Оспа обезьян: все самое важное о новом вирусе
Общая картина: 2022 год, середина августа
7 мая 2022 года у вернувшегося из Нигерии британца обнаружили оспу обезьян. Такое случалось и прежде, хотя и редко, — не больше нескольких случаев в год. Однако на этот раз одним-двумя пациентами дело не ограничилось. Уже вскоре в Великобритании выявили еще несколько заболевших, затем такие сообщения пришли из Португалии, Испании, США, Италии, Швеции… В начале июля было зафиксировано более 1300 случаев в 31 стране мира, а к концу месяца — уже 16 тысяч в 70 странах.
Присмотревшись к ситуации, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сочла вспышку оспы обезьян в число чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение — Public Health Emergency of International Concern (PHEIC). Этот статус обязывает государства оперативно реагировать на происходящее и готовиться к международной координации усилий по борьбе с угрозой, которую эксперты считают действительно опасной. Эксперты также считают, что текущее название оспы обезьян стигматизирует заболевших, и призывают придумать новое, — как это было сделано ранее для штаммов нового коронавируса.
ВОЗ уже переименовал две клады — группы возбудителя оспы обезьян, — чтобы не связывать их со странами, где те были выявлены, и теперь они называются просто клада I и клада II; дискуссии о новом имени для самого вируса еще продолжаются. Такую возможность рассматривает и главный орган, ответственный за эти вопросы — Международный комитет по таксономии вирусов (ICTV). Тем временем вспышка расширяется: по данным, опубликованным ВОЗ 10 августа, подтверждено уже почти 28 тыс. случаев в 89 странах, включая 11 — с летальным исходом. Российский Роспотребнадзор отчитался о единственном заболевшем, прилетевшем из Португалии и выявленном еще 12 июля, и с тех пор новых зараженных пока что не было.
Начало болезни: Центральная Африка, 1970 год
Оспу обезьян стали обнаруживать у людей после того, как избавились от «обычной». Первый случай был зафиксирован у девятилетнего жителя Демократической Республики Конго всего два года позднее последнего случая натуральной оспы, отмеченного в 1968 году. По некоторым гипотезам, нынешняя вспышка может быть тоже косвенно связана с исчезновением натуральной оспы. После того, как эта болезнь — впервые в истории! — была полностью уничтожена, массовые прививания от нее прекратились. А между тем, эти вирусы действительно близки друг к другу, и вакцина от натуральной оспы может помогать организму при встрече с обезьяньей. Без нее вирус легче распространяется по популяции, что может служить драйвером вспышки, начавшейся в мае.
Впрочем, эпицентр распространения этого вирусного заболевания все еще находится среди сельских поселений во влажных лесах долины реки Конго. Заражения им чаще всего происходят здесь, в республике Конго и соседних странах Центральной и Западной Африки — в Бенине, Габоне, Гане, Нигерии, Сьерра-Леоне и т.д., — поэтому болезнь считалась эндемичной. До сих пор были известны лишь единичные случаи появления оспы обезьян в других странах. Вместе с людьми или ввезенными из Африки животными вирус появлялся в Израиле, Великобритании, Сингапуре, США.
Обезьяны — далеко не единственные и не главные носители этого вируса. С тем же успехом он поражает других приматов, а также множество грызунов. В родной для вируса Африке его выделяли из целого ряда местных животных, включая крыс, соней и белок. Скорее всего, именно грызуны выступают естественным резервуаром, в котором вирус сохраняется в природе и время от времени заражает людей. Происходить это может при прямом контакте с биологическими жидкостями больного животного или при употреблении в пищу его мяса без достаточной термической обработки. От человека к человеку он передается так же при контакте, а еще — от матери к плоду, через предметы, которыми пользовался заболевший.
Вирус: Стокгольм, 1958 год
Возбудитель оспы обезьян — пока что придется придерживаться традиционного названия — относится к роду Orthopoxvirus, в котором известно 12 вирусов, поражающих позвоночных и членистоногих. Самым известным среди них является, конечно, Variola, возбудитель натуральной оспы, которая на протяжении истории была одной из самых серьезных опасностей для людей. На другом конце спектра — вирус Vaccinia, на основе которого в ХХ в. была разработана вакцина от оспы. Небывалая глобальная кампания по прививанию резко ослабила болезнь, и в 1978 году был зарегистрирован последний случай в мире.
Вируса оспы обезьян был открыт в 1958 году, когда «оспоподобную болезнь» нашли у макак-крабоедов, прибывших в датский Statens Serum Institut из Сингапура. Именно поэтому оспа получила название «обезьяньей», которое вряд ли можно считать удачным. С тех пор было изолировано две клады — центрально-африканская, или конголезская (которая по новым правилам называется просто первой), и западно-африканская (теперь — вторая). Вторая клада считается чуть менее заразной и опасной, чем первая. Смертность от нее составляет в среднем 3,6 процентов, а для первой клады — более 10 процентов. Вспышка 2022 года связана именно со второй кладой.
Вирус оспы обезьян не происходит от возбудителя натуральной, хотя и родственен ему. И болезнь он вызывает куда не настолько тяжелую (натуральная оспа и более заразна, и смертельна примерно в 30 процентах случаев). Первые симптомы оспы обезьян начинают проявляться через неделю-две после заражения, хотя бывает и позднее. Говорят, что ощущения обычно похожи на тяжелый грипп: высокая температура и озноб, головная боль, ломота, насморк и кашель, иногда судороги и различные кишечные «проявления», включая понос и рвоту. Но свои самые характерные признаки — высыпания на коже — обезьянья оспа демонстрирует лишь через несколько дней.
Высыпания и лечение: 2022 год, середина августа
Сперва это плоские плотные «бляшки», но со временем они наливаются жидкостью и разбухают, превращаясь во влажные пузырьки, которые покрываются корочкой и в конце концов высыхают и отпадают. Как правило, они возникают в области лица, ладоней и подошв стоп, на слизистых рта, гениталий и глаз. На теле больного может быть самое разное количество высыпаний, от нескольких штук до нескольких тысяч, что уже опасно, поскольку может приводить к повреждению больших участков кожи. Однако в большинстве случаев болезнь проходит сама собой, и через несколько недель симптомы пропадают. Человек перестает быть заразным, а кожа обновляется.
В отличие от натуральной оспы, у больных уже на первой (продромальной) стадии прощупываются увеличенные лимфоузлы. Кроме того, самый частый способ ее передачи от человека к человеку — прямой контакт, прежде всего, сексуальный. В ходе нынешней вспышки вирус действительно чаще всего обнаруживается у гомосексуалов, из-за чего генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебреисус уже призвал «мужчин, спящих с другими мужчинами, делать это пореже». Однако это не значит, что болезнь «избирательна», просто таким случайно оказался путь, с которого она на этот раз начала распространяться за пределами Африки. Воздушно-капельным путем вирус передается плохо, и то — лишь если у больного имеются высыпания в носоглотке. Поэтому прямой контакт остается главным путем заражения.
Как мы уже говорили, оспа обезьян не слишком опасна для людей со здоровым иммунитетом. Поэтому лечение, в основном, сводится к облегчению ее проявлений и предотвращению осложнений. В Европе испытан и одобрен к применению тековиримат — средство, разработанное против натуральной оспы, –, но широкого применения он не получил. Существуют и другие средства — цидофовир, бринцидофовир. Все они также были созданы для борьбы с более опасной родственницей, но могут быть эффективны и для оспы обезьян.
Кроме того, исследования подтверждают, что вакцинация от той же натуральной оспы служит хорошей защитой от обезьяньей, и для профилактики распространения болезни в будущем можно использовать такие препараты. Американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) уже рассматривает возможность привить молодых людей, уже не заставших массовую вакцинацию от оспы. А в России компания «Микроген» уже разработала простую прививку, направленную специально против новой напасти, хотя это довольно простая живая вакцина первого поколения, содержащая ослабленные вирусы — сегодня такие препараты считаются недостаточно безопасными.