на которые разделился Гражданский воздушный флот СССР. В следующем году компания получила название «Аэрофлот — российские международные авиалинии».

Логотип «Аэрофлота» в 1998 году

1993 год стал для авиакомпании рекордным по количеству пунктов назначения: «Аэрофлот» выполнил пассажирские рейсы в 146 аэропортов и 105 стран мира.

В феврале 2002 года «Аэрофлот» впервые провёл шахматный фестиваль «Аэрофлот Опен», в котором участвовали почти 400 шахматистов. С тех пор фестиваль проходит ежегодно.

«Дело «Аэрофлота»: скандал с хищением средств

В конце 1998 года началось следствие о хищении у «Аэрофлота» 214 млн рублей, в котором обвинялись заместители генерального директора Николай Глушков и Александр Красненкер, главный бухгалтер Лидия Крыжевская, гендиректор Финансовой объединённой корпорации Роман Шейнин и российский предприниматель Борис Березовский.

По версии следствия, четверо сотрудников «Аэрофлота» ввели в заблуждение гендиректора Евгения Шапошникова и незаконно перевели средства авиакомпании на счёт швейцарской фирмы, акционером которой был Березовский.

В 2006 году Савёловский районный суд Москвы вынес обвиняемым приговор: Глушкову, Крыжевской и Шейнину дали два года лишения свободы условно. Дело в отношении Красненкера суд прекратил в связи с его смертью.

Год спустя Березовского приговорили к шести годам лишения свободы за хищение у «Аэрофлота» более 214 млн рублей. На тот момент предприниматель уже жил в Лондоне в статусе политического беженца, поэтому не был экстрадирован в Россию.

«Аэрофлот» после ребрендинга: новое оформление самолётов, запуск онлайн-продаж билетов и вступление в Skyteam

В 2003 году компания провела ребрендинг: воздушные суда стали серебристо-синими с оранжевой полосой, переходящей в изображение развевающегося российского флага на хвосте самолёта.

«Аэрофлот» изменил товарный знак: на нём появились стилизованная улыбка, российский флаг и надпись «Искренне Ваш».

Логотип «Аэрофлота» в 2005 году

Компания посвятила новому символу рекламное видео. Герой ролика повсюду встречает разные предметы в форме улыбки: отражение радуги в воде, мост, полукруглое здание.

Слоган рекламной кампании: «Мир улыбается вам».

В 2006 году «Аэрофлот» вступил в международный авиационный альянс SkyTeam, в который входят 20 авиакомпаний с четырёх континентов.

К Олимпийским играм в Пекине в 2008 году «Аэрофлот» и BoscoSport разработали дизайн самолёта Boeing 767–300, на котором российские спортсмены полетели на состязания.

Олимпийский самолёт с дизайном «Аэрофлота» и BoscoSport

«Аэрофлот» после кризиса: реструктуризация, новая форма бортпроводников и внедрение технологий

В апреле 2009 года в компании сменился генеральный директор — «Аэрофлот» возглавил Виталий Савельев. Он начал выводить компанию из кризиса, в который она попала в 2008 году: тогда годовая прибыль «Аэрофлота» упала в 8,5 раз по сравнению с предыдущим годом.

Сначала Савельев оптимизировал структуру: уволил пять заместителей генерального директора и 2300 сотрудников. Менеджмент компании ввёл систему ключевых показателей эффективности, начал выявлять потребности клиентов и внедрять новые технологии. За счёт сокращения издержек компания сэкономила $975 млн.

В конце года «Аэрофлот» ввёл новую форменную одежду для бортпроводников. Для женщин выбрали тёмно-синюю форму для зимы и красную для лета. Мужская форма — тёмно-синего цвета вне зависимости от сезона.

Форма бортпроводников «Аэрофлота» в 2009 году

В 2010 году «Аэрофлот» первым в России внедрил сервис самостоятельной регистрации пассажиров на рейс с помощью мобильного телефона.

В следующем году группа «Аэрофлот» купила пять региональных перевозчиков: «Россию», «Оренбургские авиалинии», «Владивосток Авиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы».

В том же году «Аэрофлот» стал лучшей авиакомпанией Восточной Европы по версии международной премии Skytrax World Airline Awards. С тех пор он получал это звание ещё пять раз.

В 2012 году авиакомпания первой в Европе заменила все бумажные полётные документы на электронные.

В 2015 году авиакомпания организовала перевозку 2 млн пассажиров обанкротившейся «Трансаэро». Также «Аэрофлот» и «Россия» открыли более 6000 вакансий для трудоустройства бывших работников авиакомпании.

Спустя год «Аэрофлот» стал первым российским авиаперевозчиком, которому британская консалтинговая компания Skytrax, оценивающая качество услуг авиакомпаний и аэропортов, присвоила высокий рейтинг — четыре звезды из пяти.

В 2017 году агентство Brand Finance признало бренд «Аэрофлота» самым сильным в России и среди всех авиабрендов в мире. Группа «Аэрофлот» также вошла в список 20 крупнейших авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку.

Тогда же пользователи сервиса для путешественников TripAdvisor признали «Аэрофлот» лучшей авиакомпанией России и всей Европы, а также компанией с лучшим бизнес-классом.

«Добролёт» и «Победа»: дочерние лоукостеры «Аэрофлота»

Чтобы повысить доступность авиаперелётов для россиян, в 2014 году «Аэрофлот» основал первый в России лоукост-авиперевозчик «Добролёт».

«Добролёту» не удалось задержаться на рынке — спустя несколько месяцев после запуска лоукостер попал под западные санкции из-за полёта в Симферополь и прекратил работу.

В ноябре того же года основанный «Аэрофлотом» лоукостер «Победа» заменил «Добролёт», но сохранил его фирменный стиль.

За первые 12 часов после запуска продаж «Победа» продала 7000 билетов.

Спустя год после запуска лоукостер занял девятое место в списке десяти крупнейших авиакомпаний России.

Средняя оценка авиакомпании на сервисе сервиса TripAdvisor — три с половиной. Пользователи сервиса обычно остаются недовольны правилами провоза багажа, регистрацией на рейсы и платными услугами.

Скандалы

После крушения самолёта Sukhoi SuperJet-100 9 мая 2012 года стюардесса «Аэрофлота» Екатерина Соловьёва написала в своём Twitter: «SuperJet рухнул? Жаль, не в «Аэрофлоте», на один бы стало меньше, а может, и вовсе продали их обратно кому-нибудь».

Запись вызвала возмущение пользователей, а на следующий день Соловьёву уволили. Бывшая бортпроводница «Аэрофлота» удалила запись и все страницы в социальных сетях.

В январе 2013 года блогер Илья Варламов опубликовал ссылку на фото со страницы «ВКонтакте» стюардессы «Аэрофлота», на котором была видна рука бортпроводницы, показывающей средний палец в спину пассажирам. Варламов попросил «Аэрофлот» разобраться в ситуации.

Авиакомпания уволила стюардессу Татьяну Козленко, на странице которой была фотография с неприличным жестом, и написала об этом в Twitter.

Уволенная стюардесса заявила, что на фото изображена не она, а самолёт с фотографии не принадлежит «Аэрофлоту». Компания вернула Козленко на работу с испытательным сроком в месяц.

В 2017 году бортпроводницы «Аэрофлота» возмутились дискриминацией по возрасту, внешнему виду и весу. За полгода до этого их измерили, сфотографировали крупным планом и в полный рост, а потом объявили, что летать на международных рейсах «Аэрофлота» будут молодые женщины с размером одежды не больше 48-го. Сотрудница «Аэрофлота» Евгения Магурина подала на авиакомпанию в суд.

В сентябре 2017 года Мосгорсуд отменил требования авиакомпании к стюардессам и обязал «Аэрофлот» выплатить Магуриной компенсацию в 5000 рублей за моральный ущерб.

Стюардессы «Аэрофлота»

В январе 2018 года «Аэрофлот» задержал девять рейсов и отменил три из-за сильного снегопада в Нью-Йорке. По словам пассажиров, сотрудники авиакомпании не предоставили им вовремя положенные в этом случае услуги и вели себя грубо.

Например, журналист Ульяна Малашенко, которая должна была лететь из Нью-Йорка в Москву, рассказала в Facebook, что спустя три дня после отменённого рейса пассажиров отвезли в Вашингтон и не объяснили, когда они вылетают.

В марте того же года пассажирка рейса Москва-Париж Екатерина Руднер опубликовала в Facebook запись о том, что сотрудник «Аэрофлота» отобрал у неё телефон, применял к ней силу и грубил. Запись Руднер собрала 7500 отметок «Мне нравится», и несколько пассажиров поделились в комментариях похожими историями, связанными с «Аэрофлотом».

Спустя несколько дней представители компании ответили, что не согласны с позицией пассажира.

Конкуренты

До 2015 года главным соперником «Аэрофлота» на российском рынке была компания «Трансаэро»: она занимала второе место по пассажиропотоку.

По мнению сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдора Борисова, сначала «Трансаэро» наращивала рыночную долю: покупала самолёты и боролась за новые маршруты. В последние годы существования она привлекала деньги за счёт демпинга и оставалась на плаву благодаря пассажиропотоку в 13,5 млн человек, авиапарку со 100 самолётами и 220 доступными направлениями.

После банкротства «Трансаэро» российские авиакомпании подали заявки на получение её маршрутов.

Мы хотим, чтобы был честный рынок. Если всё достанется «Аэрофлоту», это может отразиться на тарифах и в итоге на пассажирах.

Наталия Филева
председатель совета директоров группы S7

Большинство направлений (56 из 150) перешло «Аэрофлоту» — это объяснялось компенсацией за вывоз «Аэрофлотом» пассажиров «Трансаэро».

По словам профессора Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Александра Фридлянда, группа «Аэрофлот» после банкротства «Трансаэро» добилась полного доминирования, особенно на дальневосточных направлениях. Представители «Аэрофлота» ответили изданию «Коммерсантъ», что по некоторым дальневосточным маршрутам летают только их рейсы, но они «носят социальный характер и направлены на повышение транспортной доступности регионов».

Продвижение: сотрудничество с банками, спонсорство и реклама на телевидении

Один из самых старых рекламных телевизионных роликов «Аэрофлота» снят в 1970 году.

Видео представляет собой трёхминутный мюзикл: герои видео — пассажиры самолёта, которые поют о том, что им нужно, и стюардессы, которые выполняют их просьбы, улыбаются им и на всё отвечают «Прошу вас». В рекламе снялась актриса Наталья Варлей.

В 1997 году авиакомпания выпустила рекламный ролик, идея которого в том, что «Аэрофлот» изменился с советских времён.

Герои видео — два иностранца, которые летят в Москву. Один из них говорит, что Россия — медвежья страна и перемены в ней так же вероятны, как то, что слоны полетят. После этого мимо самолёта пролетает слон.

В 2006 году «Аэрофлот» объединился с MasterCard и «Альфа-банком»: компании выпустили банковскую карту для путешественников, на которую за покупки начислялись мили. В 2008 году авиакомпания выпустила похожую карту, но уже совместно с «Ситибанком» и платёжной системой Visa.

С 2009 года компания спонсирует футбольную команду ЦСКА, а с 2014 года — баскетбольный клуб ЦСКА.

В 2013 году «Аэрофлот» стал официальным перевозчиком футбольной команды «Манчестер Юнайтед» и запустил рекламу в Великобритании. Кампанию проводило агентство ArenaMagicBox холдинга Havas, и её целью было продвижение транзитных перелётов «Аэрофлота» из Великобритании в Азию с пересадкой в Москве.

Изображение с тремя футболистами, которые пинают мяч из Лондона в Москву, а оттуда — в Токио, рекламное агентство разместило на 150 британских кэбах, на билбордах и в прессе.

Директор «Аэрофлота» по маркетингу Михаил Фандеев отметил, что партнёрство с клубом «Манчестер Юнайтед» — решение, которое приносит бренду доход.

Каждый год «Аэрофлот» за счёт рекламного присутствия, которое нам предоставляет «Манчестер Юнайтед» в рамках телетрансляции и в других местах, получает в несколько раз больше денег, чем составляет наш спонсорский вклад.

Мы знаем, что 6% наших международных пассажиров выбрали нас только потому, что мы являемся официальным перевозчиком «Манчестер Юнайтед».

Мы говорим о сотнях миллионов долларов эффективности, а не только о создании имиджа.

Михаил Фандеев

В 2014 году «Аэрофлот» выпустил рекламный ролик на английском языке с командой «Манчестер Юнайтед».

Герой видео говорит, что летит на игру клуба и хочет, чтобы в салоне были кресла, трансформирующиеся в кровать, вкусная еда, развлечения и чтобы сами игроки «Манчестер Юнайтед» летели рядом. По сюжету ролика, в самолёте авиакомпании всё это есть.

В 2017 году «Аэрофлот» опубликовал рекламное видео с участниками футбольной команды ЦСКА. В ролике стюардессы заботятся о футболистах на поле, как о пассажирах в салоне самолёта: убирают вещи в раздевалке на верхнюю полку, показывают футболистам, как пристегнуться в кресле, и приносят плед.

«Аэрофлот» в 2018 году

По данным «Аэрофлота», бюджет на продвижение в социальных сетях в 2018 году составит 124 млн рублей. Ставка в продвижении делается на уровень сервиса авиакомпании.

Кампания рассчитана на приоритетные страны: США, Великобританию, Германию, Китай и другие.

В 2019 году авиакомпания продолжит продвигаться в интернете: до 31 декабря 2018 года она заключит контракт с агентством Artics Internet Solutions, которое выиграло тендер. Оно разработает интернет-рекламу «Аэрофлота» для России и зарубежных стран.

#маркетинг #аэрофлот #какэтобыло

©  vc.ru