Особенные машины: советская школа танкостроения

Школа танкостроения СССР всегда шла самобытным путем. Советские конструкторы имели особое видение роли танка в современной войне, что приводило к созданию уникальных и подчас революционных машин.
10600957cecb7d0655d93c568eecd24d_cropped
Александр Плеханов
26 марта 2019 11:00

Обсудить 0

Еще во времена легендарной «тридцатьчетверки» был заложен своеобразный базис, основа конструирования как советских, так и современных российских танков. Исходя из опыта Второй мировой войны, советские инженеры старались все свои последующие модели максимально подогнать под четыре основополагающих требования: вооружение, защита, скорость, простота конструкции. Кроме того, эксплуатация семейства ИС показала, что при стремительном развитии противотанковых средств, тяжелый танк в ряде случаев мало в чем превосходил средний или, как тогда стало принято говорить, «основной боевой». Зато минусов у громоздкой, сложной в производстве и дорогой машины было сколько угодно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в середине 1950-х годов тяжелые танки исчезли как класс.

Все последующие семейства советских бронемашин, начиная с Т-54 и заканчивая Т-90, оставались, по сути, все теми же «средними» танками. Это особенно заметно в сравнении с основными боевыми машинами стран НАТО, чьи массо-габаритные характеристики к началу XXI века вплотную приблизились к показателям классических тяжелых танков.

Несмотря на меньший вес и габариты, советские модели неизменно превосходили свои западноевропейские и американские аналоги по таким показателям как вооружение и защищенность. Более того, с появлением в середине 1960-х годов революционного Т-64, советскому танкостроению удалось совершить качественный скачок. Потенциал нового танка был настолько велик, что идеи, заложенные в нем, не устарели даже спустя полвека. Впрочем, как и сам Т-64.

Т-64 Т-64

На букву Т

Рассмотрим четыре основных типа: Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Пятый тип — Т-62 в силу его престарелого возраста оставим в покое, как и новейший Т-14 «Армата», который пока на вооружение не поступает в сколь-нибудь значимых количествах.

Родоначальником всех современных российских танков стал принятый на вооружение в 1967 году Т-64. По тем временам это была революционная машина, не имеющая аналогов и далеко обогнавшая свое время. Но как и у каждой передовой модели у него тут же обнаружился целый «букет» разнообразнейших недоработок и конструктивных дефектов. Особое беспокойство причинял пятицилиндровый двухтактный оппозитный дизельный двигатель 5ТДФ, техническая документация на который, по утверждению ряда западных изданий, была в свое время украдена советскими спецслужбами в Великобритании. Дескать, похожий двигатель L60 использовался на «Чифтене».

Большие проблемы вызывал и примененный впервые автомат заряжания. Благодаря этому исключался четвертый член экипажа, но возникали трудности с обучением танкистов и надежностью самого механизма. Кроме того, как справедливо указывали западные эксперты, расположенная на полу башни боеукладка первой очереди представляла весьма существенную опасность в случае подрыва танка на мине или на управляемом фугасе. Однако плюсов у Т-64 тоже было немало. В первую очередь, к ним относились комбинированная броня, гладкоствольная 125-мм пушка 2А-26 (впоследствии 2А-46М), совершенная по тем временам система управления огнем, принципиально новая гусеничная лента и конструкция подвески. Наиболее революционной особенностью Т-64 была возможность стрельбы управляемым снарядом (ПТУР) из пушки.

Несмотря на все достоинства, судьба Т-64 сложилась не лучшим образом. На преодоление конструктивных дефектов ушло очень много времени, жалобы из армии стали хроническими, в связи с чем, в КБ нижнетагильского «Уралвагонзавода» была разработана модифицированная версия, получившая впоследствии обозначение Т-72.

Т-72 Т-72

Т-72

В советском танкостроении Т-72 стал таким же легендарным как Т-34 и Т-55. Конструкторы постарались избавиться от врожденных недостатков предшественника и в процессе их преодоления создали фактически новую машину. «Бюджетный танк с потрясающими характеристиками»: именно так охарактеризовали танк западные эксперты. Сохранив идентичные с Т-64 вооружение, башню и корпус, Т-72 обзавелся новой ходовой частью и двигателем. Взамен капризного 5ТДФ на него установили надежный, многотопливный 12-цилиндровый дизель В-46, являвшийся дальнейшим развитием семейства двигателей В-54 и В-55, а также новый автомат заряжания. Снаряды и заряды размещались теперь в кассетах, что позволило добиться скорострельности пушки в 8−10 выстрелов минуту.

В отличие от своего старшего собрата Т-64, который никогда не предлагался в экспортном варианте, Т-72 сразу же вызвал живейший интерес у зарубежных покупателей. Экспортная модификация поставлялась в 14 стран мира, а лицензию на производство приобрели Индия, Польша, Чехословакия и Югославия.

Так же как и его знаменитые предшественники Т-55 и Т-62, Т-72 поучаствовал во множестве войн и конфликтов, начиная от боевого крещения в 1982 году в Ливане и заканчивая Украиной и Сирией. Во время обеих кампаний в Ираке именно Т-72 был наиболее грозным противником для американских танкистов. Разумеется, западные источники приводят фантастические цифры потерь танка от огня «Абрамсов», которые при ближайшем рассмотрении и сопоставлении цифр попросту не выдерживают никакой критики.

Гораздо более объективной выглядит мнение танкистов, непосредственно эксплуатировавших эту машину и воевавших на ней. В российской армии Т-72 всегда пользовался любовью и уважением. Неприхотливый, надежный, мобильный и хорошо вооруженный, он воплощал в себе все лучшие качества присущие советским танкам. Высокую оценку он получил и у сирийских, югославских, финских и, что немаловажно, израильских танкистов, которым как раз и довелось столкнуться с ним на поле боя.

Несмотря на незаурядные боевые качества собственного танка «Меркава», израильские военные подчеркивали, что Т-72 являлся очень серьезным противником в прямом противоборстве, с которым шансы на успех у них были весьма незначительными. Достаточно сказать, что «Меркавы» первых модификаций, вооруженные 105-мм орудием, в ряде случаев были просто бессильны против советской машины, чья 125-мм пушка с начальной скоростью снаряда 1700 м\с уверенно поражала израильтян на всех дистанциях боя.

Такая же ситуация сложилась и в Ираке. Громогласные заявления о превосходстве «Абрамсов» не имели под собой реальных оснований, так как часто уничтожаемые американскими танкистами машины оказывались либо устаревшими Т-55, либо вообще китайскими «Тип 69». Реальным противником иракских Т-72 во время войны в Заливе были, скорее, вертолеты «Апач». Не стоит забывать, что экспортные Т-72 представляли собой упрощенную версию тех машин, что стояли на вооружении Советской, а впоследствии и Российской армии.

За свою долгую жизнь Т-72 претерпел несколько модернизаций, благо, что конструктивный задел позволял сделать это, не прибегая к серьезным переделкам и изменению конструкции. Последняя модификация — Т-72Б3 — поступает на вооружение Российской армии с 2011 года.

Т-80 Т-80

Т-80

Следующим шагом в развитии семейства Т-64/72 стало появление в 1976 году танка Т-80. Отличия, как и в случае перехода от Т-64 к Т-72 должны были свестись к установке нового газотурбинного двигателя ГДТ-1000Т и изменению ходовой части. Вооружение должно было остаться неизменным. Однако, как это уже случалось ранее, у советских конструкторов снова появился абсолютно новый танк.

Использование газовой турбины в качестве силовой установки до сих пор считается необоснованным решением. Однако существует и противоположная точка зрения. Что побудило советских конструкторов создать такой двигатель? Во‑первых, аналогичные работы велись и за рубежом, что, конечно же, не могло остаться без внимания специалистов передовой на тот момент школы танкостроения. Все тот же «Абрамс» изначально создавался как газотурбинный танк.

Во вторых, газовая турбина дает танку массу преимуществ: такой мотор, по сравнению с дизелем, компактнее и обладает большей мощностью, что увеличивает скорость и разгонную динамику. Турбина на голубом топливе позволяет добиться более легкого и быстрого запуска при низких температурах, что является важным обстоятельством в условиях российского климата. В третьих, газотурбинный двигатель тише, не требует системы водяного охлаждения и может работать на различных видах топлива.

Есть и минусы: дороговизна, сложности с фильтрацией поступающего в турбину воздуха и меньшая, чем у дизеля, экономичность, что отрицательно сказывается на запасе хода. Однако опыт эксплуатации Т-80 в войсках показал, что все эти проблемы являются вполне преодолимыми.

Впрочем, не все военные восприняли газотурбинный танк с понимаем, и в середине 1980-х появился Т-80УД: та же самая «восьмидесятка», но оснащенная «традиционным» дизелем. Самая современная на сегодняшний день модификация танка — Т-80БВМ — получила более совершенную систему управления огнем, новый двигатель ГТД-1250, кроме того была расширенна гамма применяемых боеприпасов. По оценке отечественных и зарубежных специалистов, несмотря на свой далеко не юный возраст, Т-80БВМ является современным танком, способным выполнять любые задачи. Не хватает только комплекса активной защиты «Арена-М», который должны установить в будущем.

Т-90 Т-90

Т-90

К середине 1990-х годов конструкторами КБ нижнетагильского «Уралвагонзавода» был разработан новый танк — Т-90. Машина создавалась на базе все того же Т-72 и вобрала в себя лучшие компоновочные и конструктивные решения моделей Т-72 и Т-80. Оставив без изменений ходовую часть и вооружение, конструкторы повысили мощность двигателя, усилили защиту, в том числе и новым комплексом оптико-электронного подавления «Штора», и установили новую автоматизированную систему управления огнем.

По оценке специалистов, защищенность Т-90, по сравнению с первыми сериями Т-72, выросла в три раза, а общее повышение боевых и технических характеристик — в 1,5 раза. Не случайно Министерство обороны Индии, прекрасно знакомое с Т-72, сразу же разместило крупный заказ на поставку новых танков для своих вооруженных сил. Сирийский конфликт, в котором принимали участие несколько Т-90, доказал его эффективность, хорошую защищенность и способность воевать в непростых климатических условиях.

Советская школа танкостроения сумела создать и запустить в серию четыре уникальные машины: Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Несмотря на отличия в ходовой части, силовых установках и других конструктивных решений, все они создавались по ставшей уже «классической» схеме: многослойное бронирование с встроенной или навесной динамической защитой, орудие калибра 125-мм, позволяющее использовать наряду с традиционными боеприпасами управляемые ракеты, автомат заряжания пушки, экипаж в составе из трех человек, небольшие размеры, масса и относительно невысокая цена в сравнении с американскими и европейскими конкурентами.

Вне всякого сомнения советская школа танкостроения была и продолжает оставаться сильнейшей в мире, что доказало создание первого в мире танка четвертого поколения Т-14 «Армата». Несмотря на катаклизмы девяностых годов прошлого века, российские конструкторы смогли сохранить компетенции такого уровня, которые позволили им сделать не имеющую аналогов, революционную по многим показателям машину.

©  Популярная Механика