Остановить автомобиль радиоволнами

2436b6e718ad39e691936f2cab92e25f_resized

Фото Shutterstock. Проектируется несколько систем, позволяющих дистанционно вмешиваться в работу электронного блока управления транспортного средства с целью его принудительной остановки.

Киноблокбастеры изобилуют сценами, в которых при помощи специальных устройств нарушается работа бортовых электронных систем автомобиля, в результате чего происходит его полная остановка вопреки желанию водителя. Похоже, в скором времени подобные устройства действительно поступят на вооружение полиции, военных, спецслужб и других организаций, занимающихся в том числе не совсем законной деятельностью.

Разработкой такого комплекса занимаются участники проекта SAVELEC (Safe Control of Noncooperative Vehicles Through Electromagnetic Means). Его финансирует Европейская комиссия по запросу правоохранительных органов Франции, Германии и Испании. На текущий момент на создание системы выделено €4,3 млн.Исследователи изучают возможность удалённого изменения параметров электронного блока управления (Engine Control Unit, ECU) транспортного средства, который контролирует работу двигателя, трансмиссии, тормозов и других систем. При этом вместо мощного электромагнитного импульса, который попросту может вывести бортовую электронику из строя, предлагается использовать особые радиочастотные сигналы.Отмечается, что цель проекта SAVELEC в создании устройства, которое сможет нарушить работу ECU-блока таким образом, чтобы автомобиль полностью остановился. При этом не должно создаваться угрозы для других участников движения и полицейских, преследующих подозреваемого или преступника.Подробности о конструкции проектируемой системы и принципе её работы не раскрываются из соображений безопасности. Исследователям SAVELEC ещё только предстоит протестировать комплекс, прототип которого планируется представить в 2016 году.Любопытно, что минувшим летом испанские исследователи объявили о разработке недорогого устройства, при помощи которого можно обойти шифрование автомобильного управляющего блока и внести изменения в память бортовой системы. Теоретически при этом можно изменить режим работы двигателя или тормозов. Как именно действует устройство, не рассказывается. Специалисты же полагают, что оно вводит бортовой управляющий блок в незащищённый тестовый режим, после чего становится возможным изменение параметров.5ee38ffdd6abbe9b7ce9a5cb405604e8_resized

Прототип установки E2V RF Safe-Stop (фото разработчика). Ну, а компания E2V из Челмсфорда (графство Эссекс, Великобритания) представила систему RF Safe-Stop, позволяющую остановить автомобиль или мотоцикл с расстояния до 60 м. Установка генерирует микроволновые импульсы, которые, воздействуя на электронные цепи транспортного средства, вынуждают блок ECU постоянно перезагружаться. Это приводит к невозможности нормального функционирования бортовых систем и дальнейшего движения транспортного средства.В текущем виде RF Safe-Stop имеет довольно внушительные габариты, а вес установки равен почти 350 кг. Поэтому она рассчитана в первую очередь на стационарное применение, хотя при необходимости её можно смонтировать, например, в кузове пикапа.Специалисты предупреждают, что использование систем вроде RF Safe-Stop без тщательного тестирования может привести к плачевным последствиям на дороге. Ведь несущийся на запредельной скорости внедорожник, водитель которого внезапно потерял контроль над рулевым управлением и тормозами, по сути, может превратиться в пушечное ядро, уничтожающее всё на своём пути. Подготовлено: Владимир Парамонов (Компьюлента) по материалам NewScientist.

©  Ноосфера