«От Microsoft никто не ожидал прорывов»
Мнения российских дизайнеров о новом дизайн-мышлении Fluent Design System.
11 мая Microsoft представила новый дизайн-язык корпорации — Fluent Design System (ранее в СМИ упоминалось рабочее название — Project Neon). С помощью этого решения можно будет создавать пользовательские интерфейсы приложений с простым и понятным дизайном, адаптирующимся под различные типы устройств.
Со временем корпорация обещает привести все свои разработки в соответствие этому языку. Первые изменения дизайна в продуктах Microsoft должны появиться в тестовых сборках обновления операционной системы Windows 10.
В основу нового дизайн-мышления легли пять базовых принципов: свет, глубина, движение, материализм и масштабируемость. Судя по видеодемонстрации концепта, Microsoft разрабатывала новое поколение дизайна с учётом дальнейшего развития продуктов компании в области виртуальной и дополненной реальности.
Руководство Microsoft настаивает, что переходить на новое дизайн-мышление корпорация будет последовательно и не станет шокировать пользователя резкими нововведениями. Российские дизайнеры поделились с vc.ru мнением о новом дизайн-языке Fluent и его перспективах.
Юрий Ветров руководитель портальной дизайн-команды Mail.Ru
На конференции Build Microsoft показали следующее поколение дизайна Windows, назвав его дизайн-системой Fluent. Она развивает текущий визуальный язык для того, чтобы объединить не только экранные интерфейсы, но и дополненную и виртуальную реальность. Если Material Design показал в своё время способ унификации для всего, что имеет дисплей, то это следующий шаг в развитии визуальных языков.
Пока это просто одностраничник без конкретики, все гайдлайны ссылаются на UWP (Universal Windows Platform). Но это и будет развитие UWP. Интересно, как это отразится на дизайн-системе Office Fabric.
В начале года утекли скриншоты её ранней версии под кодовым названием Project Neon. Они показывали возвращение эффекта полупрозрачности из Windows Vista и добавление типографических акцентов. Видеодемонстрация подтверждает это направление.
Помимо этого и без того удачная работа с интерфейсной анимацией, которую Microsoft переосмыслил в 2010 году и здорово повлиял на рынок, стала ещё более бодрой. А также принцип масштаба, который важен для дополненной и виртуальной реальности.
В своё время metro-дизайн изменил интерфейсы более современным и органичным для цифровой среды подходом и определил несколько ключевых принципов, которые подхватили Google и Apple: фокус на контенте вместо декора, особая роль анимации. Правда, мобильная Windows не смогла тягаться с лидерами, а десктопная упростила интерфейсные подходы в Windows 10.
В новом поколении Microsoft добавил к своим изначальным идеям удачные мысли Material Design, так что это поколение визуального языка должно стать ещё интереснее. Тем более, что с новым циклом обновлений раз в полгода это не останется пустым прожекторством, как часто случалось раньше.
Александр Кудюмов руководитель отдела продуктового дизайна Acronis
В последнее время всё, что делает Microsoft, вызывает бурные обсуждения и вау-эффект. Компьюютер Surface Studio хочется если не сразу купить, то хотя бы попробовать самому. Возможно, это связано с тем, что от Microsoft таких вещей никто не ожидал. Так же получилось и с их новой «дизайн-системой».
Но почему это называется «дизайн-система»? То, что они представили, — это набор концепций без каких-либо примеров из жизни, всё, что есть в ролике, выглядит, как картинки для Dribbble, не более.
Тем не менее, показанные концепции и идеи заслуживают внимания. Хотя подобные вещи мы уже видели и в Material Design, и у Apple, и отчасти у самого Microsoft. Они просто собрали лучшее и сделали отличную презентацию.
Видно, что во многом эти концепции родились в результате тесной работы Microsoft с виртуальной реальностью, что изначально концепции разрабатывались для виртуальных (3D) интерфейсов, а после уже были перенесены в плоский мир.
Мне очень нравится тенденция использовать физические метафоры, это такое логичное продолжение скевоморфизма в современных интерфейсах.
Дмитрий Пиликов руководитель продуктового дизайна в 2ГИС
Сложно было не заметить этот релиз. Microsoft — молодцы, решительные ребята. Очевидно, что они делают большие ставки на новые устройства, вроде HoloLens, и должны создавать как для них, так и для традиционных устройств продукты с новыми принципами взаимодействия.
Но интересен сам подход, с которыми Microsoft хочет работать. Это открытость: ранний и громкий релиз этих принципов, расчёт на соучастие сообщества в разработке дизайн-системы.
Это добрая доля риска: сделать дизайн-систему, смотря «в смешанную реальность», которая может не полететь.
Пока это только обещания, но уже интригующие.
Максим Павлов креативный директор Notamedia
Fluent — новая дизайн-система. Реально оценить любую систему можно только после того, как она начнет работать. Пока мы смотрим на красивое промо и правила, то есть на слова и картинки, которые стараются убедить нас, что прогресс не стоит на месте, и компания Microsoft является его ключевым двигателем. Так что дальше мое впечатление от Fluent надо поделить на сильный скепсис по поводу уровня и перспектив применения всего этого в жизни.
Понравилось: расширение интерфейсов за пределы экранных и выход в дополненную реальность. Звучит оптимистично, амбициозно и вполне эволюционно. Объединили одну гипертрофированно развитую область экранов и вторую — молодую, но наиболее перспективную.
Сегодня дополненная реальность больше игрушка (с точки зрения её применения), в то время как экранные интерфейсы — это практически все области бизнеса, науки и техники. Грамотная дизайн система, увязывающая эти две области, даст дополнительный импульс к развитию AR или VR.
Не понравилось: видно, что соскучились по старому доброму скевоморфизму, который сами же и убили. Возвращаем третье измерение, появляются тени, многослойность со странным уменьшением текстовых блоков до нечитаемости и тому подобный не особо функциональный декор. Надоевший всем несколько лет назад параллакс назвали глубиной и вставили в систему. Много ещё до чего можно докопаться по мелочи.
В итоге у меня нет ни восторженного вау-впечатления, ни полного отторжения. Но думаю, так же радикально и молниеносно перевернуть дизайн, как это случилось с плоским metro-стилем — стиль Flat Design, на который продукты Microsoft перешли в 2010 году — сейчас не получится.
Сергей Попков руководитель дизайна в студии AIC
Сейчас каждая большая компания выпускает свою дизайн-систему или мышление. Это Google, IBM, Apple и так далее. А от Microsoft давненько ничего не было.
Конечно, навскидку это очередная маркетинговая надстройка. Попытка как-то утеплить потребителей, показать, к чему все идёт, сказать: «Мы всё это делаем вместе с вами».
Дмитрий Сидоров арт-директор Manufactura IT Production & Graphic Design
Microsoft пытается ловить дух времени и делать красиво. Амбиция ясна и прозрачна: работать на будущее и выходить на поле гибридной реальности.
Сейчас это не очень ясный в деталях, но ясный в стремлении вектор, который обвесили звучными костылями — риторика новых измерений, шаги к новому сенсорному опыты, переизобретение и содержательная выразительность.
В новом дизайн-мышлении много одухотворенности, от которой можно и задохнуться. Но нужно закрыть на всё это глаза, выключить сноба, смотрящего свысока на «Windows-гетто» — мир, который где-то существует, но нас не касается, перестать говорить в духе: «Выглядит это пока так, что к старой «винде» прикрутили 3D и параллакс».
Да, репутация Microsoft — это отдельная тема, тем более, если мы сталкиваем компанию с нашим удобным и уютным миром дизайна. Но уже не первый год динозавр пытается развернуться и исправить ситуацию, вырваться из того самого гетто, и это очередной шаг, пусть пока не очень ясный в деталях, но в верном направлении.
Ирина Волошина арт-директор «Сбербанка»
Картинки очень хороши: свежие и легкие. Хочется верить, что интерфейсы будут такими же и сохранят индивидуальность. Утилитарность решений пока оценить сложно, но как концепт — прекрасно.
Будут ли решения работать, не потеряют ли всю красоту и свежесть при реализации — вот основной вопрос. От концепта до реализации — долгий путь, а последовательность в реализации — не самая сильная сторона Microsoft. Поэтому интересно, что пойдет в продакшн и как компания будет реагировать на свою консервативную аудиторию.
Пока только Apple умело реализовывала новое, несмотря на реакцию, формировала мнение. От Microsoft никто не ожидал прорывов, и это проблема компании: она зависима от мнений.
Очень интересна судьба этих решений и то, насколько серьезно компания готова работать для их воплощения. Но смотреть, в любом случае, приятно. Даже если реализация будет не очень, это важный стейтмент. Приятно думать, что кому-то важно искать новые пути.
Макс Десятых креативный директор Redmadrobot
Microsoft сделала что-то очень симпатичное. Это не новый виток, но как минимум достойный участник эволюции дизайна интерфейсов вслед за плоскими от Apple и материальными от Google.
Коллеги взяли в рассмотрение новые средства выразительности, про которые раньше не шло речи: свет и полноценный объём — это хорошо и позволяет двигать индустрию.
Но они почему-то не берут в рассмотрение то, на чём сейчас действительно держится дизайн: типографику, модульную сетку, цвет и пиктограммы. Это странно и делает Fluent похожим просто на концепт, а не на рабочий инструмент, готовый дизайн-язык.
И тут радует призыв к соучастию. Это точно отвечает духу времени: не декларация — «делай так», а призыв — «давай делать вместе, посмотри, какие у нас есть соображения». Молодцы.
Роман Храмов арт-директор креативного агентства Cuberto
Fluent Design System в первую очередь трендовая штука. Она выглядит очень современно, чисто, легко, но не создает какую-то революцию. Основная её цель — это вовлечение дизайнеров и разработчиков в среду созданную Microsoft.
У Microsoft проблемы с тем, чтобы под её железо разрабатывали в таком же объеме, как и для Apple. Fluent Design System говорит нам: «Эй, посмотрите на нас! Мы не только Windows и Word, мы делаем продукты не хуже Google или Apple. Давайте работать вместе». Я думаю, это правильный посыл.
За последнее время Microsoft выпустила крутые устройства с точки зрения дизайна и технологий. Если это подкрепить хорошими продажами и массовым использованием у конечного потребителя, то ни один разработчик не откажется делать интересные продукты под эти девайсы.
© vc.ru