От мирных лосей к жутким волкам и всадникам: как эволюционировало древнее наскальное искусство

Недавнее исследование доктора Эстер Джейкобсон-Тепфер, опубликованном в Кембриджском археологическом журнале, проливает свет на трансформацию наскальных изображений животных на Монгольском Алтае. Автор изучает возможные факторы, повлиявшие на эти изменения, в результате чего реалистично изображенные симпатичные лоси превратились в жутковатых волкоподобных зверей.
Лоси (лат. Alces) являются вторыми по величине животными в семействе оленевых (Cervidae) и самыми крупными среди живущих сегодня видов. Самцы отличаются парой впечатляющих рогов, которые они сбрасывают ежегодно. Питаясь смешанными кормами, они нуждаются как в травах, так и в листьях, чтобы выжить, поэтому предпочитают жить в лесных массивах или на пограничных территориях недалеко от леса.
Самые ранние спорадические изображения лося относятся к периоду позднего палеолита (приблизительно 12 000 лет до нашей эры). Хотя вполне возможно, что когда-то существовали раскрашенные изображения, доктор Джейкобсон-Тепфер объясняет, что раскрашенные изображения встречаются редко и вряд ли хорошо сохранились бы в горах Алтая.

По словам исследовательницы, до наших дней сохранился только один набор раскрашенных изображений, и они находятся в пещере, известной как Хойт Ценкир, расположенной в аймаке Ховд (к югу от Баян-Олгия). Учитывая климатические условия и тысячелетия, прошедшие со времен бронзового и раннего железного веков, крайне маловероятно, чтобы пиктограммы сохранились на открытом воздухе в горах.
Эти ранние изображения лосей реалистичны и натуралистичны, на них часто изображены как самцы, так и самки, иногда вместе со своими детенышами. Иногда их изображали вместе с другими представителями фауны, населявшими окружающий ландшафт, включая мамонтов, шерстистых носорогов и страусов.
Для этой изобразительной культуры характерны статичные позы, изображенные в профиль (сбоку). Голова и тело животных изображались весьма реалистично — в отличии от ног, которые выглядят рудиментами. Со временем лоси стали более динамичными, изображения стали передавать движение. Лоси все чаще включаются в контекст человеческой деятельности, их изображают рядом с охотниками или в сценах охоты.

К концу бронзового века реализм в изображениях лосей начал угасать, и художники стали чаще изображать в своих работах стилизованных лосей. Животные приобрели более удлиненные тела и преувеличенные рога. Эта стилизация продолжалась и становилась все более заметной, пока лось не превратился в крайне абстрактное существо с вытянутой мордой, похожей на птичий клюв. Тела новых лосей стали все больше походить на волчьи.
По словам доктора Джейкобсон-Тепфер, эти трансформации совпали с палеоэкологическими изменениями, которые, в свою очередь, повлияли на социально-политические структуры. В конце и середине голоцена в евразийских степях постепенно становилось холоднее и суше. Эта климатическая тенденция привела к сокращению лесов. Лоси и другие травоядные, а также охотящиеся на них крупные хищники откочевали на запад и северо-запад вместе с исчезающими лесами.
Охотникам пришлось подниматься выше в горы в поисках угодий, пастухам пришлось перегонять свои стада на новые пастбища. Этот сдвиг проявился в искусстве, изображающем семьи, путешествующие вместе со своими животными. Кроме того, наскальные рисунки все чаще стали появляться на возвышенностях.

По мере изменения окружающей среды люди приспосабливались к ней, занимаясь полукочевым скотоводством и перемещаясь по обширным территориям. Этот переход проявляется в увеличении числа и распространении небольших кладбищ в долинах российского Алтая и Монголии. Постепенно лошади стали неотъемлемой частью скотоводческой жизни, сначала как грузоподъемные животные, а затем и как верховые.
По мере того, как верховая езда увеличивала мобильность, все больше внимания уделялось изображению людей на лошадях. Персонажи часто украшаются стилизованными мотивами животных, что свидетельствует о растущем внимании к личной и групповой идентичности, возможно, связанной с формирующейся социальной иерархией. Лоси перестали быть отражением мира природы, каким их видели ранние охотники-собиратели, и стали восприниматься как символы ранга, клана и определенных идей.
К началу тюркского периоду образ лося полностью исчез. Всадники стали главной темой петроглифической живописи.

Читайте в материале Hi-Tech Mail об удивительно совершенных для своего времени деревянных копьях, которые могли принадлежать неандертальцам.
