«Основным источником денег для совладельцев "Бинбанка" служили пенсионные накопления граждан»
Мнение председателя совета директоров «Русских фондов» Сергея Васильева о проблемах банка и их последствиях.
Вот пришёл конец и «Бинбанку». Постараюсь вкратце описать историю этой игры в «кошки-мышки» между бизнесом и государством в её динамике и развитии.
Если взглянуть на список активов ФПГ «Сафмар» (собственника «Бинбанка»), то он впечатляет и удивляет одновременно. Перечень промышленных активов не особенно велик: в нём сравнительно небольшие нефтедобывающие компании «Русснефть» и «Нефтис», а также «Русский уголь» и «Славкалий». Этим бизнесом Гуцериев и Шишханов (совладельцы «Бинбанка» — vc.ru) занимаются уже давно, и это не удивляет.
Но далее следует длинный список активов из сферы девелопмента, коммерческой недвижимости и розничной торговли, которые они скупали сравнительно недавно, — и вот он уже впечатляет. Одних только пятизвёздочных гостиниц девять штук: InterContinental и Marriott Grand Hotel на Тверской, Marriott Royal Aurora, Hilton Moscow Leningradskaya, отели в Минске и Астане и другие.
Но и это не всё. За последние несколько лет «Сафмар» скупила ведущие компании по розничной торговле бытовой техники и электроники: «Техносилу», «Эльдорадо», а в 2017 году ещё и «М.Видео». Кроме того, Гуцериев с Шишхановым поглотили множество застройщиков с земельным банком («Моспромстрой», «Интеко» и других), став одними из ведущих девелоперов в московском регионе.
Возникает закономерный вопрос: откуда взялись деньги на все эти приобретения? Предприниматели не строили все эти гостиницы сами — они покупали их уже готовыми, равно как и не создавали розничные торговые сети — это сделали другие.
Причём в большинстве своём у всех этих бизнесов имеются немалые кредиты, изначально привлеченные на их запуск, а значит, «Сафмар» находил деньги на эти покупки откуда-то из другого источника, а не за счёт купленных бизнесов.
При анализе структуры финансовых активов группы становится понятно: это «пенсия». Основной источник капитальных вложений для подобных агрессивных скупок — пенсионные накопления граждан. У Гуцериева и Шишханова не было иностранных инвесторов в акционерах, не числилось и других богатых партнёров. НПФ «Европейский», который был выкуплен и переименован в НПФ «Сафмар», и стал источником этих «длинных» денег.
За недолгие пять-семь лет через агентские сети фонд собрал с рынка около 300 млрд рублей пенсионных накоплений от 4 миллионов граждан
Схема была проста. Группа выпускала облигации, которые получали высокий рейтинг от различных российских агентств. Сделать это было не так сложно: действительно, за «Сафмаром» ведь стоят серьёзные акционеры, а значит, им можно поставить высшую оценку.
Далее, основываясь на таком рейтинге, Московская биржа включала эти облигации в высший котировальный список, что позволяло пенсионным фондам выкупать бумаги из этого списка на деньги пенсионных накоплений. Подобное требование само по себе — довольно жёсткая мера контроля со стороны ЦБ. Однако на практике оказалось, что её довольно легко можно обойти: выпускаешь облигации, «рейтингуешь» их, включаешь в высший список биржи и сразу же покупаешь их на деньги из своих пенсионных фондов.
Такая игра в «кошки-мышки» на нашем рынке продолжалось много лет, пока ЦБ не решил всё-таки положить этому конец. В принципе, он мог остановить это давно, выпустив соответствующий приказ или отозвав лицензию, поскольку всё видел и понимал.
Но наш Центробанк — игрок либеральных взглядов, он не приемлет «ручного» управления. Поэтому он не стал запрещать сами сделки, а решил поступить более системно и инициировал создание нового рейтингового агентства (АКРА).
ЦБ тогда чётко дал понять всем другим рейтинговым агентствам: «Мы вам не доверяем, вы подстраиваетесь под клиента и рисуете ему фиктивные рейтинги. Поэтому мы создадим новое полугосударственное агентство, которое будет прозрачно, неангажированно и непредвзято рейтинговать всех. И государственные, и частные компании — всех».
Жесткая чистка началась в январе 2017 года. Московская биржа объявила, что исключает из своего высшего котировального списка бумаги на сумму в почти четверть триллиона рублей, если те не получат рейтинг от АКРА. В их число как раз попали бумаги групп «Открытия» и «Сафмара».
Список жертв тогда и определился. Исключение из котировального списка означало, что тем НПФ и банкам, которые за ними стояли, нужно было в короткий срок найти на рынке свежие деньги, чтобы влить их обратно в свои фонды. Но где их взять? Ведь эти пенсионные деньги были единственными «длинными» деньгами на рынке.
Если кому-то кажется, что ЦБ чего-то не понимал и не обо всём догадывался, то он ошибается. Центробанк сам же запустил этот процесс расчистки банковской и пенсионной поляны. И теперь во всей этой истории остаётся только один вопрос. А точнее — два.
Первый: если ЦБ начнет санировать «Бинбанк» и покроет своими деньгами дыру в пенсионных фондах группы «Сафмар», то заберёт ли он у её владельцев все эти «Гранд Марриоты», «Интерконтинентали», «Хилтоны», «Интеко», «Эльдорадо» и прочие активы, купленные как раз на эти «пенсионные» деньги?
И второй: если ЦБ заберёт у Шишханова с Гуцириевым хотя бы часть из этих активов, что он будет с ними делать? С трудом могу представить картину, когда «либерально-рыночный» ЦБ управляет гостиницей Mariott Aurora или реализует электронику через сеть «Эльдорадо».
А значит, всё опять по новому кругу: приватизация, залоговые аукционы и так далее. В интересное время живём, господа.
© vc.ru