Опаснее, чем мы думали: 10 удивительных фактов о тираннозаврах

28.11.2021, 07:45
Благодаря массовой культуре, тираннозавр представляется огромным монстром, который одиноко бродит, издавая дикий рев и уничтожая все на своем пути. В реальности (которая сильно расходится с фантазией режиссеров) гигантский ящер-тиран (а именно так переводится с древнегреческого «тираннозавр») выглядели и звучали иначе, были социально активны и совершали гораздо более устрашающие вещи, чем принято думать.
Наталья Полыця
Опаснее, чем мы думали: 10 удивительных фактов о тираннозаврах

Рот на замке: у них были губы

Возможно, тираннозавры не были такими зубастыми, какими их обычно изображают. Недавние исследования предполагают, что их острые жемчужные зубы были спрятаны за губными складками. Это открытие может изменить типичный образ динозавра, демонстрирующего свой клыкастый оскал.

Смертоносные клыки хищника Мелового периода были покрыты довольно тонким слоем эмали. Чтобы избежать разрушения эмали и, как следствие, зуба, такая тонкая и хрупкая эмаль должна постоянно поддерживаться влажной средой. Изучение современных крупных ящеров подтверждает эту теорию: у всех наземных видов, таких как комодский варан, закрытая пасть.

Их безгубые собратья, например, крокодилы, обитают в воде, во влажной среде, и не нуждаются в дополнительной влаге для сохранения зубной поверхности. Тираннозавр устрашал всех обитателей земли (не воды!), и ему были необходимы губы, чтобы защитить свои 10−15-сантиметровые зубы и сохранить их в отличном боевом состоянии.

Стадное чувство: тираннозавры перемещались стаями

Это один из фактов, почему вам скорее всего не захочется путешествовать во времени именно в Меловой период. Несколько лет назад в западной Канаде ученые обнаружили останки трех тираннозавров, перемещавшихся вместе. И хотя не были установлены причины их гибели, ученые получили некоторые впечатляющие сведения о повадках тираннозавров.

Три обнаруженных тираннозавра были зрелыми особями, уже повидавшими жизнь. Все трое прекрасно знали, как выжить в своем жестоком мире, где динозавр пожирал динозавра. Им было около 30-и лет —, а это солидный возраст для тираннозавра. Отпечатки кожи были все еще видны, и можно было даже разглядеть, что у одного из динозавров была оторвана левая лапа. Они шли друг за другом, но держались на расстоянии. Эти следы, оставленные 70 млн лет назад — лучшее доказательство того, что динозавры формировались в стада.

Фото

Переходный возраст: подростковый террор среди тираннозавров

Есть одна версия, которая объясняет, почему «канадское трио» держалось на расстоянии друг от друга. С самого раннего возраста детеныши тираннозавров вступали в жесточайшие схватки друг с другом. Останки одного из молодых динозавров, названного «Джейн» (хотя пол животного не был установлен), свидетельствуют о том, что динозавр был избит до полусмерти другим молодым динозавром.

По морде и верхней челюсти Джейн был нанесен тяжелый удар, который сломал ей нос. Противник был того же возраста, что и Джейн: отпечатки его зубов соответствует размеру зубов Джейн. На момент гибели Джейн было 12 лет, и эти травмы уже зажили, оставив навсегда морду сплюснутой. Это означает, что драка произошла значительно раньше, когда оба динозавра были еще моложе.

К своим 12-и годам Джейн уже была настоящим орудием смерти: кроха по сравнению со взрослым тираннозавром, она достигала 7 м в длину и 2,5 м в высоту в крестце, а вес составлял около 680 кг.

Фото

Он или она: гендерный вопрос

Палеонтологи до сих пор бьются над точным определением пола динозавров. Даже динозавры с гребнем, костяным воротником в задней части черепа, рогами, шипами и другими характерными чертами не обладают ярко выраженными гендерными признаками. Создается впечатление, что самцы и самки динозавров выглядели одинаково.

Однако взгляните на знаменитый MOR 1125, так же известный как «Би-рекс», один из экземпляров Музея Скалистых гор. Информационная табличка возле экспоната уверенно заявляет, что останки принадлежали особи женского пола.

Находка MOR 1125 была примечательно тем, что в бедренной кости этого динозавра сохранились мягкие ткани. Палеонтолог университета Северной Каролины Мэри Швейцер, исследуя их, сделала открытие: в останках она обнаружила так называемую медуллярную кость. Это особая структура, которая химически отличается от других типов костной ткани, которая появляется у самок перед откладкой яиц. Таким образом было доказано, что бедренная кость принадлежала самке, беременной на момент гибели.

Благодаря этому открытию стало понятно, что у динозавров, как и у птиц, резкий рост эстрогена во время беременности провоцировал появление медуллярной кости.

Фото

Тираннозавр как блюдо на ужин

Жестокие межвидовые схватки динозавров не заканчивались разбитыми носами. Если чье-то мясо было доступным, а тираннозавр голодным, можно было считать, что «кушать подано». Даже если это означало хруст костей двоюродного родственника.

Чтобы выжить в доисторическом мире, динозавру требовалось много мяса. Очень много мяса. Окаменелый кал динозавров содержит остатки полупереваренных костей и плоти. Это указывает на быстрый метаболизм у животного, и динозавр быстро становился снова голодным.

В научных кругах бытует мнения, что тираннозавры были каннибалами. Отдельные находки костей сохранили отпечатки зубов, выходит, что кости тираннозавра обгладывали сами тираннозавры. Ученые не уверены, питались они уже погибшими особями или убивали специально: скорее всего, оба варианта верны.

Фото

На зубок: уникальное строение зуба тираннозавра

Зубы динозавра — отличный реквизит для фильма ужасов: динозавр захватывает жертву, вонзается в нее зубами, брызжет кровь, и всем понятно, что у жертвы уже нет шансов. Зубы тираннозавров были остры, как кинжалы, однако это не единственная причина, почему они были смертоносным оружием.

Исследуя зубы тираннозавров, ученые заметили трещины, и сперва ошибочно их приняли за повреждения (конечно, ведь динозавры жадно и неистово поглощали пищу). Однако выяснилось, что это не повреждение, а особое строение зуба. Захватывая жертву, эти трещины позволяли прочно держать животное, сводя к минимуму возможность вырваться из пасти динозавра. Подобная структура зуба уникальна. Может, именно ее заслуга в том, что тираннозавры вошли в историю как одни из самых крупных хищников планеты.

Маленький тиран: родственник тираннозавра

В 1988 году палеонтолог Роберт Баккер объявил, что в семействе тираннозавров появился новый родственник, Nanotyrannus (буквально — «маленький тиран»). Такие выводы ученый сделал, изучая находку, череп динозавра из Кливлендского университета. По сравнению с головой тираннозавров этот экспонат был значительно меньше и гораздо уже. Кроме того, у него было больше зубов. Но был ли этот хищник миниатюрным родственником тираннозавра или все же его детенышем?

Мало кто верил, что тираннозавр может так быстро и так сильно измениться, и споры по поводу степени родства Nanotyrannus и тираннозавра длились довольно долго. А в 2001 году в штате Монтана был обнаружен наиболее сохранившийся молодой тираннозавр — им оказалась та самая Джейн, о которой рассказывалось выше. Этот динозавр-подросток имел много общего как с находкой из Кливлендского университета, так и с большими тираннозаврами.

Спор о видовой принадлежности Джейн остается открытым — так же, как и вопрос о самом существовании подвида тираннозавров Nanotyrannus.

Фото

По уму провожают: интеллект позволили тираннозаврам стать супер-хищником

Существует еще одна загадка в эволюции тираннозавра — и она опять связана с «миниатюрными» динозаврами.

Несколько лет назад, в 2016 году, ученые назвали и описали новый типовой вид тираннозавра — Timurlengia euotica. Такое имя досталось ему в честь Тимурленга, основателя Империи Тимуридов в Средней Азии: потому что основные находки, которые привели к таким открытиям, были сделаны на территории современного Узбекистана. Вторая часть имени означает «хорошие уши» — у этой особи были длинные каналы внутреннего уха, предназначенные для улавливания низкочастотных звуков.

Но самое интересное — это размеры. Ученые не могли понять, как динозавр размером 3−4 метра в длину, при весе примерно 170—270 кг, т. е. в целом примерно с лошадь, мог выжить в древнем мире. Более того: как он мог развиться в грозного супер-хищника весом более 7-и тонн? Ответ кроется в его интеллекте: да-да, именно интеллект позволил маленькому хищнику доминировать в жестоком мире.

Фото

Голову с плеч: тираннозавр мог обезглавить противника

Изучая костный воротник трицератопса, ученые обнаружили новые факты о повадках тираннозавров. На костных воротниках трицератопсов находили следы зубов, которые свидетельствовали о том, что тираннозавр не только ухватывался и грыз воротник трицератопса, но и буквально стягивал его. Спрашивается: зачем хищнику обгладывать ту часть животного, где нет мяса?

Оказывается, взрослы тираннозавр отгрызал голову трицератопсу. Шея трицератопса считалась деликатесом, а костный воротник служил помехой. Доказательством тому и следы зубов на суставах шеи трицератопса, что которые могли там оказаться только если голова жертвы была оторвана.

Фото

Грозное воркование тираннозавра: они не издавали ревущих звуков

Чтобы узнать, какие звуки завали тираннозавры, ученые исследовали их ближайших из ныне живущих родственников. Изучая звуки так называемых архозавров — крокодилов и птиц — палеонтологи пришли к выводу, что динозавры не издавали диких ревущих звуков, устрашающих все живое.

Если тираннозавр издавал что-то подобное, что издают птицы, у него должны были быть не голосовые связки, а воздушный мешок. Без голосовых связок издавать рев динозавр бы не смог. Реальный голос одного из самых опасных динозавров вас мог бы разочаровать: скорее всего, это было похоже на воркование.