Оказывается, психологическая устойчивость связана с ответом тела на стресс
Помните: стресс может играть роль в ускоренном старении даже до начала хронических заболеваний.
«Наше общество испытывает больше стресса, чем когда-либо прежде, что приводит как к негативным психическим, так и к физическим последствиям, — объясняют исследователи из Йельского университета в своей новой статье. — Хронический стресс связан с негативными долгосрочными последствиями для здоровья, повышая вероятность того, что стресс связан с ускоренным старением».
Команда сосредоточила свои усилия на «эпигенетических часах» — наборе маркеров метилирования ДНК, которые могут дать довольно точную оценку биологического возраста. Поскольку маркеры метилирования есть на каждом участке ДНК в вашем теле, у них есть дополнительный бонус — их можно тестировать по крови или, в некоторых случаях, даже по слюне. В итоге команда использовала один из таких маркеров под названием GrimAge.
Исследователи обследовали 444 взрослых в возрасте от 18 до 50 лет. Им раздали анкеты, в которых спрашивали о совокупном стрессе, самоконтроле и их текущем состоянии здоровья. Затем у них были взяты образцы крови для проверки метилирования GrimAge и измерения инсулинорезистентности и чувствительности надпочечников.
Команда обнаружила — что не особенно удивительно, — что накапливающийся стресс был связан с изменением этих метилирований. То есть, у тех, кто подвергался большему стрессу, были «более старые» клетки, чем они должны были иметь. Кроме того, команда обнаружила, что кумулятивный стресс был связан с чувствительностью надпочечников и резистентностью к инсулину, так что это была не только клеточная проблема.
Интересно, однако, ещё одно открытие — не у всех, у кого был хронический стресс, наблюдались одинаковые проблемы. Те, кто хорошо справлялись с эмоциональной регуляцией и самоконтролем — два фактора устойчивости, — по-видимому, сталкивались с меньшим количеством негативных эффектов.
«Эти результаты подтверждают популярное мнение, что стресс заставляет нас стареть быстрее, — сказал в своем заявлении один из исследователей, исследователь психиатрии Йельского университета Захари Харванек. — Но они направляют нас к многообещающему способу минимизировать эти неблагоприятные последствия стресса. Нам нужно просто приложить усилия для регуляции эмоций и самоконтроля».
Самоконтроль и эмоциональное регулирование — это не то чтобы лёгкие навыки. Но со временем их можно развить. И если сделать так, чтобы было меньше стресса, не вариант, работа над этими навыками может быть способом ограничить неблагоприятное воздействие на здоровье.
Поскольку это исследование является наблюдательным, мы не можем сказать, действительно ли стресс вызывает эти изменения, или это просто совпадение.
«Тем не менее, это исследование — первое, которое выявило чёткую взаимосвязь между накопленным стрессом и повышением показателей маркера GrimAge у здорового населения. Из этого мы предполагаем, что стресс может играть роль в ускоренном старении даже до начала хронических заболеваний, — пишет команда. — Примечательно, что эти отношения сильно сдерживались факторами устойчивости, включая самоконтроль и регулирование эмоций».