Особенности графического дизайна Северной Кореи

Интервью с Николасом Боннером, автором книги «Сделано в Северной Корее».

В избранное

В избранном

Опубликованная редакцией Phaidon книга «Сделано в Северной Корее» представляет собой интересный взгляд на графический дизайн в замкнутом государстве, которым управляет Ким Чен Ын и рабочая партия Северной Кореи. Автор Николас Боннер вырос в Великобритании, но переехал в Пекин в 1993 году и теперь совместно с другими партнерами управляет туристической компанией, которая организовывает поездки в Пхеньян. Он также занимается культурными проектами и был сорежиссёром северокорейского художественного фильма.

Боннер собирал билеты и брошюры с первого своего визита в страну в середине 1990-х годов. «Я был очарован и просто поражен элементами графического дизайна на продуктах в стране. Я покупал корейские конфеты и сохранял фантики, пока в итоге не накопил несколько больших коробок того, что другие, вероятно, назвали бы хламом», — пишет автор. К этому «хламу» относятся открытки, марки, авиабилеты, наклейки от пива и пропагандистские буклеты.

Это книга — не исчерпывающий обзор северокорейской графики, а лишь взгляд на материалы, собранные одним страстным коллекционером. Короткие подписи Боннера дают представление о повседневности и культуре страны и освещают повторяющиеся темы в дизайне Северной Кореи.

«Сделано в Северной Корее», автор Николас Боннер. Опубликовано издательством Phaidon.

Функциональный дизайн

Боннер утверждает, что брендирование и упаковка в Северной Корее имеют более функциональную цель, чем в странах, где у потребителя больше выбор. На этикетках консерв часто просто изображены продукты на ярком фоне (очень популярны голубой, зеленый и желтый цвета).

«Дизайн в Северной Корее обычно нужен не для того, чтобы рекламировать продукт, отличать его от конкурентов (потому что в большинстве своем конкуренции там нет). Этикетки больше нужны для того, чтобы донести до покупателя, что делает или что из себя представляет этот предмет», — пишет Боннер.

В западном обществе брендирование и реклама используются для убеждения и соблазнения — чтобы продать идею о том, что покупка этого продукта изменит жизнь к лучшему. Боннер утверждает, что печатная продукция Северной Кореи очень «наивна» и что в стране «почти нет рекламы в западном стиле».

«До недавних пор в стране вообще не было рекламных щитов, не было рекламы по телевизору, не было интернета (и это до сих пор так, хотя в Северной Корее есть внутренняя сеть, к которой граждане могут получить доступ на своих смартфонах и в библиотеках)», — пишет автор.

На развороте книги размещены приглашения на разные мероприятия; билет на представление в Дворец школьников района Мангёндэ (страница справа, сверху) и билет в музей победоносной освободительной Отечественной войны (внизу). Коллекция Николаса Боннера.
Этикетки для консервированных яблок (сверху), консервированной камбалы и говядины.

В интервью журналу CR Боннер рассказывает, что дизайнеры всё равно думают о том, как сделать товар более заметным на полке —, но среда, в которой размещаются продукты, очень сильно отличается от Великобритании. «На полках всё однообразно, за одним продуктом следует другой — это сильно контрастирует с западными магазинами, где продукты размещены очень тесно», — объясняет он.

Государственное одобрение

Графический дизайн в Северной Корее контролируется государством. Большая часть графических дизайнеров учится в университете, а затем идёт работать в Индустриальную художественную студию или другую компанию. Основная часть дизайнерской работы выполняется в Пхеньяне. Так как всеми фабриками владеет государство, каждый проект требует государственного одобрения.

В результате, как говорит Боннер, развитие продуктового дизайна происходит «осторожно и медленно». «Использование традиционных мотивов и цветовой палитры, унаследованных Кореей, остается неизменным, а так как нет иностранного влияния, графические художники создают уникальный «домашний стиль», основанный на комбинации простоты, неумышленного ретро-стиля и традиции», — пишет он.

Разворот из книги «Сделано в Северной Корее», который показывает упаковку для Пэктусанской черники в желе (слева вверху), оберточная бумага из магазина подарков Корейской международной туристической компании, на которой изображена Кумганг и архитектурные достопримечательности (внизу), а также упаковка для сладостей со старинными мотивами.
Упаковка конфет «Sweet-smelling drops» была создана в начале 90-х годов. Боннер говорит, что с того момента, как появился интернет, в графическом дизайне произошло несколько значительных изменений, и теперь дизайнеры используют более универсальный стиль.

«Дизайн в Северной Корее на удивление разнообразен, однако на него влияют не только годы правления Японии, но и буддизм, конфуцианство, а также связи с коммунистическим блоком. Например, на корейское искусство пропаганды больше повлиял СССР, чем соседний Китай».

Боннер говорит, что до цифровой эры корейские дизайнеры рисовали яркие цвета и символы: «Дизайн был очень смелым и одновременно обладал мягкостью традиционного искусства». Социализм часто наводит на мысль о приглушенных и нейтральных оттенках, но северокорейские печатные брошюры наполнены яркими цветами. Красный и розовый считаются традиционной корейской цветовой палитрой, а потому графические дизайнеры их очень часто выбирают.

Корейское — лучшее

Во всех печатных материалах, которые представлены в книге, четко ощущается «корейскость». На продуктах часто размещены изображения живописной местности, памятники архитектуры или общепринятая иконография. На упаковке сигарет могут быть изображены горы, а на авиабилете — панорама Пхеньяна. Боннер утверждает, что такие художественные образы часто используются, чтобы продвигать идею о том, что местный или национальный продукт — лучший и превосходит по качеству международные.

Северокорейские дизайнеры часто используют традиционную корейскую цветовую палитру — красный и розовый цвета. Эта коробка конфет с ликером, заполненная красным женьшеневым настоем, имитирует роскошную западную упаковку.

«Идея, что Северная Корея лучше, усиливается, утрируется в каждом продукте. Например, изобразить хорошо известную корейскую достопримечательность — гору, здание или памятник — на пачке сигарет или коробке спичек — значит, наделить их моментально узнаваемой «корейскостью», — пишет Боннер.

Существует несколько повторяющихся символов, которые представляют различные аспекты «корейскости»: изображение сталелитейного завода в провинции Кесон символизирует индустриальную мощь страны, в то время как горы Кымган представляют «силу Кореи».

Боннер утверждает, что жители Северной Кореи знакомы с этой иконографией и её значением: «Постоянное или частое использование государством одинаковых образов на сотнях товаров повседневного пользования, от конфет и бутылок пива до записной бумаги и игрушек, гарантирует, что все жители Северной Кореи могут мгновенно «читать» и понимать эти образы. Кроме того, использование важных мест и символов в сочетании с национальной гордостью, что жители Северной Кореи ими владеют, обеспечивает передачу идеи о «премиальном качестве» продукта».

Даже такие бытовые предметы, как туристические справочники или упаковка игрушек содержат политические сигналы — например, изображение корейского солдата, сражающегося с врагом из США.

Изображение на упаковке местного игрушечного пистолета, который стреляет пластиковыми пулями. Оружие представляет слоган корейской армии: «Il Tang Paek», что в переводе означает: «один может быть достойным противником одной сотне (врагов)». Ёж — это популярный персонаж мультфильмов, он представляет корейского героя, сражающегося с армией США. Даже такие бытовые предметы часто нагружены политическим контентом — начиная от туристических справочников до упаковки вроде этой. Коллекция Николаса Боннера.

Больше выбор

Изменения в северокорейской экономике с начала 2000-х годов привели к увеличению количества доступных продуктов, так что теперь по некоторым позициям потребители могут выбирать из нескольких брендов — сюда входят пиво и сигареты. Эти конкурирующие компании ориентированы на разные демографические группы: Боннер говорит, что сигареты «Кунсол» (один из самых старых брендов в Серверной Корее) ориентированы исключительно на рабочий класс.

«Приезжие часто удивлены тем, что такая конкуренция существует. Они едут в Пхеньян, ожидая, что смогут выпить только один сорт пива или выкурить один вид сигарет. Но компании конкурируют друг с другом, пытаясь сделать свой продукт лучше, чем у конкурента, они также мотивированы на прибыль», — пишет автор.

Количество современных магазинов тоже растёт. В торговом центре «Кванбок» в Пхеньяне в продаже имеются международные бренды, и это привело к эволюции графического стиля. По словам Боннера, бренды сигарет теперь используют золото, чтобы показать качество, и это очень похоже на то, что делали такие бренды, как Benson&Hedges или Malboro в Великобритании, ещё до того как ввели упрощённую упаковку.

В интервью журналу CR он говорит: «До начала 2000-х почти не было никакого внешнего влияния. Практически все продукты в Пхеньяне были местного производства, упаковка разрабатывалась внутри страны. За городом же заграничные бренды могли появиться только в отелях. Например, продавали печенье западного бренда, часто просроченное, количество которого уменьшалось исключительно за счёт случайных туристов».

Этикетка на банке консервированного зеленого горошка.

Внешнее влияние

Однако теперь всё, начиная от косметики Nivea и заканчивая швейцарским шоколадом и Coca-Cola, проникло в столицу (несмотря на тот факт, что США не разрешают экспорт в Корею, а Корея запретила импорт из США). И теперь корейцы больше подвержены внешнему влиянию, а упаковка становится не такой уникальной и оригинальной.

«К несчастью, современная упаковка такая же, как и в остальном мире», —говорит Боннер. «В Северной Корее даже есть собственная версия Tetra pack, а банки северокорейской колы теперь оснащены отрывным кольцом, пластиковые крышки и полиэтиленовые бутылки больше не используются. Распространился глобализированный дизайн, и все эти сверкающие штучки для того, чтобы привлечь покупателя — и именно этого хочет корейская публика».

«Этот дизайн выражает современность и яркое будущее — прошлый, нарисованный от руки, использовали ваши родители. Старые корейские продукты начинают украшать свою упаковку. Эта тенденция заметна и в том, как меняется интерьер общественных зданий — красивая мозаика и мраморное оформление заменяются на китайскую плитку и отражающее стекло».

Сигареты Chollima. Несмотря на то, что товары продаются только в Северной Корее, существует несколько брендов сигарет и пива, и различные компании нацелены на разные группы покупателей.

Отличительные особенности корейского дизайна, подчеркнутые в книге Боннера, возможно скоро уйдут в прошлое, но брошюры и буклеты, собранные за много лет, определенно северокорейские. Его книга — это редкая возможность взглянуть на визуальную культуру страны и на то, как идеология рабочей партии выражается во всём: от косметики до сигаретной упаковки.

#дизайн

©  vc.ru