Одну из пыток на допросе научно проверили на эффективность
Представители правоохранительных органов столетиями использовали лишение сна как инструмент для добычи информации или получения признания от подозреваемых в преступлении. Однако этот метод никогда тщательно не исследовали и до недавней работы Златана Кризана, доктора наук в области психологии личности и социальной психологии из Университета штата Айова, было неизвестно, срывает ли недостаток сна печать молчания с уст задержанных или, напротив, намертво им сшивает рот.
В эксперименте 120 здоровым участникам предложили запомнить некую информацию, затем их разделили на группы. Двое суток члены одной группы спали, как привыкли, другие добровольцы ограничили себя умеренно: на 1−2 часа, остальные сократили сон примерно на 4,5 часа в сутки. Уменьшение времени сна фиксировалось как в личных записях добровольцев, так и при помощи актиграфии. Специальный прибор, актиграф, который участники носили эти 2 дня, измерял количество движений и, определяя уровни телесной активности, показывал длительность бодрствования и сна.
В результате те добровольцы, которые в 2 раза снизили продолжительность сна, выдали почти на 20% меньше информации во время первого «допроса», чем те, что спали как обычно. Участники с умеренным ограничением сна «выложили» примерно на 7% меньше данных, чем их высыпающиеся напарники по эксперименту. Во время второй беседы с добровольцами оказалось, что количество выданной ими информации практически не отличается. То есть пытка лишением сна никак не способствовала развязыванию языка. Напротив, у невыспавшихся людей было явно меньше мотивации что-либо рассказывать. По словам авторов, даже умеренный недосып может снизить эффективность допроса задержанного.