Оптическая иллюзия: сколько кругов на изображении?
Большинство людей, среди которых наверняка и вы, легко заметит на изображении два десятка прямоугольников. Точнее, декоративных кессонов, вроде тех, что можно найти в старомодных пабах и библиотеках. И в целом, вы будете правы — на фото ровно 20 прямоугольников. Ну, или кессонов. И вроде все легко и просто, но ровно до тех пор, пока не появится кто-то, кто увидит на изображении 16 кругов. Вы все еще уверены, что видите прямоугольники? Ну, или кессоны?
«Иллюзия кессона», ставшая теперь классикой, способной остановить рабочий процесс в любой организации, дебютировала в качестве финалиста в конкурсе «Лучшая иллюзия года» 2006 года, проводимого Обществом неврологических исследований. «Кессоны» тогда главный приз так и не получили, но запомнились всем куда лучше победителя. Неплохо для иллюзии, появившейся случайно.
Профессор психологии Стэнфордского университета Энтони Норча, открывший «кессоны», разрабатывал специфические стимулы для экспериментов по сегментации фигуры на основе ориентиров. Идея заключалась в том, чтобы записывать мозговые волны, в то время как участники наблюдали за изображениями, которые чередовались между однородным полем со столбцами и картинкой с кружками. Когда материал для экспериментов был готов, Норча заметил иллюзию.
Эта иллюзия атакует вашу зрительную систему информацией, которую вы можете решить несколькими способами. Вспомните другую классику — вазу Рубина. Глядя на эту иллюзию датского психолога Эдгара Рубина ваше восприятие неоднократно переключается между вазой и силуэтом с двумя лицами. Или посмотрите занимательное видео с вороном-кроликом — эффект будет таким же. Отличие «иллюзии кессонов» в том, что подавляющее большинство людей в первый раз видит прямоугольники. Для того, чтобы увидеть на изображении круги, ваш мозг должен работать по иной схеме.
Знаменитая «ваза-два-лица» психолога Эдгара Рубина
У нейробиологов есть несколько гипотез. Когда наша зрительная система обрабатывает информацию, то предпочтение отдается более ярким и неоднородным объектам. Другими словами, при одинаковом уровне физической яркости угол будет выглядеть ярче, чем прямой край или мягкий изгиб круга. Стало быть, с точки зрения мозга, углы более заметны, чем все остальное. Не стоит забывать и про предыдущий опыт, на основе которого мозг решает ту или иную задачу. То, что мы видим, когда смотрим на мир, сильно зависит от того, что мы уже видели в прошлом. Все просто: вокруг нас куда больше прямоугольников и квадратов, чем кругов: экраны компьютеров, вывески, здания и так далее. Есть еще одна хитрость — интерпретация информации с помощью текстовых и визуальных подсказок. Хоть с этой иллюзией она работает не так эффективно, но разница в восприятии все равно есть. Идея в том, что если показать эту иллюзию и спросить, сколько прямоугольников на ней изображено, то ваш подопытный увидит прямоугольники, а если попросить посчитать круги, то есть большая вероятность того, что он увидит именно круги.