Осколочно-фугасный ливень: маленькие, но очень злые бомбы
Обсудить 0
Разработкой миниатюрных и точных авиационных средств поражения сегодня занимаются все ведущие державы планеты. Наибольших успехов удалось добиться американцам: в начале 2018-го компания Orbital ATK (сегодня — «дочка» оборонного концерна-гиганта Northrop Grumman) объявила о скором завершении разработки компактной планирующей авиабомбы Hatchet («Топорик») весом менее 3 кг. Как утверждают ее создатели, она способна совершить настоящую революцию в одной из самых перспективных областей военного дела.
Удар по площадям
Идея использования множества легких и малогабаритных средств поражения не нова. В годы Великой Отечественной войны быстро выяснилось, что точность бомбовых ударов советской штурмовой авиации по бронетехнике противника крайне низкая. Метко положить тяжелую фугасную авиабомбу на тонкую верхнюю броню немецкого танка мог далеко не каждый ас. А близкий разрыв «фугаски» не всегда приводил к выходу машины из строя. Вплоть до Курской битвы танкисты вермахта чувствовали себя под огнем с воздуха относительно комфортно. Пока не испытали на своей шкуре новые советские ПТАБ.
Легкие противотанковые авиабомбы с кумулятивным зарядом впервые обрушились на немцев летом 1943-го. Создатель ПТАБ конструктор Иван Ларионов из ЦКБ-22 справедливо решил: если точность единичного бомбового удара недостаточна, то таких ударов должно быть много. В итоге штурмовики Ил-2 вместо того, чтобы гоняться за отдельными танками, стали рассыпать над бронеколоннами противника десятки кумулятивных «бомбочек» весом 2,5 кг. Один самолет, вооруженный четырьмя кассетами по 48 ПТАБ, мог за один заход «засеять» ими участок длиной 200 и шириной 15 м. Бронепробиваемости кумулятивного заряда хватало, чтобы остановить даже «Тигр».
До наступления эры малогабаритного высокоточного оружия суббоеприпасы кассетных бомб несколько десятилетий оставались самыми миниатюрными средствами поражения тактической авиации. Их главный недостаток — неизбирательность действия.
Ренессанс кассетных видов вооружений пришелся на послевоенные десятилетия. Концепция специальных боеприпасов, разделяющихся в воздухе на множество суббоеприпасов, оказалась весьма востребованной в авиации. Кассетными бомбами засыпали джунгли Вьетнама, пустыни Ближнего Востока, ущелья и горные хребты Афганистана. Такие средства поражения позволяли бомбардировщикам накрывать большие территории осколочно-фугасным ливнем, выводящим из строя как живую силу противника, так и его боевую технику.
Недостатки подобного оружия являются следствием его достоинств. Кассетные боеприпасы бьют по площадям и действуют неизбирательно: под удар могут попасть не только подразделения противника, но и союзные войска, а также гражданское население. Такие случаи далеко не редкость, ведь четкая линия фронта во многих современных вооруженных конфликтах чаще всего отсутствует, а боевики не брезгуют прикрываться мирными жителями. А значит, возможностей привычных средств поражения уже недостаточно, чтобы эффективно решать боевые задачи. Пришло время более точной и умной альтернативы.
Универсальный инструмент
В США разработкой миниатюрных авиационных боеприпасов с начала 2010-х занимаются сразу несколько оборонных предприятий. Специалистам Orbital ATK удалось создать наиболее легкий и компактный вариант. Hatchet весит всего 2,7 кг и по своим габаритам примерно соответствует 60-мм минометному выстрелу. На корпусе установлены три складных крыла треугольной формы, в хвостовой части предусмотрены три руля большого удлинения. Движитель и, соответственно, топливная система в боеприпасе отсутствуют за ненадобностью.
Легкая планирующая авиабомба Hatchet весит всего 2,7 кг и по своим габаритам примерно соответствует 60-мм минометному выстрелу.
Большая часть массы Hatchet приходится на осколочно-фугасную боеголовку — 1,8 кг (эквивалент трех противопехотных гранат Ф-1). Ее мощности хватит для поражения живой силы или небронированной техники противника. Оставшийся объем занимает сложная электронная начинка, которая и превращает набитую взрывчаткой болванку в высокоточное оружие. Она включает в себя лазерную головку самонаведения, приемник GPS и инерциальную систему наведения. Пусковой контейнер, в котором хранится авиабомба, унифицирован со всеми стандартными креплениями подвески на летательных аппаратах США.
«Это оружие способны нести ударные БПЛА, самолеты, вертолеты, — сообщил журналистам на презентации Hatchet специалист Orbital ATK Джаред Крул. — Мы даже проводили расчеты, сколько их сможет взять на борт стратегический бомбардировщик B-1. Мы также предполагаем, что использование этих боеприпасов утроит высокоточную боевую нагрузку самолета специальных операций AC-130».
«Топорик» достаточно гибкое оружие. Его можно навести на цель двумя способами. В первом случае бомбы идут к цели, используя сигналы спутниковой системы навигации. Этот способ удобен для атаки стационарных, неподвижных объектов — штабов, полевых укреплений, складов боеприпасов и т. д. Бомбы после сброса собираются в «стайку» и планируют точно на цель с заранее известными GPS-координатами. Траекторию движения корректируют аэродинамические рули.
Пентагон рассматривает тяжелые ударные БПЛА MQ-9 Reaper как основные носители высокоточного оружия, в том числе миниатюрных управляемых авиабомб.
Второй способ — комбинированный, использующий как спутниковую навигацию, так и полуактивную лазерную головку самонаведения. Он позволяет «вручную» корректировать траекторию полета бомб уже после сброса. Самолет, БПЛА или наземный корректировщик с аппаратурой целеуказания в этом случае будут «подсвечивать» цели. Специальные датчики, установленные на «Топорике», обнаружат лазерное «пятно» целеуказателя, процессор управления полетом выдаст необходимые команды на рули и обеспечит точное поражение. Этот способ наиболее эффективен против небольших или мобильных целей.
Рой дронов
Сам по себе единичный американский «Топорик» не представляет серьезной угрозы. Но когда на противника планирует сотня таких боеприпасов, последствия могут быть самыми плачевными. В Orbital ATK подчеркивают: их детище наиболее эффективно при массированном применении с беспилотников. К примеру, под крылья разведывательно-ударного БПЛА MQ-9 Reaper вместо одной ракеты «воздух — земля» AGM-114 Hellfire можно подвесить 24 бомбы Hatchet. «Рипер», напомним, способен поднять в небо аж четыре «Хеллфайра». А если таких беспилотников много?
Военное руководство США никогда не скрывало, что в военных конфликтах будущего основная ставка будет сделана именно на беспилотные средства поражения. Достоинства такого оружия очевидны: во‑первых, БПЛА проще и дешевле в производстве, чем современный истребитель или бомбардировщик. Во‑вторых, оператор находится в тысячах километров от поля боя и управляет аппаратом движением джойстика. В-третьих, обучение этого «геймера» обойдется в гораздо меньшую сумму, чем подготовка пилота самолета.
Конечно, такие большие беспилотники, как MQ-9, остаются уязвимыми для средств ПВО противника. Но если «натравить» на него «стаю» небольших вооруженных БПЛА, зенитных ракет расчетов может и не хватить. Концепцию массированного использования беспилотных средств на Западе назвали «роем дронов». Она подразумевает удары по противнику с помощью множества беспилотников небольших размеров, различной конфигурации и назначения.
В зачаточном виде эта концепция применяется сегодня в горячих точках. Ее активно используют, в частности, боевики ИГ (террористической организации, запрещенной в России). Они неоднократно пытались атаковать российскую авиабазу «Хмеймим» в сирийской Латакии с помощью дронов кустарного производства — одновременно и с разных направлений. В качестве средства поражения использовались небольшие неуправляемые мины, закрепленные под крыльями. Схожий подход применяют и обе воюющие стороны на Донбассе. В Сети хватает роликов, запечатлевших обычные коммерческие беспилотники, сбрасывающие гранаты на позиции противника.
Конечно, все это — импровизация не от хорошей жизни. Создание полноценного воздушного флота мини-беспилотников, связанного в единую сеть и действующего как одно целое, — дело не одного года. Но США уже добились серьезных успехов. Еще в 2016-м глава Управления стратегических возможностей Пентагона Уильям Ропер доложил министру обороны Эштону Картеру о создании малоразмерного разведывательного дрона Perdix величиной с ворону, планер которого фактически распечатан на 3D-принтере. Эти БПЛА дешевые и простые для массового производства. И способные поднять в воздух легкую и компактную авиабомбу.
Но уже скоро 2,7-килограммовыми бомбами Hatchet могут вооружить сверхлегкие дроны. Например, БПЛА Perdix размером с ворону. Концепция массового применения таких беспилотников называется «рой дронов» (Drone Swarm) с дозвуковой скоростью (бесшумный).
Ближайшие аналоги
Помимо Orbital ATK свои разработки в области высокоточных миниатюрных авиационных боеприпасов в разные годы продемонстрировали и другие оборонные предприятия США. В частности, Lockheed Martin в начале 2010-х предлагала Пентагону свои пятикилограммовые бомбы Shadow Hawk, разработанные концерном в инициативном порядке. Диаметр ее корпуса немногим больше, чем у «Топорика», — около 69 мм. Система наведения — лазерная полуактивная с использованием целеуказателя БПЛА RQ-7. Сообщается, что при демонстрации бомба упала примерно в 20 см от точки прицеливания.
Фирма Raytheon занимается разработкой малых тактических боеприпасов STM (Small Tactical Munition) для легких беспилотников. Самая миниатюрная бомба Pyros имеет вес 5,9 кг, длину 55 см, боевой элемент весом 2,3 кг с небольшим радиусом разлета осколков — это позволяет снизить потери среди мирных жителей.
Ведущий европейский производитель ракетного вооружения MDBA неоднократно демонстрировал на международных оборонных выставках семейство малых боеприпасов SABER весом от 4,5 до 13,6 кг. В зависимости от типа боевой части они могут применяться как против живой силы противника, так и против его автобронетанковой техники.
Широкую номенклатуру компактных управляемых авиабомб в 2017 году на выставке вооружений LIMA, проводимой в Малайзии, продемонстрировал Китай. Три из них — FT-10 (25 кг), FT-9 (50 кг) и FT-7 (100 кг) — могут применяться с беспилотников и, как утверждается, наводятся на цель как по спутниковому сигналу, так и с помощью внешнего целеуказания. По сравнению с западными мини-бомбами, китайские боеприпасы, конечно, великоваты. Но КНР, как показывает опыт последних десятилетий, способен производить такое оружие по‑настоящему массово.
Одним из самых эффективных средств борьбы с беспилотниками и управляемым оружием являются системы РЭБ, как, например, семейство российских комплексов «Красуха». Они способны нарушать или подавлять сигналы с военных спутников.
Невидимая «мухобойка»
Впрочем, все существующие беспилотники, а также высокоточное оружие, использующее GPS, несмотря на свой огромный потенциал, остаются очень уязвимыми для средств радиоэлектронной борьбы. В этом американцы смогли убедиться еще в 2011 году, когда иранским военным удалось «увести» с маршрута самый современный стелс-беспилотник вооруженных сил США RQ-170 Sentinel и посадить его на одной из своих авиабаз. Его показали по национальному телевидению Исламской республики без видимых повреждений. Как именно удалось перехватить управление, не сообщается, но специалисты считают, что это работа современного комплекса РЭБ, поставленного Ирану либо Россией, либо Китаем.
Сегодня в России есть ряд систем радиоэлектронной борьбы, способных глушить сигнал GPS и разрушать канал связи беспилотников с операторами. К ним относится, например, семейство комплексов РЭБ «Красуха». Они могут нарушать работу спутников-шпионов, радаров наземного и воздушного базирования (АВАКС), а также перехватывать управление БПЛА неприятеля. Технические характеристики этих комплексов засекречены, но утверждается, что «Красуха-4» может эффективно действовать на дальностях до 300 км. Это значительно превышает дальнобойность ракет Hellfire — основного вооружения американских ударных БПЛА. А рой мини-дронов, попавший в радиус действия «Красухи», с большой долей вероятности выйдет из строя в полном составе, даже не успев сбросить свои авиабомбы. Но даже если успеет — без GPS-привязки «Топорики» просто упадут вниз.
Конечно, подтвердить или опровергнуть боевую эффективность российских комплексов РЭБ в противостоянии с американским роем дронов, вооруженных высокоточным оружием, может только прямое боестолкновение России и США. До такого, к счастью, дело пока не дошло. Но стоит помнить, против кого в первую очередь разработали планирующую авиабомбу Hatchet. На презентации этого оружия в 2012-м году представители Orbital ATK продемонстрировали компьютерный мультик. В нем пара «Топориков» успешно уничтожает боевую машину, напоминающую российский оперативно-тактический комплекс «Точка».