Он убивал генералов и священников: жизнь террориста-самоубицы Бориса Савенкова
А вы бы вступили в партию эсеров? Расскажите в комментариях, чья историческая личность вас пугает больше всего!
Борис Савинков родился в привилегированной и обеспеченной семье в 1879 году. К 1897 году, будучи студентом юрфака СПбГУ, он приобрел репутацию увлеченного политика, франта и ловеласа. Позже появятся легенды о его похождениях среди женщин-членов Боевой организации, а также представительниц эстетической элиты России; во время тесных отношений поэтесса-символист Зинаида Гиппиус отдала ему псевдоним «В. Ропшин». Но, в целом, жизнь Савинкова оказалась не такой уж удачной, как может показаться на первый взгляд.
Террорист в России
Из СПбГУ Савинкова исключили за участие в студенческих беспорядках, позже, во время учебы в Варшаве, его арестовали за революционную деятельность, но отпустили, — затем последовало еще несколько подобных арестов. Вернувшись в Россию в 1900 году, 21-летний Савинков начал оттачивать свои навыки революционного пропагандиста: частые столкновения с правоохранительными органами укрепили его приверженность к революции и, главное, к силовому изменению политики.
Он вступил в партию социалистов-революционеров (эсеров) в 1903 году, присоединившись к Боевой организации. Так, 24-летнего Савинкова назначили руководителем убийства министра иностранных дел Вячеслава Плеве. Сначала у неопытного молодого человека ничего не выходило: только после нескольких покушений на Плеве группа Савинкова все же добилась успеха.
К 1906 году он не только скоординировал взрыв главы МИДа, но еще и эффективно спланировал убийство великого князя Сергея Александровича (внук императора Николая I). Так, Бориса Савинкова начали называть «генералом террора», как отмечает в своей книге Boris Savinkov, Renegade on the Left писатель Ричард Спенс. Кстати, события убийства Вячеслава Плеве стали содержанием книги Савинкова «Конь бледный», которая обрела широкую популярность, хотя и была опубликована под псевдонимом В.Ропшин.
Убийства и эмиграция
Весной 1906 года Савинков успешно осуществил убийство знаменитого священника Георгия Гапона, позже подготавливал убийство адмирала Чухнина, который командовал Черноморским флотом в Севастополе. Однако террориста поймали, посадили в тюрьму и приговорили к смертной казни. Савинкову удалось сбежать и он отправился в эмиграцию. К 1908 году Боевая организация эсеров активно разваливалась, Савинков не один год ездит по Европе, знакомясь с российскими мигрантами и местными политиками и звездами: вплоть до 1917 года он вне России и у него нет ни одного воплощенного терракта.
Революция
После Февральской революции знаменитый «генерал террора» вернулся в Россию: он активно продвигает идею продолжения боевых действий, всячески поддерживает политика Александра Керенского и генерала Лавра Корнилова, в том числе когда последний принял решение ввести смертную казнь на Юго-Западном фронте. К 22 сентября того же года Савинков значительно поднялся по карьерной лестнице — его избрали во Временный совет Российской республики (так называемый Предпарламент). Однако Октябрьской революции Савинков не обрадовался.
Смена взглядов
Уже в 1919 году он ведет переговоры с представителями Антанты, чтобы помочь белогвардейскому движению, позже Савинков активно скрывается от большевиков: листовки с его лицом расклеены по всему Петрограду. В 1920 году он обосновался в Варшаве, но в 1921 году его высылают, а в 1922–1923 годы он на время связывается с националистами, встретившись с Бенито Муссолини. В итоге же бывшая «звезда террора» оказывается в глубокой политической изоляции от всех.
Смерть
Роковым стал для Бориса Савинкова 1924 год: в результате операции ОГПУ «Синдикат-2» террориста завлекают в СССР. В августе Савинкова арестовывают вместе с его любовницей, к концу месяца писателя, политика и террориста приговаривают к расстрелу, но позже заменяют смерть лишением свободы на 10 лет. Меньше чем через год Борис Савинков покончит жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна пятого этажа здания госбезопасности (ВЧК) на Лубянке, —, но это лишь официальная версия.