От фруктов до кровопускания: ЗОЖ-советы от средневековых путешественников
Вопреки расхожему мнению об отсталости средневековой медицины, врачи тех времен активно разрабатывали и применяли методы профилактики, чтобы путешественники не болели в пути. Одним из выдающихся памятников средневековой медицины для странников является трактат «О режиме и порядке путешествий» (De regimine et via itineris et fine peregrinatium), написанный около 1227−1228 годов Адамом Кремонским для императора Фридриха II, готовившегося к крестовому походу. Основываясь на медицинском наследии великого персидского ученого Авиценны, Адам составил детальные рекомендации по поддержанию здоровья во время пути.
Одной из ключевых рекомендаций было кровопускание — распространенная в Средние века практика, основанная на теории четырех жидкостей организма (крови, желтой желчи, черной желчи и слизи). Считалось, что удаление «плохой» крови помогает восстановить баланс в организме. Адам предлагал проводить кровопускание не только перед началом пути, но и регулярно во время путешествия. Он даже посвящал особое внимание выбору «правильных» пиявок: они должны быть круглыми и блестящими, при этом не черными или синими, что указывало на их обитание в загрязненной воде.
Важной составляющей здоровья, по мнению средневековых врачей, было питание. Адам рекомендовал придерживаться рациона, максимально близкого к привычному, с упором на свежие фрукты и овощи. Также он советовал особое внимание уделять очистке воды и избегать употребления ее из загрязненных источников. Например, паломники в Святой земле пользовались руководствами, которые указывали на лучшие водные источники, например, на места с запасами дождевой воды в Иерусалиме.
Не менее важной была забота о сне и отдыхе. Регулярный сон, умеренность в темпе ходьбы и профилактика мозолей были ключевыми рекомендациями для путешественников. Для ухода за ногами использовались лечебные примочки из масел, растений и даже ртути. Эти меры были жизненно важными для паломников, преодолевавших сотни километров пешком.
Странников предупреждали и об опасностях в диких местах, например, о ядовитых змеях и крокодилах. Чтобы обезопасить себя, путники брали с собой терьяк — универсальный антидот, приготовленный из змеиных тканей. Его можно было наносить на рану или принимать внутрь в случае укуса.
Средневековые путешественники заботились не только о физическом здоровье. Духовная составляющая играла не меньшую роль. Перед отправлением в путь странники исповедовали свои грехи, искали благословения на защиту своего имущества и брали с собой амулеты и обереги для «здоровья тела и спасения души». Эта духовная профилактика шла рука об руку с практическими мерами по защите организма.
Средневековые меры, конечно, могут показаться современному человеку примитивными и даже опасными. Тем не менее, люди того времени использовали все доступные им знания, чтобы сохранить здоровье в условиях сложных путешествий. Этот исторический опыт показывает, что стремление сохранить здоровье — универсальное и вечное человеческое желание, а профилактика всегда играла ключевую роль в борьбе за благополучие.
Тем временем ученые узнали, что свинец снизил интеллект жителей Древнего Рима.