Опубликована самая подробная инфракрасная карта Млечного Пути

Астрономы представили гигантскую и подробную инфракрасную карту Млечного Пути, содержащую более 1,5 млрд объектов. Используя телескоп VISTA Европейской южной обсерватории, исследователи более 13 лет наблюдали центральные области нашей галактики. Собранный объем данных составил 500 терабайт, что делает этот проект самым масштабным в истории наблюдений с помощью телескопов обсерватории, пишет Phys.org.

Карта-рекордсмен содержит 200 000 изображений, полученных VISTA. Расположенный в Чили телескоп предназначен для картирования больших областей неба. Команда использовала инфракрасную камеру VIRCAM, которая может проникать сквозь пыль и газ, пронизывающие нашу галактику. Таким образом, она способна видеть излучение из самых скрытых мест Млечного Пути.

Фрагменты инфракрасной карты Млечного пути.
Фрагменты инфракрасной карты Млечного пути. Источник: ESO/VVVX survey

Обширный набор данных охватывает участок неба, в 8600 раз превышающий видимый размер полной Луны, и содержит в десять раз больше объектов, чем предыдущий каталог, опубликованный той же группой исследователей в 2012 году. В новую карту вошли новорожденные звезды, часто скрытые в пылевых облаках, и шаровые звездные скопления — плотные группы из миллионов древнейших звезд Млечного Пути. Благодаря наблюдениям в инфракрасном диапазоне, телескоп VISTA позволил обнаружить чрезвычайно холодные объекты, излучающие в этих длинах волн, такие как коричневые карлики (несостоявшиеся звезды) и свободно плавающие планеты.

Наблюдения начались в 2010 году и закончились в первой половине 2023 года, охватив в общей сложности 420 ночей. Многократно наблюдая каждый участок неба, команда смогла не только определить местоположение этих объектов, но и отследить, как они движутся и меняется ли их яркость.

Исследователи составили детальную карту переменных звезд, которые могут служить космическими маркерами для измерения расстояний. Благодаря этому удалось получить точную трехмерную модель внутренних областей Млечного Пути, ранее скрытых за завесой космической пыли. Ученые также отследили движение гиперскоростных звезд, выброшенных из центральной области галактики под действием гравитационных сил сверхмассивной черной дыры.

Телескоп VISTA вскоре оснастят ​​новым инструментом 4MOST, а телескоп VLT той же обсерватории получит инструмент MOONS. Вместе они предоставят спектры миллионов объектов, которые наверняка повлекут за собой новые научные открытия.

Ранее ученые создали «облачный атлас» Марса,  собрав данные о марсианской атмосфере за 20 лет.