От концепции до продукта: примеры вопросов, которые помогут повысить эффективность проектных обсуждений

Старший дизайнер по взаимодействию Google Бетани Фонг опубликовала заметку о том, как при помощи «правильных» вопросов повысить эффективность проектных обсуждений.

Редакция vc.ru публикует перевод материала.

822f64bd8a0bf1.png

Каждый из нас проходил через это. Ты собираешь основных стейкхолдеров, рассчитывая обсудить детали разработки нового приложения, но продуктивная беседа никак не складывается. Один из участников молча записывает свои замечания, два приятеля в углу спорят о том, что заказать на обед, а кто-то с энтузиазмом расхваливает выбранный тобой шрифт.

Как убедить своих коллег сфокусироваться на главном, да и что в данном случае является главным? Как организовать обсуждение, чтобы реально продвинуться в решении актуальных проблем?

Успех подобных встреч зависит от множества факторов, например, от их формата и числа приглашённых (в статье Джейка Кнаппа есть много интересных примеров). И, конечно, эти обсуждения будут отличаться в разных организациях, независимо от их размеров.

Однако существует простой приём, применив который, вы сможете вынести пользу из любого совещания. Прежде всего, нужно чётко обозначить обсуждаемую проблему (в этом вопросе разногласия недопустимы). В итоге все детали проекта должны будут поддерживать решение этой проблемы. Только такое обсуждение будет считаться успешным.

Всю работу по проекту можно разделить на три этапа:

  1. Выработка концепции.
  2. Создание макетов и прототипов.
  3. Непосредственно проектирование.

Каждый из этих этапов касается разных сторон разработки продукта: основной проблемы, её решения (и отражения этого решения в пользовательском интерфейсе), а также реализации этого решения. Вся эта многослойная структура помогает нам достичь конечных целей проекта.

Задавая определённые вопросы на каждом этапе разработки, можно получить ценные идеи и инсайты. Причём вопросы, касающиеся более ранних этапов, могут возникнуть и на поздних стадиях проекта, заставив вас пересмотреть вашу работу.

Так, на среднем этапе проекта вы можете обнаружить, что ваше приложение выглядит слишком запутанным из-за многочисленных призывов к действию. Причина может относиться к первому этапу разработки — например, вы не до конца обсудили проблемы пользователя, которые будет решать ваше приложение. Возможно, вы пытались решить все существующие проблемы вместо того, чтобы сосредоточиться только на одной из них. Понимая, какие именно вопросы следует задавать на каждой стадии обсуждения проекта, вы сможете глубже проникнуть в суть вашего проекта, сэкономив своё время и силы.

5334f66e361bec.jpg

Обсуждение проекта на раннем этапе

Обсуждая проект на ранней стадии его разработки, вы, скорее всего, будете рассматривать наброски пользовательского интерфейса, блок-схемы или описания продукта. На этом этапе команда описывает функциональные характеристики будущего продукта и продумывает различные сценарии поведения пользователя.

Здесь необходимо задействовать продуктовых менеджеров и инженеров, которые смогут оценить возможности будущего приложения. Среди главных вопросов можно выделить следующие:

  • Какая проблема лежит в основе продукта и как её можно описать в сжатом виде?
  • Кем являются будущие пользователи продукта и осознают ли они свою потребность в нём?
  • Достаточно ли интересна поставленная проблема, касается ли она реальных потребностей людей и стоит ли она затрат, связанных с её решением?
  • Согласуется ли эта проблема с типичным сценарием поведения пользователя?
  • Существует ли технологическое решение проблемы? Хватит ли у вас на это ресурсов?

Общим признаком всех успешных приложений является чётко сформулированная проблема, которая изначально осознаётся целевыми пользователями

968502102aaf46.jpg

Обсуждение проекта на среднем этапе

Обсуждения на среднем этапе проекта распространены гораздо больше. Разработчики оценивают уже более точные макеты, короткие видео, прототипы и ранние релизы. Обычно распечатки скриншотов развешиваются по всей комнате, выводятся на большие экраны или устройства, чтобы участники встречи могли изучить их поближе. Подобные обсуждения позволяют более детально оценить предложенные решения проблемы. Поэтому вопросы, задаваемые на этом этапе, должны выявлять эффективность пользовательского опыта:

  • Действительно ли ваш продукт решает проблему, согласованную со всеми стейкхолдерами?
  • Является ли архитектура и структура приложения (или функции) интуитивно понятной?
  • Достаточно ли ясно отражена информационная структура (визуально и с точки зрения взаимодействия)? Не загромождён ли основной путь пользователя?
  • Все ли цвета красивы и функционально оправданы? Удобно ли организована сетка макета, чтобы просматривать данные? Как влияет размер текста на его читабельность?
  • Поддерживает ли графика движения информационную архитектуру? Помогает ли она пользователю и соответствует ли характеру вашего бренда?
  • Используете ли вы предсказуемые UI-паттерны, легко узнаваемые и подходящие к платформе?
  • Не злоупотребляете ли вы предсказуемыми паттернами, такими как карточки, только потому, что их используют другие приложения?
  • Получает ли пользователь правильное представление о том, чего он может достичь с помощью вашего приложения, и сможет ли он пройти весь путь до конца, решив при этом свою проблему?
  • Демонстрирует ли ваш продукт своё превосходство над другими решениями данной проблемы?

Уникальная ценность продукта должна быть очевидной уже при первом знакомстве, и дизайн должен вести пользователя к его цели в соответствии с платформенными и UI-соглашениями.

0bc327438147f2.jpg

Постпроектный обзор

Постпроектные обсуждения важны для оценки мелких деталей и определения того, как именно повлияли на работу технические ограничения. На этих обзорах должна оцениваться конечная реализация продукта на предназначенной для этого платформе и соответствующих устройствах. Вот полезные вопросы для этого этапа:

  • Насколько близко подошла техническая реализация к дизайн-спецификации? Реализованы ли все взаимодействия, визуальные эффекты и графика движения в полной мере? Есть ли какой-нибудь неумышленный дефект, делающий пользовательский опыт не таким совершенным, как это было задумано?
  • Являются ли надписи на экране полезными и понятными, не запутывают ли они пользователя?
  • Достаточно ли полно представлен ваш бренд, могут ли пользователи отличить ваше приложение от продуктов конкурентов?
  • Не оттолкнули ли вы случайно какую-то часть пользователей? Обратите внимание на зоны доступности и возможности перевода на разные языки.
  • Является ли ваш продукт достойным игроком в экосистеме платформы и устройства? Использует ли он должным образом уведомления, является ли он независимым от ориентации экрана, поддерживает ли он разные размеры экранов?

Успешное приложение должно иметь привлекательный дизайн, который согласуется с брендом и реализован опытными и неравнодушными специалистами. Оно должно быть надёжным и универсальным, и при этом сочетать в себе проблему, её решение и реализацию.

С помощью подобных вопросов вы сможете значительно улучшить обсуждения своих проектов. Это похоже на тренировку давно не используемых мышц — вам трудно, и порой вы испытываете неприятные ощущения, но всё же знаете, что это вам только на пользу. Чем больше вы будете практиковаться, тем быстрее вам удастся сфокусировать вашу команду на том, что действительно важно, — на создании продукта, который будет идеально соответствовать потребностям пользователей.

©  vc.ru