Основатель Prisma — РБК: «Для пользователя ничего не будет платным»

Алексей Моисеенков создал приложение Prisma, позволяющее стилизовать фотографии под картины известных художников. За 10 дней сервис стал самым скачиваемым приложением России и СНГ и обрел инвесторов в лице Mail.ru Group

Алексей Моисеенков, бывший сотрудник Mail.ru Group, 11 июня запустил приложение Prisma. Сервис «взорвал» соцсети, а уже 15 июня приложение вышло в топ AppStore в десяти странах мира. По состоянию на 21 июня число скачиваний Prisma достигло почти 1 млн раз. Через десять дней после запуска Mail.ru Group, которая имела право претендовать на проект Моисеенкова, объявила об инвестициях в Prisma. По информации источников РБК, речь идет о сумме менее $2 млн. Весь проект Prisma инвесторы оценили в несколько десятков миллионов долларов, говорит источник РБК, близкий к Mail.Ru Group. Собеседник, знакомый с основателем сервиса, слышал, что оценка — «около $10 млн или чуть больше».

Основатель Prisma признается, что не ожидал «такого успеха и внимания» и в шутку говорит, что старается теперь давать не более одного интервью в день. В разговоре с РБК он рассказал о своих планах по развитию сервиса.

— Сегодня стало известно, что Mail.ru Group станет инвестором и акционером вашего проекта. Как будет развиваться сотрудничество?

— На этот вопрос я как раз ответить не могу. Мы с Mail.ru Group заключили джентльменское соглашение — они ничего не говорят про меня, я не комментирую отношения с ними. То же самое касается моих партнеров и их мест работы. Я не хочу обсуждать все, что связано с компаниями, от этого одни проблемы.

— Как давно вы работаете в My.com и чем занимались в «Яндексе»? Входило ли развитие технологий нейросетей в круг ваших обязанностей?

— В My.com я работаю меньше года, а точнее — уже не работаю. В My.com я занимался мобильным почтовым клиентом, в «Яндексе» работал в мобильных картах. Неправильно говорить, что обработка фотографий при помощи технологий нейросетей — это какая-то новая идея. Идея-то есть уже, и в интернете можно найти примеры ее реализации. Скорее, Prisma — это шаг вперед к ускорению технологии, то есть сервис позволяет быстрее обрабатывать загружаемые фотографии. В этом и состояла наша идея.​

— Код, который лежит в основе вашей программы, — он написан «с нуля» или за основу вы брали существующее открытое решение? И как долго вы работали над приложением?

— Давайте так: в современном мире невозможно написать софт «с нуля». В Prisma есть свои идеи, а есть наработки, сделанные до нас. Точно сказать по структуре — где чье, невозможно. Непосредственно писать программу мы начали в апреле, сама идея появилась в начале года. Откуда именно она появилась — сложно сказать, витала в воздухе. Будущий продукт при этом изначально был в голове — я же занимаюсь продуктом, у меня есть видение.

— Объясните, как устроена работа сервиса. Я загружаю изображение в приложение — и что происходит с ним дальше?

— Вы загружаете фотографию, она идет на сервер. Там на основе изображения — по сути, с чистого листа — с помощью нейросетей рисуем новую картинку в выбранном вами художественному стиле.

— Можно ли будет делать то же самое с видео, например? Возможно ли применять технологию нейросетей в других областях? Может быть, в играх?

— Если говорить, что дальше, — то это, конечно, движение в сторону видео. Это ведь то же самое, только мы будем иметь дело с несколькими изображениями вместо одного. Если говорить в целом, то сейчас есть три области применения нейросетей — это речь, текст и изображения. Пока мы работаем только с изображениями. По поводу остальных — я не буду ничего отрицать.

— Планируете ли экспансию за рубеж? И как технически будете справляться? У вас уже сейчас более 100 серверов, каждый день приходится ставить новые, а это только Россия и СНГ.

— Развитие сервиса за пределами России — это очевидно. Но да, для начала нам необходимо справиться с текущими нагрузками. Технически и инфраструктурно проекту сейчас очень тяжело: вчера, например, и сегодня, возможно, тоже сервис не очень хорошо работал из-за перегрузок. Цифра в 100 серверов не совсем верная. Нужно знать много технических деталей, чтобы объяснять, как устроена серверная архитектура. Проще сказать, что количество серверов, необходимых для обработки фотографий, будет меняться со временем в меньшую сторону. Мы к этому придем.

— На каком этапе вы планируете начать монетизацию сервиса?

— Пока я не планирую монетизировать сервис: для конечного пользователя, который скачает приложение, скорее всего, ничего никогда не будет платным.

— Вы не боитесь, что после ажиотажа, который сейчас творится вокруг Prisma, сервис быстро надоест аудитории, пользователи охладеют?

— Нас все спрашивают, как мы будем с этим бороться. Во-первых, сервис будет развиваться. Понятно, что мы не сядем сейчас и не будем наблюдать за этим процессом. Будут появляться новые фильтры, людям интересно, они пойдут и попробуют — это первый шаг. Второй шаг — мы думаем об анимированных изображениях, о видео — это еще интереснее. Это развитие позволит удержать аудиторию.

— Говорят, вами уже заинтересовались какие-то классные международные инвестфонды, а вы им отказали. Это так?

— Вау. Кто говорит? И что вы понимаете под классными фондами? Я не уверен, что готов что-то говорить об этом.

— Планируете переезжать в Кремниевую долину?

— Это сложный вопрос, на который я не могу ответить. Я бы не сказал, что я туда рвусь:  это скорее возможность и вопрос необходимости для дальнейшего прогресса сервиса. Если нужно будет ехать в Долину [Кремниевая долина в США, где расположены все крупнейшие мировые интернет-компании. —  РБК], чтобы двигаться дальше, поеду.

У фонда Gagarin Capital была отличная сделка с Facebook [фонд консультировал белорусский стартап MSQRD, который в апреле купила социальная сеть. — РБК], но лично мне пока нечего сказать о подобных перспективах.

«Настоящий прорыв»: какое будущее IT-инвесторы пророчат приложению Prisma

Prisma по динамике установок растет быстрее, чем приложения Instagram и MSQRD, в разное время приобретенные Facebook. Для сравнения: самый популярный в мире фотомессенджер Instagram и приложение с фильтрами MSQRD (оба принадлежат Facebook) достигли отметки 500 тыс. скачиваний только через месяц после запуска. При этом до сих пор в продвижение Prisma не вкладывали денег, сообщил источник РБК, близкий к основателю сервиса, рост был органическим.

РБК спросил IT-инвесторов, каковы, по их мнению, перспективы нового сервиса.

Сооснователь и директор по инвестициям ТМТ Investments Артем Инютин:

— Мое мнение, что за границей сервис Prisma тоже может «пойти» и стать виральным. Другое дело, что если проект является проектом одной фишки, то аудитория быстро устает и покидает приложение. Так, фильтры Snapchat аудиторию порядком утомили. Поэтому создателям Prisma придется вкалывать, чтобы постоянно вводить новые сервисы и удерживать аудиторию. Поскольку проект пока ничего не зарабатывает, то его надо оценивать по аудитории и темпам роста. Исходя из этого оценка сервиса, наверное, $10 млн. Впрочем, все инвесторы обычно смотрят на динамику роста аудитории, а значит, результатов работы — менее месяца на данный момент — явно мало (источник, знакомый с создателем сервиса, рассказал РБК, ч​​то число установок к 21 июня достигнет 1 млн).

Управляющий партнер Impulse VC Кирилл Белов:

— У проекта есть все шансы выстрелить на международной арене. Prisma отлично вписывается в идеологию общения поколения миллиениалов (люди, родившиеся после 1982 года, которые росли одновременно с развитием цифровых технологий). Жаль работодателей, которые не смогли под своим флагом это запустить. Но такова судьба многих в России: люди часто делают первоначальные шаги в проекте, работая у основного работодателя, а потом «отстреливаются» в случае успеха. Я считаю справедливой оценку Prisma в $10 млн — с учетом международного потенциала проекта.

Управляющий партнер Prostor Capital Алексей Соловьев:

— Судя по динамике роста в России, шансы на успех за рубежом у Prisma очень хорошие. Тем более что рост популярности Prisma пока абсолютно естественный, без расходов на маркетинг. И эта виральность еще не перешла свои границы. Могу предположить, что создатели сервиса даже специально сдерживают свой рост, хотят быть готовыми с точки зрения производительности, а продукт к нагрузкам пока, возможно, не полностью готов.

Безусловно, это совсем не означает, что в дальнейшем они просто перешагнут границу и с той же динамикой будут развиваться на других рынках. Виральность в русскоязычном сегменте никак не влияет на западный рынок. Чтобы «перешагнуть границу», нужны дополнительные усилия, прежде всего — обеспечить производительность. Желающие дать денег сервису среди венчурных инвесторов уже есть, но инвестиционные деньги им сейчас особо и не нужны: у создателей и так все хорошо. Возможно, в дальнейшем дополнительные деньги и понадобятся, но тогда есть резон поднимать раунд уже не в России, а на целевом рынке.

Бизнес-ангел и руководитель клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково» Виталий Полехин:

— Интересное приложение, сам пользуюсь Prisma. Не думаю, что будет история с быстрым выходом, похожая на Looksery, которую купил Snapchat, или приложение MSQRD, которое очень быстро после старта приобрел Facebook. Prisma не обладает сложной технологией, в основе лежит технология нейронных сетей. Достоверно неизвестно, используют ли создатели свои или открытые коды, но другие приложения используют и открытые. Поэтому у приложения были и есть конкуренты.

В данном случае быстрый успех связан с очень качественным приложением и хорошим маркетингом. Если основатели смогут поддерживать интерес к программе на высоком уровне новыми фишками, чтобы сохранять вовлеченность пользователей на высоком уровне, это сможет вырасти в интересный и дорогой стартап. Думаю, если он будет привлекать инвестиции, то, несмотря на быстрый успех, на данной стадии речь может идти о конвертируемом займе с максимальной капитализацией $15 млн.

Управляющий партнер Inventure Partners Сергей Азатян:

— Идея проекта не нова, но исполнение очень интересное. В России взрывная популярность произошла за счет социальных сетей, поэтому за рубежом тоже можно ожидать подобного эффекта. Другое дело, что монетизировать подобный сервис сложно,  и, подобно MSQRD, может произойти довольно быстрое затухание интереса со стороны пользователей. Однако если динамика [как в России] будет повторяться в других странах, то вырисовываются хорошие перспективы. К примеру, приложение Prisma купит Facebook или другая крупная социальная сеть. В целом подобная инвестиция больше подходит для ангелов, для фондов она слишком рискованная.

Управляющий партнер фонда GVA Vestor.in Павел Черкашин:

— Prisma — это настоящий прорыв. Команда смогла уместить огромную сложную техническую задачу в простое мобильное приложение. Потребитель, когда обрабатывает в нем фоточку, даже не осознает, какая огромная вычислительная работа стоит за этим действием, а результат выглядит настоящим чудом. Уверен, за этим будущее: искусственный интеллект впервые массово вторгается на исконно человеческую поляну — творческую фантазию.

Если рост продолжится и они закрепят успех уникальными технологиями, то могут стать лидером нового рынка и, соответственно, стоить сотни миллионов. В «долине» пока были только технологические прототипы, которые не смогли предложить быструю и бесплатную обработку с таким качеством. Но как только приложение станет широко известно, в эту нишу бросятся тысячи конкурентов, у которых тоже есть доступ к технологиям.

Разработка Prisma могла обойтись разработчикам менее чем в $100 тыс. Но «железо» для роста будет стоить еще сотни тысяч — до $1 млн в год, а на оплату команды для удержания лидерства потребуется еще $2–3 млн в год. Впрочем, есть очень большой шанс продаться уже в ближайшее время за десятки миллионов долларов, как MSQRD.

 

©  РБК