Один логотип на 85 лет: история фабрики шоколадного напитка Cacaolat

Символ бренда похож на логотип Coca-Cola, но это не плагиат.

История шоколадного напитка Cacaolat началась в 1931 году в Будапеште. На свадебном торжестве будущему владельцу фабрики Марку Виадер Бас подали молочный напиток на основе молока с какао и сахаром. Идея ему пришлась по вкусу, и по возвращении в Барселону он принялся за работу над созданием первого в мире шоколадного напитка, упакованного в бутылку.

Марк Виадер Бас

Восемь декад популярности и никакого глобального редизайна

Марк Виадер Бас работал на небольшой молочной каталонской фабрике Granja Comas с 1900 года. Получив опыт в этом направлении, в 1910 году он открыл маленький бизнес. Это стало началом успешного коммерческого пути.

Granja Viader и её работники

В 1925 году он основал молочную фабрику S.A. Letona. Марк с сыном Хуаном активно путешествовали по Европе, узнавая тенденции молочной промышленности, чтобы развивать свой бизнес.

Марк и Хуан Виадер Бас

В Будапеште владелец новой фабрики попробовал напиток на основе молока и какао, который подавался холодным. Идея ему понравилась, и вместе с венгерским химиком, имя которого не уточняется, они разработали секретную формулу шоколадного напитка. Формула и по сей день хранится под грифом «секретно».

Молочная фабрика Марка Виадер Баса S.L. Letona

Этот напиток был представлен в 1933 году на VI Международной ярмарке Барселоны на стенде молочной продукции, где стакан Cacaolata продавался по 5 сентимо (около 30 копеек по нынешнему курсу рубля). У стенда собралось много желающих, и этот день стал началом длинного и тернистого пути для бренда.

Автомобиль, обслуживающий фабрику Granja Viader

Первая стеклянная бутылка с напитком фабричного производства была выпущена в 1933 году с этикеткой Cacaolat, что в переводе с каталонского означает «Какао и молоко».

Первая бутылка Cacaolat и её дизайн упаковки

В то время в Барселоне шоколад подавали только горячим и в чашках в качестве сладкого соуса к чуррос — пончикам из заварного теста. Поэтому новая форма подачи барселонцам тоже пришлась по вкусу.

Стенд с Cacaolat на выставке в Барселоне

Логотипом продукта стала каллиграфическая надпись Cacaolat, что очень напоминает логотип Coca-Cola. Никакого плагиата — обычное совпадение. Объяснение тому простое — в 1930-е годы не было большого разнообразия каллиграфических шрифтов.

И хотя первая бутылка Coca-Cola была продана в Барселоне уже в 1928 году, активно импортировать газированный напиток начали только в 1950-е годы. Тем не менее, по данным офиса регистра марок OEPM (Oficina Española de Patentes y Marcas), никаких жалоб со стороны Coca-Cola в адрес марки Cacaolat зарегистрировано не было.

Первая этикетка Cacaolat

Новый продукт быстро стал популярным, и за первые три года продажи Cacaolat увеличились в три раза. К 1936 году Letona заняла первое место среди промышленных молочных предприятий и выпускала в день около 22 тысяч литров молока. Однако во время Гражданской войны импорт какао и производство в целом приостановилось, возобновить работу фабрики удалось к 1950 году.

Рекламный плакат Cacaolat 1950-х годов

Помимо надписи на этикетках был изображен нарисованный персонаж с портфелем в руке и бутылкой напитка на плече. Персонажа зовут Пепи.

Он является символом основной целевой аудитории напитка — детей. С самого начала марка презентовала себя как питательный напиток номер один на основе молока, которое так не любят дети, но с добавлением какао и сахара, что, вероятнее всего, понравится детям больше.

Первый логотип Пепи

На рекламных плакатах он изображался более детально.

Пепи на рекламном плакате, изображенный художником Джоан Гил и Гил

И только в 1966 (1965) году Пепи «ожил» и предстал перед публикой в виде человека. Художником персонажа стал Джоан Гил и Гил, и его идея заключалась в следующем: мальчик атлетического телосложения пышет здоровьем, потому что пьёт много Cacaolat. В одной руке у него большая бутылка напитка, что демонстрирует, что у Пепи много сил из-за напитка.

Этикетка Cacaolat с Пепи 1965 года
Рекламный плакат Cacaolat с Пепи 1970-х годов

В 1950–1960х годах дела у фабрики шли хорошо. В 1955 году производство переехало в здание побольше, на той же улице Пуджадес (Pujades). Запустилась новая маркетинговая стратегия. Название напитка сопровождалось фразой «Продукт номер один» как продукт наилучшего качества на основе натурального молока, которое необходимо для крепкого здоровья.

На протяжении почти 20 лет марка спонсировала разные спортивные события. В 1953 году выступила одним из спонсоров на футбольном матче между Wolverhampton и Barcelona.

Афиша футбольного мачта Wolverhampton — Barcelona 1953 года

Вышли в печать плакаты, где отмечалось, что напиток отлично пьётся холодным летом и горячим зимой.

Рекламный плакат Cacaolata 1950-х годов

В 1971 году первый вариант персонажа Пепи начали печатать на этикетках вместе с названием напитка.

Этикетка с небольшим редизайном 1970-х годов

Несколько лет спустя, в 1974 году, семья Виадер продаёт фабрику Letona другой испанской компании из сектора молочной промышленности Clesa. Галийская компания, основанная в 1943 году, в последующем вошла в состав группы компаний Dhul.

Производство продукции продолжается, а вместе с ней и работа над созданием бренда. В 1983 году Cacaolat был награждён премией Trofeo Tanit за лучший образ марки.

Плакат с премии Trofeo Tanit за лучший образ марки 1983 года

Для рекламных кампаний бренда рисуют местные художники и дизайнеры. Так, например, в 1996 году вышел рекламный плакат в стиле творчества Энди Уорхола, разработанный графическим дизайнером Иньиго Бельдаррайн Гилберт, который в это время работал дизайнером в крупнейшей газете Каталонии La Vanguardia.

Рекламный плакат в стиле Энди Уорхола 1996 года

На 65-летие бренда Хосе Мария Субиракс и Сиджар, испанский скульптор и художник, известный по работе над башней страсти собора Саграда Фамилия в Барселоне, создал литографию для рекламной кампании. На ней изображены силуэты головы девушки в символических цветах — белый и коричневый — на фоне башен исторического памятника Барселоны Каса Мила. В нижнем правом углу изображена бутылочка напитка.

Литография на 65-летие бренда художника Хосе Мария Субиракс и Сиджар

Накануне экономического кризиса произошли новые перестановки и поменялись владельцы фабрики. В 2007 году компанию выкупила испанская бизнес-сеть La Nueva Rumasa, в состав которой вошла и компания Clesa. В 2010 году у бизнес-сети появились долги по выплате перед работниками Clesa и Cacaolat.

И хотя в 2010 году La Nueva Rumasa планировала закрыть год с оборотом в €104 млн, что означало бы второй год последовательного роста, этого не случилось.

Профсоюз работников Испании подал прошение в Женералитет (высший орган самоуправления в Каталонии) и попросил помочь найти инвесторов для легендарной марки Cacaolat, чтобы не только сохранить местный бренд, но и «поддерживать стабильность рабочей силы».

Инвестором выступила пивоваренная фабрика Damm и Cobega и вложила в компанию €45 млн. Последняя является первой компанией-производителем Coca-Cola в Испании. Это помогло сохранить компанию, и продукция продолжала выпускаться под тем же названием и с тем же дизайном. На бумагах значился новый владелец.

Но в 2013 году бренд решился на новую упаковку в честь 80-летия марки. Главный герой этикетки — мальчик Пепи — приобрёл более чёткие очертания. У него больше нет портфеля в руках, футболка уже с коротким рукавом, а причёска стала более модной.

Обновлённое изображение Пепи на логотипе Cacaolat в честь 80-летия марки

Этот рисунок печатается на упаковке Tetra Pak, в которой продаётся Cacaolat объёмом в 200 мл. А чтобы отдать дань первой упаковке, были придуманы пластиковые бутылки объёмом в 1 литр, напоминающие стеклянные.

Дизайн упаковки нового формата в честь 80-летия бренда

За год до этого, в 2012 году, была создана Grupo Cacaolat, которая существует и сейчас. В 2013 году фабрика Какаолат переезжает в Санта Колому, пригород Барселоны, где сегодня сосредоточены производства многих компаний.

Почти в каждом кафе Барселоны продаётся Cacaolat в стеклянной бутылке, который можно попросить подогреть или, наоборот, взять из холодильника. На прилавках супермаркетов можно увидеть упаковки разного объёма в пластике и Tetra Pak.

До сих пор логотип бренда не изменился. За это время расширилась линейка продуктов, в которую вошли Cacaolat 0% из безлактозного нежирного молока и без сахара, Cacaolat Veggie из овсяного молока без глютена. Появились и два новых вкуса Cacaolat: Mocca с добавлением кофе и Noir с насыщенным вкусом какао — в состав входят дроблёные какао-бобы.

Главным продуктом бренда неизменно остаётся Cacaolat Original, который по-прежнему подаётся в фермерской лавке Granja Viader на маленькой улице Чукла (Xuclà) 4–6 в Барселоне, где начинал Марк Виадер. Там по-прежнему пастеризуют молоко для капучино, но Cacaolat теперь подают в стеклянной бутылке, упакованной на фабрике в Санта Коломе.

#какэтобыло

©  vc.ru